Инженерные боеприпасы

Красная  Армия

Противотранспортная  мина АС

as-1.jpg (15482 bytes) Более известна под названием "Автомобильная   мина Старинова (АС)". Была предложена полковником И.Г.Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА осенью 1941 года.  По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.

Предназначена для   выведения из строя  автотранспорта и гужевого транспорта противника (автомобили, мотоциклы, конные повозки) движущегося по автодорогам. Может также использоваться в качестве мины-ловушки натяжного или обрывного действия.

Мина натяжного/обрывного   действия  фугасная.

Взрыв мины происходит, когда транспортное средство зацепится за натянутую поперек дороги на высоте 10-15 см. бечевку и натянет, либо оборвет ее.

Мина устанавливается на обочине дороги на грунт или в грунт и маскируется. Однако крайне незначительный заряд мины (всего 400 гр. тротила) заставляет считать эту мину  в большей степени взрывным устройством. Для выведения из строя движущегося автотранспорта мину требуется усиливать зарядом ВВ массой не менее 5-15 кг. Как мина-ловушка  против личного состава может использоваться и без дополнительного заряда ВВ.

as-2.jpg (18629 bytes)Конструктивно, представляет собой деревянный ящик (1) с откидной на шарнире   крышкой (2). Внутри ящика размещены- тротиловая 400-граммовая шашка (3) с электродетонатором (4), гальваническая батарея СБС (5); элементы электровзрывной цепи -  колодка штепсельная (6), колодка предохранительного замыкателя (7), колодка боевого замыкателя (8) и комплект проводов.

В предохранительном положении электровзрывная цепь мины разомкнута в двух местах - в колодке предохранительного замыкателя и в колодке боевого замыкателя.  Оба замыкателя в общем-то одинаковы по конструкции и представляют собой механизмы, похожие на механизм обыкновенной мышеловки.

Предохранительный замыкатель (7) имеет подвижный контакт (подпружиненную рамку) и один неподвижный контакт в виде металлической полоски. прикрепленной к основанию колодки. Замыкатель в разомкнутом положении удерживается за счет того, что привязанная к петле рамки толстая нитка (9) проходит сквозь отверстие в боковой стенке мины и привязана к фитилю (10), уложенному в наружную нишу (12) на боковой стенке мины. Эта нитка удерживает рамку в приподнятом положении.

Для приведения мины в боевое положение необходимо повернуть заслонку (13) ниши, подпалить фитиль и вновь закрыть as-3.jpg (16324 bytes)заслонку. Фитиль тлеет со скоростью  1 см. в 1-3 минуты. Когда фитиль догорит до нитки, то пережигает ее. Рамка предохранительного контакта поворачивается под действием пружины и замыкает контакты. С этого момента электровзрывная цепь мины разомкнута только в колодке боевого контакта. Мина в боевом положении.

Рамка боевого контакта (8) удерживается в приподнятом положении за счет шпагата (11), привязанного к ней и проходящего сквозь прорезь в передней стенке мины и уходящего к наружному колышку, который устанавливается на противоположной обочине дороги.

При установке мины провода от электродетонатора заизолированы и ни к чему не присоединяются. В штепсельный разъем на верхней плоскости колодки вставляютсяas-4.jpg (8038 bytes) провода контрольной лампочки. Предохранительный контакт должен быть уже в разомкнутом положении. К рамке боевого контакта привязывается шпагат. Лампочка должна гореть. Потянуть шпагат. Лампочка гаснет. При дальнейшем натяжении шпагата лампочка вновь загорается. Закрепив шпагат в натянутом положении так, чтобы лампочка не горела, ее  провода извлекают из разъема и на это место вставляют провода электродетонатора. Крышка закрывается и мина маскируется.

