Инженерные боеприпасыКрасная АрмияПротивотранспортная мина АС
Предназначена для выведения из строя автотранспорта и гужевого транспорта противника (автомобили, мотоциклы, конные повозки) движущегося по автодорогам. Может также использоваться в качестве мины-ловушки натяжного или обрывного действия. Мина натяжного/обрывного действия фугасная. Взрыв мины происходит, когда транспортное средство зацепится за натянутую поперек дороги на высоте 10-15 см. бечевку и натянет, либо оборвет ее. Мина устанавливается на обочине дороги на грунт или в грунт и маскируется. Однако крайне незначительный заряд мины (всего 400 гр. тротила) заставляет считать эту мину в большей степени взрывным устройством. Для выведения из строя движущегося автотранспорта мину требуется усиливать зарядом ВВ массой не менее 5-15 кг. Как мина-ловушка против личного состава может использоваться и без дополнительного заряда ВВ.
В предохранительном положении электровзрывная цепь мины разомкнута в двух местах - в колодке предохранительного замыкателя и в колодке боевого замыкателя. Оба замыкателя в общем-то одинаковы по конструкции и представляют собой механизмы, похожие на механизм обыкновенной мышеловки. Предохранительный замыкатель (7) имеет подвижный контакт (подпружиненную рамку) и один неподвижный контакт в виде металлической полоски. прикрепленной к основанию колодки. Замыкатель в разомкнутом положении удерживается за счет того, что привязанная к петле рамки толстая нитка (9) проходит сквозь отверстие в боковой стенке мины и привязана к фитилю (10), уложенному в наружную нишу (12) на боковой стенке мины. Эта нитка удерживает рамку в приподнятом положении. Для приведения мины в боевое положение необходимо
повернуть заслонку (13) ниши, подпалить фитиль и вновь закрыть Рамка боевого контакта (8) удерживается в приподнятом положении за счет шпагата (11), привязанного к ней и проходящего сквозь прорезь в передней стенке мины и уходящего к наружному колышку, который устанавливается на противоположной обочине дороги. При установке мины провода от электродетонатора
заизолированы и ни к чему не присоединяются. В штепсельный разъем на верхней
плоскости колодки вставляются Взрыв мины происходит при натяжении или обрыве шпагата, который одним концом привязан к колышку по другую сторону дороги, другим за кольцо на рамке боевого замыкателя. При натяжении шпагата рамка, преодолевая сопротивление пружины поворачивается до соприкосновения в контактом на вертикальной стенке колодки. А при обрывании шпагата, рамка под действием пружины опускается и соприкасается со своим нижним контактом. Разумеется, до этого предохранительный контакт уже должен быть замкнут. Мина согласно инструкции обезвреживанию и извлечению не подлежит. Вместе с тем ее обезвреживание не представляет особых затруднений. Достаточно открыть крышку мины и выдернуть провода электродетонатора из штепсельного разъема. Затем вытащить электродетонатор из шашки. Дальнейшие действия с миной совершенно безопасны. Следует считаться с тем, что под мину АС может быть установлена мина-ловушка МС-2. При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовой или дождевой воды вкладыванием в резиновый мешок, обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать утепление мины. С наличием утеплителя батарея работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -10 градусов.
Тактико-технические характеристики мины АС
Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор, батарея отдельно в своей штатной укупорке. К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения формуляра по инстанции до начальника инженерной службы армии или фронта включительно. До оставления минерами места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев. Эксплуатация в зимнее время по температурах ниже -10-15 градусов нежелательна из-за замерзания батареи питания. Мина АС может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка на мину не наносится. Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется. От автора. Смотри Комментарий. Июнь 2006 г. Источники1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной
части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г. ---***--- |
©Веремеев Ю.Г. Главная страница |