Инженерные боеприпасы

Красная  Армия

Комментарий к мине полковника Старинова - АС

При первом же внимательном изучении и анализе этой мины сразу же возникает недоумение - что ЭТО и для чего оно нужно?

Действие этой мины, имеющей массу всего 400 грамм, по автомобилю ничтожно, если не сказать нулевое. Ведь взрывается она никак не ближе 1 метра от машины (ближе никак, иначе мина просто окажется на дороге). А в среднем 2-3 метра. Причем надо учитывать, что машина движется. Следовательно, мину требуется усиливать зарядом ВВ не меньше 5-15 кг., а то и поболее, чтобы силой взрыва причинить машине существенный ущерб. Но логичнее было бы сразу иметь в этой мине заряд хотя бы 5 кг?

Конструкция мины чрезмерно сложна и в   ней использованы очень дефицитные для военного времени  батарея электропитания, электролампочка, электропровода, штепсельные разъемы. В установке мины должны быть задействованы никак не меньше двух человек, поскольку во время натяжения шпагата требуется, чтобы один из них натягивал шпагат, а второй следил за тем, чтобы боевой контакт оказался бы в нужном положении. Да и саму мину нужно как-то фиксировать на месте, иначе случайный сдвиг ее с места приведет к замыканию боевого контакта. В ночное время,  или в тяжелых погодных условиях (дождь, ветер, мороз, снегопад) установка мины АС очень опасна из-за того, что крайне сложно визуально контролировать свои действия. Читателю, думаю, не сложно представить себе -  каково это ковыряться во внутренностях мины в кромешной темноте застывшими пальцами, а то и на морозе.

Отсыревший или попавший под дождь фитиль может не разгореться или погаснуть. Да и тыкать горящей спичкой в фитиль в этой мине не очень-то удобно.

Мина негерметична и в нее легко попадает дождевая вода, что приводит к намоканию электроцепи и ее отказу. Сырость влечет за собой повышенный саморазряд батареи.

as-a-1.jpg (7516 bytes)Основное преимущество   противотранспортных мин, использующих электропитание, обычно состоит в том, что у них нет заметных для противника датчиков цели (натянутой проволоки, шпагата, наклонных штырей, нажимных крышек и т.п.) поскольку они обычно используют инерционные, сейсмические, инфракрасные, магнитные датчики цели, которые требуют электропитания. Т.е. противотранспортную мину легко замаскировать и спрятать, а вот отыскать ее крайне трудно.

Здесь же в мине АС мы видим присущую  минам с механическим взрывателем натяжную проволоку (шпагат). Закономерен вопрос - в чем преимущество мины АС перед обычной тротиловой 400-граммовой шашкой, в которую вставлен примитивный взрыватель натяжного действия МУВ, который, кстати, довольно легко изготавливается из обычной стреляной винтовочной гильзы (УВГ)? Заметим, что на МУВ не влияют ни морозы, ни дождь и он может стоять неопределенно долго, поскольку в нем нет батарейки, которая боится мороза и со временем теряет свои способности по выработке электричества.

Что касается обрывного действия мины АС, то тот же МУВ после несложной доработки, которую можно выполнить в полевых условиях, отлично работает и как обрывной. К тому же в это время в руках советских специалистов уже были образцы  немецкого механического   взрывателя двойного действия (натяжной/обрывной) Z.u.Z.Z.35.

as-a-2.jpg (6732 bytes)Стоит заметить, что  взрыватели, работающие  на обрыв, фактически оказались во время войны невостребованными, поскольку эта способность взрывателя рассчитана лишь на ловлю неопытных саперов, которые увидев находящуюся под натяжением (без провисания),  сразу кидаются ее обрезать. Во всех иных случаях, чтобы проволоку оборвать, ее сначала приходится натянуть. Ну и какой тогда смысл в обрывании, если взрыватель сработает от натяжения?

Что касается стариновских замыкателей мины АС при виде которых   вспоминается мышеловка, то еще в Первую Мировую войну английские солдаты мастерили прямо в окопе на коленке  обрывно -натяжные электрозамыкатели из дощечки, семи гвоздей, куска колючей проволоки  и армейского ножа. Еще с того времени этот замыкатель вошел во все пособия по импровизируемым взрывным устройствам, включая современное американское руководство FM 5-31.
Так что вовсе не стоило опустошать все украинские магазины, скупая там  мышеловки десятками.

as-a-3.jpg (9109 bytes)Подобная стариновской АС мина   Ni01имелась во время Второй Мировой войны в Японии. Но японская мина обеспечивала натяжное действие сразу в двух направлениях, и вдобавок могла ставиться на неизвлекаемость в помощью шпагата, уходящего в отверстие в днище мины и привязанного к колышку. Но вместо сложной, громоздкой и малонадежной электросхемы японская мина имела лишь простейший терочный воспламенитель с капсюлем-детонатором. Конечно, терочные воспламенители тоже боятся сырости и не очень-то надежны, но уровень надежности Ni01 и стариновской АС  примерно одинаковы.