Взрыв мины происходит при натяжении или обрыве шпагата, который одним концом привязан к колышку  по другую сторону дороги, другим за кольцо на рамке боевого замыкателя. При натяжении шпагата рамка, преодолевая сопротивление пружины поворачивается до соприкосновения в контактом на вертикальной стенке колодки. А при обрывании шпагата, рамка под действием пружины опускается и соприкасается со своим нижним контактом. Разумеется, до этого предохранительный контакт уже должен быть замкнут.

Мина согласно инструкции обезвреживанию и извлечению не подлежит. Вместе с тем ее обезвреживание не представляет особых затруднений. Достаточно открыть крышку мины и выдернуть провода электродетонатора из штепсельного разъема. Затем вытащить электродетонатор из шашки. Дальнейшие действия с миной совершенно безопасны. Следует считаться с тем, что под мину АС может быть установлена мина-ловушка МС-2.

При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовой или дождевой   воды вкладыванием в резиновый мешок,  обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать   утепление  мины. С наличием утеплителя батарея  работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -10 градусов.

 

Тактико-технические характеристики мины АС

Тип мины…………………………………....................................... противотранспортная  натяжного/обрывного действия, мина-ловушка
Корпус................................................................................................ дерево
Масса................................................................................................. 2 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)................................................................. 400 гр.
Длина................................................................................................ 17 см.
Ширина............................................................................................. 12 см.
Высота.............................................................................................. 7.5 см.
Усилие срабатывания натяжного датчика цели............................ 1.5-2 кг.
Длина натяжного датчика цели..................................................... по ширине дороги
Применяемый взрыватель............................................................. электродетонатор с натяжным/обрывным   электроконтактом
Время замедления........................................................................... 5-15 мин.
Температурный диапазон применения......................................... -10 - +30 град.
Извлекаемость.............................................................................. считается неизвлекаемой до самонейтрализации
Обезвреживаемость...................................................................... считается необезвреживаемой до самонейтрализации
Cамоликвидация/самонейтрализация........................................... нет/ по истощению источников питания (12-18 месяцев)
Время боевой работы...................................................................... 9-18 месяцев

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор, батарея  отдельно в своей штатной укупорке.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения   формуляра по инстанции до начальника инженерной службы  армии или фронта включительно. До оставления минерами  места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев.   Эксплуатация в зимнее время по температурах ниже -10-15 градусов нежелательна из-за замерзания батареи питания.

Мина  АС может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка на мину не наносится.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

От автора.   Смотри Комментарий.

Июнь 2006 г.

Источники

1. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976 г.
2. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное издательство НКО СССР, Москва. 1943 г.
3. К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е издание. Воениздат НКО СССР. 1942.
4. Merkblatt über russische Spreng- und Zünd- mittel, Minen und Zünder. Oberkommando des Heeres. Az.34 d16/4f AHA Pi.Abt. (Zn 5) Ia2 Nr.1/42. Berlin, 1.1.1942.
5. П.Судоплатов. Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год. ОЛМА-Пресс. Москва. 2005 г.
6. И.Старинов. Заместитель по диверсиям. Яуза. Эксмо. Москва. 2005 г.
7.И.Г. Старинов. Мины замедленного действия. Альманах Вымпел. Москва.1999 г.
8. И.Старинов. Записки диверсанта. Альманах Вымпел. Москва. 1997 г.
9. И.Старинов. Мины ждут своего часа. Эксмо. Москва. 2004 г.
10. А.Т.Жадобин и др. Лубянка в дни битвы за Москву. Звонница. Москва. 2002 г.
11. С.Дугарев. Военно-инженерная техника. Воениздат НКО Союза ССР. Москва. 1938 г.
12. М.Крыльцов. Заграждения. Воениздат НКО Союза ССР. Москва. 1936 г.
13. Д.Карбышев.Краткий справочник по военно-инженерному делу. Воениздат НКО Союза ССР. Москва. 1936 г.
14. А.Попов. Диверсанты Сталина. Яуза. Эксмо. Москва. 2004 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-инженерные боеприпасы

klassif-1.gif (2258 bytes)