Понтонно-мостовой парк ПМП -pmp.html

Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы )

Понтонно-мостовой парк ПМП

pmp-a-01.jpg (44236 bytes)

Приложение к статье

Термин "понтонно-мостовой парк" означает комплект имущества для наведения через водные преграды мостов, проезжая часть которых опирается на плавучие опоры (понтоны). Из этого же имущества, как правило можно собирать и паромы для переправы людей и техники через водные преграды. Кроме того, в состав парка могут входить и транспортные средства для перевозки имущества (но не обязательно).

Понтонно-мостовой парк ПМП состоящий на вооружении Советской Армии с 1962 года предназначен для наведения понтонных мостов длиной до 227 метров под грузы 60т., понтонных мостов длиной до 382 метров под грузы 20т., а также сборки паромов различной грузоподъемности. Допустимая скорость течения до 2.5м. в сек. В отличие от всех своих предшественников мост ПМП не имеет отдельно понтонов и отдельно проезжей части. У него верхняя часть понтонов является проезжей частью

В комплект парка ПМП входят 32 речных звена, 4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирных катеров. Для перевозки звеньев и выстилок используются 38 специально переоборудованных автомобилей КРАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КРАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-130 или БМК-150 буксируются на прицепах или собственных колесных шасси 12 автомобилями Зил-130 (Зил-157). При комплектации парка катерами типа pmp-a-02.jpg (28989 bytes)БМК-Т,  эти катера перевозятся 12 автомобилями КРАЗ-255В на платформах автомобилей. Как вариант  в составе парка 2 катера типа БМК-Т и 10 катеров БМК-150.

Один автомобиль КРАЗ перевозит одно звено, состоящее из двух средних и двух крайних понтонов, соединенных шарнирными соединениями. В транспортном положении звено перевозится в сложенном виде на платформе автомобиля.

На снимке слева:  автомобиль с речным звеном.  Береговое звено отличается от речного своей формой, позволяющей сопрягать мост с берегом (немного поднимать или опускать   свой конец вверх) и наличием откидных съездных аппарелей. Кроме того, береговое звено имеет большую толщину стенок, что исключает повреждение понтона об дно при заезде на него танка.

pmp-a-03.jpg (24544 bytes)На снимке слева: автомобиль КРАЗ-255 с загруженным на него береговым звеном. Таких береговых звеньев в комплекте парка четыре, что позволяет собирать из одного комплекта два моста половинной длины.

Расчет звена должен состоять из водителя и двух понтонеров. Это требование заводской инструкции. Однако по штату мирного времени расчет звена состоит из водителя-понтонера и понтонера. Т.е. из двух человек.

Во всяком случае такой штат имел 1257 отдельный понтонно-мостовой батальон Центральной Группы войск (ЦГВ) в Чехословакии в конце семидесятых годов.

pmp-a-04.jpg (8375 bytes)При наводке моста или сборке парома автомобиль задним ходом въезжает в воду так, чтобы глубина в месте сброса составляла не меньше  1 метра; затем резко тормозит; понтонер, находящийся рядом с машиной, рывком за швартовый конец освобождает стопор; и звено, свободно лежащее на роликах платформы скатывается в воду.

pmp-a-05.jpg (12647 bytes)После попадания в воду под воздействием сил плавучести и торсионных шарниров звено раскрывается.

На снимке слева: звено в момент раскрытия. Звено в этот момент удерживается у берега швартовым, второй конец которого закреплен за машину.  Водитель подает машину вперед, подтягивая за швартовыйpmp-a-06.jpg (14771 bytes) конец развернувшееся звено  к берегу так, чтобы оно коснулось дна. Затем водитель-понтонер и понтонер поднимаются на палубу, запирают днищевые и палубные замки, превращая тем самым звено в жесткую конструкцию.

pmp-4.gif (1043 bytes)На рисунке звено в раскрытом виде (вид сзади). После запирания замков понтонеры соседних звеньев с помощью багров сближают свои звенья и соединяют их замками. Лента моста таким образом собирается вдоль берега. Собираемая лента моста удерживается у берега швартовыми, закрепленными за машины. По мере сборки ленты машины сбрасывают швартовы и уходят в район сбора. Ширина проезжей части 6.5 метра.

В то время пока идет сборка ленты моста   автомобили с катерами разгружаются ниже по течению и затем катера подходят к ленте моста.

