Инженерные боеприпасыРусская (Красная) АрмияБольшой шрапнельный фугас Активно применялся
Русской Армией в годы Первой Мировой войны для защиты оборонительных позиций
на всех фронтах. Ограниченно использовался Красной Армией
в годы Гражданской войны (1918-24гг.). Информации об использовании этого
изделия другими противоборствующими сторонами Гражданской войны
автор не имеет. В управляемом варианте электроимпульс подается с пункта управления по проводам от подрывной машинки ПМ-13 или сухой галетной батареи. В неуправляемом варианте электроимпульс подается от
внешней батареи через датчик цели, в качестве которого могут использоваться: Также применяется замыкатель наклонного действия полковника Стандера, используемый здесь в качестве датчика цели натяжного действия. В отличие от трех других замыкателей он имеет собственный источник питания ( гальваническую батарею). При использовании любого из замыкателей фугас может устанавливаться так, что приводится в боевое положение (и обратно в безопасное) с пункта управления, но взрыв происходит, когда жертва непроизвольно воздействует на датчик цели; или же фугас полностью автономен. Внешне представляет собой жестяной цилиндр высотой около
28 см. и диаметром около 13 см. Внутри корпуса (1) находится снаряд (2), который имеет
двойные стенки. Между наружной и внутренней стенками снаряда уложена
шрапнель общим весом 10 фунтов (4.54кг.). В качестве шрапнели могут
использоваться как шрапнельные пули от артиллерийских снарядов, так и
отбракованные винтовочные пули, бракованные шарики от шарикоподшипников и
даже любой другой мелкий металлический лом. В верхней части колодки закреплен капсюль-детонатор №8
(6). Внутри колодка имеет сквозное сверление, в которое вставлена
прямая вытяжная трубка ПВТ (7), вытяжное кольцо терки которой выходит
ниже деревянного донца. При резком выдергивании терки в трубке
воспламеняется пиротехнический состав, который форсом пламени заставляет
взорваться капсюль-детонатор. Нижняя часть корпуса фугаса имеет утолщенные стенки и в
ее днище ввинчена жестяная коробка на металлическом поддоне (пороховая
коробка), содержащая 9 золотников (38.4 грамм) черного пороха (9). Снизу в
коробку вставлен электрозапал Военно-инженерного ведомства (10), провода
которого через сосок (11) выведены наружу. Тактико-технические характеристики большого шрапнельного фугаса
Корпус фугаса окрашен в темно-зеленый цвет (возможна и
другая окраска или просто оцинковка). Сведений о маркировке на корпусе не
имеется. Подготовка фугаса к применению. Извлечь фугас из ящика. перевернуть дном вверх. Вывинтить из корпуса пороховую коробку. Через открывшееся в дне отверстие вытащить и расправить цепочку. Поставить фугас крышкой на землю. Взять из ящика колодку со вставленной в нее вытяжной трубкой. Вставить в колодку капсюль-детонатор. Присоединить с помощью карабина цепочку к колодке. Проверить с помощью шаблона возможность ведения колодки в снаряд. Осторожно вставить колодку в снаряд и закрепить ее с помощью винтов. Положить фугас набок и осторожно уложить цепочку в пространство между днищами корпуса и снаряда. Снять с пороховой коробки предохранительную крышку и ввинтить коробку в днище корпуса. Присоединить к проводам, выходящим из соска кабель управления. Фугас устанавливается в лунку глубиной около 16 дюймов (41см.). Под ручку для переноски пропускается палка, концы которой вкапываются в стенки лунки. Это делается для того, чтобы в момент выбрасывания снаряда из корпуса удержать корпус на месте и обеспечить требуемое натяжение цепочки. От автора. На мой взгляд, в этой палке нет никакой необходимости. В момент взрыва порохового заряда корпус по закону отдачи наоборот вжимается в грунт. Кроме того, трение грунта о стенки корпуса создает достаточную удерживающую силу. А усилие, потребное, чтобы выдернуть терку из вытяжной трубки не превышает 1-1.5 кг. Кабель управления выводится по стенке лунки наружу и маскируется. Высота маскировочного слоя над фугасом определяется условиями местности. Считается, что его высота не должна превышать 5 см. Если установка производится перед началом зимы, то фугас устанавливается так, чтобы крышка корпуса возвышалась бы над уровнем земли на 3-4 см. с тем, чтобы обеспечить свободный вылет снаряда и после замерзания грунта. При подаче электроимпульса через кабель управления на электрозапал последний дает форс