Возврат в статью "Понтонно -мостовой парк ПМП" Система
|
Тип | Материал | Длина (м) |
Ширина (м) |
Грузоподьемность (т) |
ПМП, ПМП-М | сталь | 6.75 | 8.1 | 20 |
ППС-84, ПП-91 | сталь | 7.2 | 8.1 | 22.5 |
ПМП-У | сталь | 8 | 8.1 | 26 |
ПМП-А (1 вар.) | легкий сплав | 12 | 8.4 | 40 |
ПМП-А (2 вар.) | пластмасса | 14.2 | 3.3 | 15-20 |
Речное звено ПМП в сложенном виде имеет размеры: длина
6.75м, ширина, 3.15м, высота 2.28м. Масса 6.79т.
Автомобиль КРАЗ-255 с загруженным на него речным звеном имеет габариты:
длина 9.95м, ширина 3.15м, высота 3.6м. Общая масса 18.96т.
Береговое звено ПМП в сложенном виде имеет размеры: длина
5.91м, ширина, 3.15м, высота 2.28м. Масса 7.25т.
Автомобиль КРАЗ-255 с загруженным на него береговым звеном имеет
габариты: длина 9.2м, ширина 3.15м, высота 3.6м. Общая масса 19.24т.
Звенья системы ПМП перевозят на базовых понтонных машинах - трех или четырехосных автомобилях и амфибиях, оборудованных специальными платформами. Понтонные машины выполняют все операции ( выгрузка, складывание, обратная погрузка) со звеньями как на воде, так и на суше, не требуя применения кранов.
Штатная понтонная машина - КрАЗ-255Б (его более комфортабельная модификация - КрАЗ-260Г) - трехосный автомобиль высокой проходимости с дизельным четырехтактным V-образным двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л/с, пятиступенчатой коробкой передач с двумя синхронизаторами и раздаточной коробкой с межосевым дифференциалом и муфтой включения переднего моста. Усилитель рулевого управления - гидравлический, рулевой механизм - винтореечный, рабочий тормоз с пневмоприводом. Передняя подвеска выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах с двумя телескопическими амортизаторами, задняя - балансирная с реактивными штангами. Шины диаметром 1300 мм и шириной 530 мм с регулируемым давлением от 1 до 3,5 кгс/кв.см. Имеется лебедка с тросом длиной 55 м ( тяговое усилие - 12 т), а также два топливных бака емкостью по 165 л.
Штатный экипаж понтонного автомобиля - два понтонера и водитель. Тренированному расчету для выгрузки звена на воду требуется до 1 мин, замыкания замков - до 3 мин, ввода звена в линию моста или парома - до 3 мин. Для вывода звена из моста или парома - до 1 мин, складывания и погрузки звена на машину - до 5 мин.
Для выгрузки звена достаточно поставить автомобиль на небольшом склоне кормовой частью в сторону подачи груза и нажать рычаг упора-фиксатора. При этом звено свободно скатывается с платформы по роликам и автоматически раскрывается на воде. Расчет замыкает звено двумя палубными и двумя днищевыми замками, после чего соединяет их в линию моста двумя нижними стыками. В паромах - дополнительно двумя стягивающими устройствами.
Разборку проводят в обратном порядке. Звено складывают с помощью лебедки с отбором мощности от двигателя понтонной машины. При этом тросы запасовывают в канифас-блоки стрелы понтонной платформы и на звене. Сложенное звено с помощью этой же системы грузят на платформу и автоматически закрепляют упором-фиксатором.
Масса, кг - 11950т.
Максимальная скорость, км/ч - 71
Габариты, мм: - длина - 8645 - ширина - 2750 - высота (по понтону) - 3170
Дорожный просвет, мм - 360.
Паромно-мостовые складные четырехпонтонные звенья типа ПМП нередко используют для сборки на их основе плавучих кранов практически любой грузоподъемности, размеров и конфигурации.
Самоходные варианты плавкранов передвигаются по воде с помощью штатных средств моторизации понтонных парков. Не составляет проблемы перемещение на буксире или толкачом. На время стационарной работы плавкрана с него отдают штатные якоря, а при волнении свыше 3 баллов - тяжелые якоря, массивы, анкера-присоски или выстреливаемые анкера. В этом случае предельно допустимая балльность волнения определяется конкретными условиями работы кранов.
Технические характеристики звеньев, понтонных автомобилей, и средств моторизации зависят от применяемой модификации парков: ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПМП-У, ПМП-А, ПМП-Д, МЛЖ, МЛЖ-М и др.