В целом можно сказать, что мина АС может служить лишь  как доказательство того, что в принципе возможно создание мин натяжного и обрывного действия с использованием электричества. Как боевой инженерный боеприпас она не выдерживает никакой критики.  Очевидно, лишь близость полковника Старинова к высшему военному руководству (маршалу К.Е.Ворошилову) и его настойчивость заставили принять на вооружение инженерных войск РККА мину АС. Однако популярностью эта мина не пользовалась. Длительные поиски в литературе, служебных документах  относительно количества изготовленных мин или  результатов использования АС  ни к чему не привели. Никаких отзывов, обобщения опыта применения мины АС я не нашел.

Источники

1.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976г.
2. Руководство по средствам минирования и разминирования. Военное издательство НКО СССР, Москва. 1943г.
3.К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е издание. Воениздат НКО СССР. 1942.
4.Merkblatt uber russische Spreng- und Zund- mittel, Minen und Zunder. Oberkommando des Heeres. Az.34 d16/4f AHA Pi.Abt. (Zn 5) Ia2 Nr.1/42. Berlin, 1.1.1942.
5. П.Судоплатов. Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год. ОЛМА-Пресс. Москва. 2005г.
6.И.Старинов. Заместитель по диверсиям. Яуза. Эксмо. Москва. 2005г.
7.И.Г. Старинов. Мины замедленного действия. Альманах Вымпел. Москва.1999г.
8.И.Старинов. Записки диверсанта. Альманах Вымпел. Москва.1997
9.И.Старинов. Мины ждут своего часа. Эксмо. Москва. 2004г.
10.А.Т.Жадобин и др. Лубянка в дни битвы за Москву. Звонница. Москва. 2002г.
11.С.Дугарев.Военно-инженерная техника. Воениздат НКО Союза ССР. Москва. 1938г.
12.М.Крыльцов.Заграждения. Воениздат НКО Союза ССР. Москва. 1936г.
13.Д.Карбышев.Краткий справочник по военно-инженерному делу. Воениздат НКО Союза ССР. Москва. 1936г.
14.А.Попов. Диверсанты Сталина. Яуза. Эксмо. Москва. 2004г.
15.CIA Improvised sabotage devices. Desert Publication 1949
16. Field Manual  5-31 (FM 5-31). Boobytraps. Headquatrers, Depatrament of the Army. Washington. DC. 14 September 1965
17. J.McPherson. Terrorist  Explosives book.Lancer Militaria.
18.1.Japanese Explosive Ordnance. OP 1667. Volume 1. U.S.Navy Regulation 1920, Article 76. 14 June 1946.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
-вернуться обратно

Заметки на полях.  Приводит в недоумение пристрастие И.Г.Старинова к минам, имеющим в своем составе гальванические элементы. Из трех известных автору стариновских мин, состоявших на вооружении РККА в годы войны (противотранспортная партизанская мина с колесным замыкателем КЗ, мины ПМС и АС) - все три с батарейками. И это при том, что ему прекрасно было известно, что даже батарейки для карманных фонариков в стране были острейшим дефицитом. Он сам же  пишет в своих мемуарах :
"...иссяк даже запас батареек для карманных фонариков, без которых не сделаешь мины с электродетонаторами. В Гомеле (областной центр (!!!) - примечание В.Ю.Г.) ни деталей, ни батареек не нашлось, могла решить вопрос поездка в Киев; город столичный, промышленный...".

Да и в Киеве несколько сотен   батареек удалось добыть лишь с помощью Первого Секретаря ЦК КПУ (б) Н.С.Хрущева.

Конечно, в ряде образцов противотранспортных мин  без электропитания не обойтись, особенно если это мины замедленного действия, но городить сложные электросхемы с батарейками там, где без них можно прекрасно обойтись, особенно в условиях дефицита - это совершенно  излишне.

Удалось же Эпову создать противотранспортную мину с прибором кратности (!!!) без какого-либо применения электричества.

klassif-1.gif (2258 bytes)