После того, как лента моста собрана, с помощью буксирных катеров она разворачивается поперек реки, береговые звенья швартовыми закрепляются у берега, а сама лента удерживается на течении катерами до момента завоза и сбрасывания якорей, имеющихся на каждом звене. После натяжения якорных тросов и выравнивания ленты, катера отсоединяются и уходят. Однако, часть из них остается у моста с тем, чтобы поддерживать мост прямолинейным (далеко не всегда якоря справляются со своей задачей)

pmp-6.gif (1832 bytes)На рисунке часть ленты моста (вид сверху.. Темно-зеленым цветом показана проезжая часть шириной 6.5м. Такая ширина проезжей части позволяет танкам двигаться по мосту со скоростью до 30 км. в час, а колесной технике без ограничения скорости. Причем колесная техника может двигаться по мосту в две колонны или же возможно одновременное движение по мосту в обеих направлениях. при такой схеме сборки из одного комплекта можно собрать мост под грузы 60т. длиной до 227м.

Под грузы 20т. схема моста иная.pmp-7.gif (1268 bytes) Звено размыкается с одной стороны и звено разворачивается на 180 градусов. Лента моста в этом случае выглядит так: " звено в обычном виде - звено развернутое -звено в обычном виде -pmp-8.gif (1490 bytes)…". Ширина проезжей части тогда составляет только 3.3 м., но из одного комплекта можно собрать мост длиной 382 метра.

Если ширина реки превышает возможности парка по наводке моста, то из звеньев собираются перевозные паромы. Из  одного комплекта ПМП можно собрать 16 паромов грузоподъемностью 40т., или 10 - 60 тонных, или 8 - 80 тонных, или 4 130 тонных, или 4 170 тонных. Буксировка паромов осуществляется буксирными катерами типа БМК-130, БМК-150, БМК-Т. Заметим, что в комплекте парка только 12 катеров, следовательно для четырех 40-тонных паромов требуются какие либо pmp-a-07.jpg (22027 bytes)буксирные средства.

На рисунке слева: 60-тонный перевозной паром из парка ПМП, собираемый из 3 речных звеньев. Передвижение парома осуществляется двумя катерами-толкачами. Заезд танка на паром и съезд   производится по съемным аппарелям, которые уложены в ниши каждого звена (2 шт.).

Выстилка представляет собой уложенную на платформе автомобиля КРАЗ металлическую ленту из отдельных звеньев, соединенных шарнирно между собой. Выстилка предназначена для обеспечения возможности заезда на мост переправляемой техники в условиях топкого берега. Использованиеpmp-a-08.jpg (21654 bytes) выстилки разрешается только в военное время, т.к. танки за одну переправу приводят выстилку в полную негодность.

Для обратной загрузки звена каждая машина имеет кран-балку, уложенную на платформе, и тяговую лебедку. Звено подтягивается к берегу, понтонеры размыкают замки, устанавливают на торце звена тросовую систему, которую крепят к крюку тяговой лебедки. Трос тяговой лебедки переброшен через шкив кран-балки. Работой лебедки звено складывается в тот вид, в котором оно перевозится на машине. Затем лебедкой же передний конец звена поднимается до уровня задних роликов платформы автомобиля. Кран-балка вновь укладывается на платформу, а трос pmp-a-09.jpg (12532 bytes)лебедки перецепляется  к звену. Звено затаскивается на платформу машины.

Парк ПМП полного комплекта состоит на вооружении в армейском или фронтовом отдельном понтонно-мостовом батальоне (ОПОМБ). Батальон состоит:
*две  понтонные роты (16 речных, 2 береговых звена,  6 катеров и 1 выстилка в роте), *отдельный инженерно-технический взвод, имеющий  на вооружении комплект мостостроительных средств КМС ( ли установку строительства мостов УСМ), комплект тяжелого механизированного моста ТММ. Этот отдельный  взвод предназначен для обеспечения замыкания берегов с помощью небольших мостов на опорах при недостатке понтонов.
* ремонтный взвод,
*хозяйственный взвод.

Всего в батальоне около 250 человек.
Кроме того, по одной понтонной роте имеется в инженерно-саперном батальоне танковой (мотострелковой) дивизии (0.5 комплекта ПМП).

Согласно Боевого устава батальон выдвигается к реке в первом эшелоне дивизии. К наводке моста приступают после форсирования водной преграды первой волной десанта на плавающей технике (БМП, БТР, ПТС) как только будет исключена возможность обстрела водного зеркала преграды из стрелкового оружия и минометов.