Время монтажа площадки в зависимости от ее размера и конфигурации, а также численности расчета колеблется в пределах 0,5-2 ч. Подобная оперативность оказалась наиболее привлекательной для аварийно-спасательных подразделений Министерства Обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям. В ходе проводимых ими операций осуществлялись подъемы и перемещения краном на плавплощадке ПМП грузов массой 40 т при вылете стрелы 10 м.
Плавучий портальный кран на железнодорожном ходу схемы М. Козлова, созданный на основе Системы ПМП, успешно применялся на строительстве стационарного моста через Аму-Дарью в 1980 г.
Плавучая буровая установка системы ПМП
Паромно-мостовые складные четырехпонтонные звенья типа ПМП в ряде случаев используют аварийно-спасательные службы Министерства обороны, собирая на их основе плавучие площадки для производства разнообразных работ на акваториях. При этом грузоподъемность, размеры и конфигурация плавплощадок ничем не ограничиваются.
В зависимости от вида работ площадки оборудуют различными агрегатами практически неограниченной массы - буровыми вышками, землечерпалками, копрами, компрессорами, сварочными аппаратами, лебедками и пр. Габариты, конфигурация и грузоподъемность плавплощадок Системы ПМП не является помехой для их перемещения на буксире или толкачом. Использование штатных средств моторизации придает плавплощадкам качество самоходных.
На время стационарной работы площадки с нее отдают штатные якоря, а при волнении свыше 3-х баллов - тяжелые якоря, массивы или анкера-присоски. В этом случае предельно допустимая балльность волнения определяется конкретными условиями работы плавплощадки.
Наибольшим успехом пользуются плавплощадки конструкции М. Козлова, с отверстиями различных размеров, смонтированные из звеньев Системы ПМП, а также подводные наклонные аппарели конструкции Е. Стаценко, опускаемые до самого дна. Они состоят из временно затопленных понтонов, не заполненных пенопластом, и применяются для подъема затонувших машин и проведения водолазных работ.
Технические характеристики звеньев, понтонных автомобилей, и средств моторизации зависят от применяемой модификации парков: ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПМП-У, ПМП-А, ПМП-Д, МЛЖ, МЛЖ-М и др. Сборка плавплощадок выполняется обычными для понтонных парков Системы ПМП способами. В зависимости от ее удаления собирают проезды или пешеходные переходы до берега из стандартных звеньев или отдельных понтонов.
Время сборки площадки составляет 0,25-2 ч в зависимости от ее размеров и численности расчетов. При монтаже допускается сокращение штатного расчета - от 2 понтонеров и 1 водителя на каждое звено до 2 понтонеров и 1 водителя на всю площадку.
Система ПМП предусматривает использование звеньев-модулей для оперативного монтажа плавпричалов-лент конструкции Ю. Глазунова практически неограниченной грузоподъемности, длины и ширины на внутренних водоемах и у необорудованных берегов морских акваторий. В этих целях применяют паромы-ленты с дополнительным якорным оснащением и все необходимые коммуникации для связи берега с кораблем устанавливают на палубах причалов.
Причалы-ленты Системы ПМП выгодно отличаются от всех существующих плавпричалов и обладают рядом достоинств. Среди них наиболее показательны - терра-гидро-аэромобильность, в 3-4 раза меньшая масса при аналогичных расчетных нагрузках и значительно меньшее время оборудования, а также неограниченная стойкость на волнении и непотопляемость.
При расчетном волнении до 3 баллов для создания причалов применимы любые обычные модификации звеньев Системы ПМП. При необходимости использовать на более сильном волнении протяженные конструкции, превышающие 8 звеньев, применяют специализированные мореходные модификации парков.
Использование в причалах Системы ПМП берегового звена быстро и гарантированно устраняет все проблемы классического жесткого сопряжения обычных плавпричалов с берегом. При колебаниях конструкции звено свободно перемещается по грунту в любом направлении. Благодаря этому место сопряжения причала с берегом при волнении чрезвычайно надежно и не ограничивает прохождение машин. Возможность вымывания легкого грунта под сходнями и береговым транцем звена исключается применением штатных дорожной выстилки и сетчатого или пленочного покрытия прибрежного дна.
Фиксация причалов осуществляется с помощью любых стандартных якорей: присосок, ковшовых, тяжелых якорей, монолитов и пр. Наиболее предпочтительны выстреливаемые анкера конструкции В. Чепенко-Ю. Кравчука. Для устранения качки и осадки под нагрузкой причал опускают до грузовой ватерлинии выбиранием якорных тросов (цепей). В этом случае конструкция из стандартных звеньев выдерживает любое волнение без ограничений.
