Колейный минный трал КМТ-7 - kmt-7.html

Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-девяностые годы )

Колейный минный трал КМТ-7

kmt-7-01.jpg (25977 bytes)

Колейный минный трал КМТ-7 является навесным оборудованием на танк и предназначен для  проделывания колейных проходов в минных полях из противотанковых противогусеничных  и противоднищевых мин контактного типа. Он же является основным вооружением инженерных машин разминирования БМР-2 и БМР-3.

На снимке  справа : трал КМТ-7 наkmt-7-1.jpg (11047 bytes) машине БМР-3.

Трал состоит из двух катковых секций и колейного трала КМТ-8  ножевого типа.  Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину  или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся  за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями. Трал КМТ-8 здесь играет роль страховки, защищающей танк с тралом в случае, если противогусеничная мина по каким либо причинам (например, английская мина Mk 7 срабатывающая лишь при втором нажатии) не взорвалась под катком. Его действие основано на выглублении противогусеничных мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал КМТ-7 в отличие от трала КМТ-5М может использоваться на всех типах современных российских танков (Т-72, Т-80, Т-90).  Для   траления противопехотных мин трал не предназначен.

От автора. В некоторых сайтах указывается, что трал КМТ5 (КМТ-5М) и трал КМТ-4М могут навешиваться и на танки Т-72 и более поздние. Это не так. Углы наклона верхнего и нижнего лобовых листов у танков типа Т-62 и типа Т-72 различные и расположение крепежных платиков тоже иное. Израильтяне и американцы, чтобы иметь возможность навешивать трал КМТ-5 на свои машины, делали переходные колодки. Возможно, что это же пытались делать и у нас. Однако, проще оказалось разработать похожий на КМТ-5 трал КМТ-7, приспособленный именно для Т-72.

Трал КМТ-7 может  дополнительно оснащается  электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся  в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает   магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет  собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся   две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена  для обозначения начала, середины и конца прохода. Во время траления с подходом танка к внешней границы минного поля (когда точно неизвестна внешняя граница минного поля ее границей  считали момент подрыва первой мины в трале) механик-водитель выстреливает  первый пиросигнал, который вонзается  в землю по средней оси колейного прохода и горит ярким огнем в течение 1-2 минут. Метров через 30-40 механик выстреливает второй пиросигнал, а на внутренней границе поля третий пиросигнал. Для танков, следующих за тральщиком получается  отчетливо видимый световой створ. Механик-водитель обычного танка направляет  свою машину так. чтобы все  три огня сливались в один и помещался в правом углу левого триплекса. При подходе к первому пиросигналу танкист направляет танк так, чтобы след левого трассировщика был виден в левом углу левого триплекса и был виден до момента исчезновения третьего огня.

В принципе допустимо движение танков по проходу, проделанному одним тралом, однако рекомендуется следом за первым тралом пускать второй со сдвигом вправо или влево на 70см. В этом случае получается практически сплошной проход шириной 5.68 метра. Непротраленный промежуток имеет ширину в 0.4 метра по оси прохода. Вероятность того, что в этом промежутке есть мина исчезающе мала, тем более, что наверняка гусеница танка никогда на эту полосу не попадет.

Трал на танке может находиться только в рабочем   положении, т.е. катковые секции в транспортное положение не поднимаются. Ножевые секции (трал КМТ-8) могут находиться в транспортном или рабочем положении. Опускание ножевых  секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневмосистемы .  Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала с опущенными ножевыми секциями танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия при достаточно малом радиусе поворота происходит   разрушение ножевых секций. Для перевода ножевых секций  в транспортное положение танк должен остановиться и сдать назад. После выглубления ножей из грунта механик-водитель с помощью пневмосистемы поднимает секцию до момента срабатывания запорного механизма. После этого танк может двигаться обычным порядком. При положении ножевых секций в транспортном положении танк с тралом может делать повороты с радиусом более 65 метров.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние и верхние бонки Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, монтаж пневмооборудования) 3.5 часа . Время навески трала силами экипажа 35-40 мин, время снятия ножевых секций 5-10 мин.

Ножевые секции трала  могут   находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке только   пневмооборудование, кронштейны.  Сами ножевые секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей. Катковые секции навешиваются на танк только перед преодолением минного поля. В район навешивания катковых секций они доставляются транспортом инженерно-саперной роты, разгружаются автокраном и раскладываются так, чтобы танк мог подъехать к ним и прицепить силами экипажа.

После преодоления минного поля, механик-водитель с помощью пиропатронов отстреливает катковые секции, переводит в транспортное положение ножевые секции, а при наличии времени, экипаж снимает за 8-10 минут ножевые секции и оставляет все это на месте, уходя выполнять свои боевые задачи. Сбор, погрузка и транспортировка тралов для последующего использования - это задача инженерно-саперной роты полка

Комплект трала состоит из двух катковых секций, двух ножевых секций, пневмооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка),  трассировщик, кассеты пиросигналов и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной катковой секцией 80-87см.,  ножевой секцией 60см.   ширина непротраливаемого промежутка между катковыми     секциями 1м.62см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.95см., длина (от носа танка до передней точки трала 3.45 м.

Общий вес трала 7500 кг. Вес одной катковой  секции 2250 кг., вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-12 км. в час. Максимальный угол подъема 23 градуса, угол крена 20 градусов, ширина преодолеваемого рва 2.5 метра. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Живучесть катковой секции составляет 6 взрывов мины ТМ-57 или 2 взрыва мины ТМ-62. Это данные завода. Реально трал выдерживал по 10-15 взрывов, причем из строя выходили только сами катки, которые довольно легко заменить. Тактические расчеты показывают, что на стандартном минном поле армии США трал может встретить  в колеях от 1 до 7 противотанковых мин, до 10 противопехотных фугасных мин, до 9 противопехотных мин осколочных. В непротраливаемом промежутке может остаться до 1-3 противотанковых мин  и до 12-14 противопехотных фугасных мин.

Тактика преодоления минных полей предусматривает, что за каждым танком с тралом КМТ-7 следует инженерно-саперное отделение, которое с помощью удлиненных зарядов ВВ или вручную проверяет межколейное пространство и взрывает, или удаляет оставшиеся мины, уширяет проход до 6 метров, обозначает его. После этого проход пригоден для движения любой техники или людей. Танк с тралом  за минным полем  и остальные танки  перед минным полем в это время своим огнем прикрывают работу саперов. По необходимости к прикрытию саперов подключаются мотострелки, артиллерия, минометы.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. В ИСР  танкового полка имеется 3 трала перевозимых на 3 машинах Урал-375(Урал- 4320) с прицепами  ( по одному тралу на машине). В ИСР мотострелкового полка 1 трал, перевозимый на 1 машине Урал-375(Урал- 4320) с прицепом. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками   и разгружать тралы силами водителей с привлечением автокрана роты. Также и обратный процесс

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1988г.
3.Сайт "Броня" (http://armour.da.ru)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Трал КМТ-7 в принципе мало чем отличается от своего предшественника трала КМТ-5М. Несколько уширена зона траления катками, устранены недостатки, выявившиеся в процессе эксплуатации старого трала, упрощена технология изготовления, повышена прочность. Сами катки получили несколько большую свободу перемещения в вертикальной плоскости, что обеспечило более лучшее копирование катками местности. Да в качестве ножевых секций используется не трал КМТ-6, а более усовершенствованная модель КМТ-8.