Тактико-технические характеристики понтонного парка ПМП

Грузоподъемность и длины мостов, собираемых  из одного комплекта.......
60 тонн при длине 227м. и ширине проезжей части 6.5 м.
20 тонн при длине 382м. и ширине проезжей части 3.29м.
Время наводки моста и расчет личного состава................................................
60-т. мост за 30 мин.; 102 понтонера и   34 водителя
20-тонный мост за 50 мин.; 102 понтонера и  34 водителя
Скорости движения техники по мосту............................................................
танки (60-т. мост) - 30 км/час
автомобили (60-т. мост)- не ограничивается
автомобили (20-т. мост)-  30 км/час
Максимальная скорость течения........................................................................ 2 м/сек.
Собираемые из комплекта перевозные паромы...............................................

Грузоподъемность

количество звеньев для одного. размеры расчет время на сборку
40 тонн 16 2 речных 6.5х13.5м. 8 чел 8 мин.
60 тонн 10 3 речных 6.5х20.2м. 12 чел 10 мин.
80 тонн 8 4 речных 6.5х27.0м. 16 чел. 12 мин.
130 тонн 4 6 речных и 1 береговое 6.5х46.0м 28 чел. 13-15 мин.
170 тонн 4 8 речных и 1 береговое 6.5х59.5м. 36 чел. 16-20 мин.

Тактико-технические характеристики автомобиля КРАЗ-255Б с речным звеном

Количество автомобилей в комплекте парка......................................... 32
Габаритные размеры (при загруженном звене).......................................
длина ..........9.95м.
ширина........3.16м.
высота..........3.6м.
Вес.............................................................................................................. 19.8 т.
Максимальная скорость движения......................................................... 71 км/час
Глубина брода............................................................................................ 1м.
Запас хода по топливу.............................................................................. 750 км.
Экипаж......................................................................................................... 3 чел. (1 водитель и 2 понтонера)

Тактико-технические характеристики автомобиля КРАЗ-255Б с береговым  звеном

Количество автомобилей в комплекте парка......................................... 4
Габаритные размеры (при загруженном звене).......................................
длина ..........9.2м.
ширина........3.15м.
высота..........3.6м.
Вес.............................................................................................................. 20.034 т.
Максимальная скорость движения......................................................... 71 км/час
Глубина брода............................................................................................ 1м.
Запас хода по топливу.............................................................................. 750 км.
Экипаж......................................................................................................... 3 чел. (1 водитель и 2 понтонера)

Тактико-технические характеристики автомобиля КРАЗ-255Б с выстилкой

Количество автомобилей в комплекте парка......................................... 2
Габаритные размеры...................................................................................
длина ..........9.9м.
ширина........3.15м.
высота..........2.85м.
Вес.............................................................................................................. 18.53 т.
Максимальная скорость движения......................................................... 71 км/час
Глубина брода............................................................................................ 1м.
Запас хода по топливу.............................................................................. 750 км.
Экипаж......................................................................................................... 1 чел. (водитель)
Размеры выстилки в разложенном состоянии........................................ 11.7 на 2.94м.
Вес выстилки.............................................................................................. 2.67т.

Тактико-технические характеристики катера БМК-130

Количество катеров в комплекте парка......................................... 12 (если парк не комплектуется катерами других типов)
Габаритные размеры..................................................................................
длина ..........7.85м.
ширина........2.25м.
высота..........2.25м.
Вес.............................................................................................................. 3.99 т.
Экипаж....................................................................................................... 2 чел.
Максимальная осадка................................................................................. 63 см.
Максимальная скорость на воде................................................................ 22 км/час
Скорость при  буксировке грузов............................................................. 8.5  км/час
Тяга на швартовых..................................................................................... 1.45 т.
Расход топлива.......................................................................................... 24 л/час
Запас хода по топливу................................................................................ 10 час.
Габаритные размеры автопоезда (катер+ тягач Зил-131)
длина ..........16,24м.
ширина........2.32м.
высота..........2.36м.
Вес.............................................................................................................. 9.896 т.
Максимальная скорость движения с катером на буксире.................... 60 км/час

Тактико-технические характеристики катера БМК-150  см. в статье "Буксирно- моторный катер БМК-150М1"
(www.saper.etel.ru/texnica/bmk-150.html)

Тактико-технические характеристики катера БМК-Т  см. в статье "Буксирно- моторный катер БМК-Т"
(www.saper.etel.ru/texnica/bmk-t.html)