Использование плавпричалов Системы ПМП началось в 1968 г., когда на войсковых учениях Краснознаменного Балтийского флота со среднего десантного корабля проекта 770Д на плавучий причал-ленту было успешно выгружено 5 основных боевых танков, поскольку СДК подойти к берегу не смог. В зависимости от площади причала Системы ПМП время его оборудования составляет 1-3 ч. Лучшие зарубежные образцы требуют для этого не менее 8 ч и нуждаются в благоприятных условиях сопряжения причала с берегом.
Паромы-ленты Системы ПМП Ю. Глазунова с элементами наращивания и уширения конструкций до практически неограниченных размеров пригодны для строительства на их основе взлетно-посадочных полос, способных принимать самолеты вплоть до средних транспортных. При этом габариты ВПП зависят от требуемой грузоподъемности, взлетно-посадочных характеристик самолетов и определяются числом паромно-мостовых звеньев, введенных в состав конструкции.
Такая ВПП полностью исключает необходимость в рулежных дорожках и не требует нескольких посадочных полей, ориентированных по местной розе ветров. Оснащение паромов средствами моторизации передвижения по воде дает ВПП возможность обслуживать несколько мест стоянки самолетов, оборудованных в разных районах береговой линии. При этом только размеры водоема определяют способ выруливания на старт - ВПП либо сама подходит к ангарам, принимает самолет, а затем разворачивается по ветру, либо на заякоренную ВПП самолет доставляют отдельным паромом-челноком. Оборудование парома-ленты взлетным трамплином и наличие на самолетах тормозных посадочных парашютов может сократить требуемую длину ВПП.
Демпфирование влияния течения с целью выпрямления длинной ВПП потребует централизованного руководства по радио механиками моторно-буксировочной группы ПМП. Однако это значительно дешевле постройки стационарного аэродрома даже самого низкого класса по существующим технологиям.
Технические характеристики звеньев, понтонных автомобилей, и средств моторизации зависят от применяемой модификации парков: ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ПМП-У, ПМП-А, ПМП-Д, МЛЖ, МЛЖ-М, МДП и др. Для приема тяжелых самолетов понтонные звенья ВПП достаточно зафиксировать с помощью любых стандартных якорей: присосок, ковшовых, тяжелых якорей, монолитов и пр. Наиболее предпочтительны выстреливаемые анкера конструкции В. Чепенко-Ю. Кравчука. При этом для устранения качки и осадки под нагрузкой ВПП опускают до грузовой ватерлинии выбиранием якорных тросов (цепей).
Для маскировки ВПП, ее расчленяют на секции из нескольких звеньев и рассредоточивают, укрывая вдоль береговой линии. При необходимости ВПП разбирают полностью и грузят на понтонные автомобили. В этом случае эффективная площадь отражения для авиационных средств радиолокационной разведки противника уменьшается до минимума. Численность расчетов и временные нормативы для сборки ВПП Системы ПМП - стандартные.
Для сооружения некоторых плавучих конструкций Системы ПМП (причалов, аэродромов, площадок работ на акваториях) используют различные мертвые якоря. Из железобетонных наиболее эффективны якоря типа «лягушка» конструкции Р. Мелешкова и Г. Ерша. От предыдущих образцов их отличает то, что держащая способность якоря значительно возросла благодаря наличию второго ножа.
Сравнительно недавно в морской практике нашли применение статоякоря с отклонением лап в обе стороны в пределах 34-50 градусов от оси веретена. На песчаных грунтах он способен держать около 20 собственных масс на воздухе, а на илистых - 15. Эти якоря выполняют цельносварными из мягкой стали. Их недостатком является то, что при эксплуатации необходимо применять длинный бридель, чтобы обеспечить минимальные углы якоря к горизонту.
Исследователи во главе с В. Христофоровым испытали кольцевой якорь, заглубляемый подмывом, и свайные якоря, заглубляемые в грунт вибрированием с подмывом. Кольцевой якорь массой 12 т замыли с помощью гидромониторов в плотные крупнозернистые пески на глубину 2,1 м. Толща воды на месте испытаний была около 10 м. При длине якорной цепи 56 м угол подхода к якорю равен 10-12 градусов. Держащая сила такого якоря равна 40-45 т.
Наиболее оперативна и эффективна постановка якорей с их искусственным заглублением путем завинчивания, а также с помощью взрывчатых веществ и ракетных двигателей.
1.Инструкция по материальной части и эксплуатации
понтонно-мостового парка ПМП . Военное издательство МО СССР. Москва 1966г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Понтонно-мостовой парк ПМП. Руководство по материальной части и
применению. Военное издательство Москва 1981г.
Возврат в статью "Понтонно -мостовой парк ПМП"
© А.Гилаев, Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника