Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-девяностые годы )

Колейный минный трал КМТ-8

kmt-8-01.jpg (33809 bytes)

Колейный минный трал КМТ-8 является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых  мин. Трал является индивидуальным средством и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков.

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на   танках Т-72, Т-80, Т-90.  Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин  трал может  оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

От автора. Два цилиндра, наклонно торчащие вверх из под нижнеого лобового листа танка это электроманитная приставка ЭМТ, а по сути дела самостоятельный минный трал, предназначенный для инициирования мин со взрывателями, имеющими магнитные датчики цели.   Я специально написал длинно "...мин со взрывателями, имеющими магнитные датчики цели". Это чтобы читатели не путали  такие мины с объектными минами (например МПМ, СПМ,...), которые тоже все называют магнитными, но в которых магниты служат лишь в качестве закрепления мины на металлическом объекте.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется,  попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины kmt-8-2.gif (11725 bytes)установлены в снег, на ножи надевается   специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивает скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева:  правая секция трала в рабочем положении. Устройство траления противоднищевык контактных мин в виде откидной штанги здесь не показано.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин,   такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка  с помощью пневосистемы. Пневомоцилиндры опускания и поднимания секции внутри корпуса секции трала  Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 600 кг, входящей в комплект трала.  Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема , монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке пневомоборудование, кронштейны. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, элементов пневмосистемы, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 120см.

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-6. В ИСР  танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 ( по три трала на машине). В ИСР мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками   и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс.

Заметим, что данные об оснащении танковых и мотострелковых полков тралами относятся к Советской Армии восьмидесятых годов. В связи с переходом сегодняшней Российской Армии на систему  батальон-бригада, эти данные вероятно устарели.

Источники

1.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. (ТО и ИЭ). Москва. Военное издательство. 1988г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

Декабрь 2012г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. КМТ-8 очень похож на своего предшественника КМТ-6, однако обладает рядом преимуществ. Во-первых, все управление трала переведено на пневмосистему, что упростило монтаж трала, обеспечило его независимость от состояния электроборудования танка. Во-вторых пневмоцилиндры с верхнего лобового листа перенесены внутрь трала, что несомненно повысило его живучесть и упростило его монтаж.  Однако как и прежде пневмошланги свободно болтаются на броне, а их увеличившаяся длина отнюдь не способствует их целости. Да и от других недостатков КМТ-6 избавиться не удалось. Хотя трал снабжен предохранительным устройством для выглубления ножей из грунта при попадании на непреодолимое препятствие, но система эта работает только в боевом положении, да и то неудовлетворительно. Низкая подвеска трала в транспортном положении приводит к тому, что при движении танка по пересесченной местности нередко секции трала утыкаются в землю и танк своим дальнешим движением подминает их под себя и разрушает. Постоянно держать секции на танке невозможно из-за их большого веса ( выходят из строя амортизаторы передних катков, разрушаются подшипники передних катков и торсионы)..