пламени, который взрывает порох в пороховой коробке. Давлением пороховых газов снаряд сбрасывает с корпуса крышку и вылетает на высоту от поверхности примерно на 40-45 см. Подъем снаряда происходит до момента пока цепочка не натянется на всю свою длину (71см.). Поскольку нижний конец цепочки закреплен на днище корпуса, то ее верхний конец выдергивает за кольцо терку вытяжной трубки. Трение терки о пиротехнический состав приводит к его вспышке. Форс пламени взрывает капсюль-детонатор, а от последнего взрывается основной заряд фугаса, в результате чего шрапнель разбрасывается в стороны поражая личный и конский состав. От автора. Хотелось бы отметить два любопытных момента. Первый. В общем и целом этот фугас по современному
следует именовать выпрыгивающей противопехотной осколочной миной с
готовыми поражающими элементами. Никакого фугасного действия на цель он не
оказывает, т.е. на цель силой взрыва не воздействует. Однако в описываемый
период русская минная терминология отличалась от современной. Эта классификация сохранялась вплоть до начала тридцатых годов. Второй момент. Как следует из книг по
кавалерийской службе, лошади куда острее, чем человек, реагируют
на ранения, погибают от таких ран, от которых человек обычно выживает,
а лечение не смертельных ран длится очень долго и трудно, после чего лошадь
обычно уже непригодна к строевой службе. В Русской Армии таких лошадей
отправляли в тыл, где их раздавали бесплатно в крестьянские семьи,
главы которых воевали на фронте. Для крестьянского обихода лошади вполне
годились. Это привело в годы Первой Мировой войны к значительному увеличению
конского поголовья в сельском хозяйстве и очень значительному повышению
качества крестьянских лошадей. Стоит ли говорить о том, какое значение в
крестьянском хозяйстве в те времена играла лошадь, тем более хорошей породы. Не по теме. Деникин в своих мемуарах указывает
на то, что войска на фронте оставались вполне управляемыми и боеспособными
даже к февралю 1917 года, а разложение армии началось и развилось (отравив
затем и фронт) в тыловых частях, где постепенно собрались люди, совершенно
не желавшие воевать, и любыми способами уклонявшиеся от отправки на фронт. А
все время витавшая над ними угроза оказаться в окопах, делала их очень
восприимчивыми к любой агитации, которая устраняла или ослабляла эту угрозу.
Флот (особенно Балтийский) также в силу своего фактического неучастия в
войне присоединился к армейским тыловикам, когда стали ходить упорные и
небезосновательные слухи о том, что большую часть экипажей спишут на берег и
отправят на фронт. Флотские офицеры, над которыми также висела эта угроза,
молчаливо поощряли матросов к бунту, не ведая о том, что бунт на флоте
начнется как раз с избиения офицеров. Комплектующие фугаса и замыкатели, применяемые с ним. Тактика применения большого шрапнельного фугаса. Источники1.Наставленiе для инженерныхъ войскъ по спецiальному
образованию. Подрывныя работы. Новая Россия. Петроград. 1917г. ---***--- |
©Веремеев Ю.Г. Главная страница Заметки на полях Фугас можно считать весьма совершенным даже для периода Второй мировой войны, хотя в советских довоенных и времен войны служебных изданиях этот фугас даже не упоминается. Однако, если верить немецкой Памятке по советским трофейным минам и взрывателям издания января 1942г., с этим фугасом и с замыкателями трубчатым и Бродского германские саперы сталкивались на протяжении всего 1941 года. Последними достоверными на сегодняшний день сведениями об использовании БШФ в боях стоит полагать информацию об обнаруженном минном поле из этих фугасов возле железной дороги, ведущей от Вологды на Архангельск (445 верста Вологодской железной дороги). Там по сведениям историка и краеведа Алексея Сухановского в 1918-20 годах большевики вели упорные бои против белых, поддерживаемых американскими войсками. Поскольку бои в этой таежной непроходимой местности в основном сосредоточились на железной дороге, то белые с американцами создали несколько опорных пунктов с фортификационными сооружениями и системой заграждений. Большие фугасы входили в систему заграждений.. Поисковиками А.Суханова было обнаружено не менее 8-10 БШФ и остатки блиндажа, из которого, очевидно, осуществлялось управление фугасами. Экземпляр большого шрапнельного фугаса имеется в Санкт-Петербургском музее истории артиллерии, инженерных войск и войск связи. |