Дополнительная информация о Системе ПМП

P.S.
pmp-a-10.jpg (12881 bytes)Редко когда становятся известными имена тех, кто создавал инженерную технику, которой можно гордиться и сегодня. Отчего то в этом плане повезло только авиаконструкторам и конструкторам стрелкового оружия. Можно найти имена отдельных создателей артиллерийских систем, танков. А вот кто создал тот или иной образец средств инженерного вооружения, увы...
Однако, благодаря моему товарищу полковнику Камилю Фаритовичу Янбекову, мы можем сегодня назвать  автора и вдохновителя идеи парка ПМП полковника инженерных войск Юрия Николаевича Глазунова. Конечно, он не один изобрел эту уникальную конструкцию, а с коллективом инженеров 15 ЦНИИ  Министерства обороны СССР и СКБ Окской судоверфи. Но сама идея отказаться от многовековой схемы наплавных мостов,  которые только тем и отличались от мостов на жестких опорах , что опоры были плавучие,  а создать мост-ленту пришла именно Глазунову.
Практическая работа над созданием парка ПМП началась еще в 1947 году в Навашино в СКБ завода, который сегодня называется "Окская судоверфь".
Кроме Ю.Глазунова в конструировании принимали участие Андрей Александрович Фаддеев, Михаил Иванович Щукин, Иван Алексеевич Дычко, Н.А. Макурин, В.А. Жезляева, Б.Ф. Киселев, Г.П. Кузин, Г.Ф. Пискунов, Ю.А. Латкин, Г.Г. Логинов и многие другие.
Подробнее об этих людях и jб истории создания парка  ПМП можно прочесть на сайте "Guns.ru"   (forum.guns.ru/forummessage/18/287073-2.html).
Первые же расчеты и прикидки показали, что это будет парк превосходящий по своим возможностям все известные в мире парки минимум в четыре раза.
Руководству института это показалось совершенной фантастикой и проект едва не закрыли. Спас проект маршал Жуков, который счел, что за 860 тысяч рублей (сметная стоимость проекта) можно рискнуть.
Первое испытание прототипа парка  состоялось в 1954 году. Отзывы танкистов были настолько восторженные, что это вторично едва не погубило проект.  Вновь большое начальство не  могло поверить в возможности моста.
Однако возможным принять на вооружение парк ПМП оказалось возможным только с появлением 7-тонного автомобиля КРАЗ-214,  существовавшие до этого автомобили были не в состоянии возить понтоны этого парка.
Впервые ПМП продемонстрировал свой потенциал на показных учениях южнее Киева в присутствии членов политбюро ЦК КПСС во главе с Н.Хрущевым и представителей высшего командования вооруженных сил стран Варшавского Договора. На противоположный от гостей берег Днепра выехала колонна парка - на тот самый участок, где советские войска форсировали реку при освобождении Киева в Великую Отечественную войну. Тогда мост наводился в течение второй половины дня  и всей ночи.  А тут уже  через 17 минут  танковый батальон на полной скорости форсировал Днепр по мосту.
В 1962 году парк ПМП был принят на вооружение и буквально в течение 5 лет полностью заменил основной на то время парк Советской Армии ТПП. Во всяком случае, когда я  в 1966 году поступил в Калининградское высшее военно-инженерное училище, в парке училища от ТПП не оставалось ничего. И мы его не изучали даже в самых общих чертах.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации понтонно-мостового парка ПМП . Военное издательство. Москва 1966г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3.Понтонно-мостовой парк ПМП. Руководство по материальной части и применению. Военное издательство Москва 1981г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. К 1978 году американцы, не мудрствуя лукаво, просто скопировали парк ПМП с той лишь разницей, что понтоны сделали не стальные, а дюралевые, и поместили их на свои автомобили. А так даже число болтов на люках доступа внутрь понтона совпадает.

В шестидесятые-семидесятые  годы Чехословакия по лицензии выпускала парк ПМП, разместив его на своих четырехосных автомобилях Татра 813.

Летом 1979 года 1257 отдельный понтонно-мостовой батальон Центральной Группы Войск под командованием подполковника Скрягина А.В. во время учений у селения Горни Почапли на реке Лаба (Эльба) дал мост полной длины  днем за 13 мин.42 сек, ночью в условиях полной светомаскировки за 29 мин.54 сек.

Теоретически в одну ленту можно соединять сколь угодно звеньев. Автор наблюдал сборку моста из двух комплектов ПМП (430 метров). Однако такую ленту сложно удерживать на течении. Якоря не держат, а моторы удерживающих мост катеров быстро перегреваются. Командиру трудно согласовывать работу большого числа катеров. Так что мост 227м. оптимален. При большей ширине водной преграды  целесообразней осуществлять переправу паромами.

Для сравнения: Предшественник парка ПМП парк ТПП при примерно такой же длине моста перевозился на 98 автомобилях, собирался за 3-4 часа и для его эксплуатации требовалось 995 человек (понтонно-мостовой полк).