Униформа инженерных войск Русской Армии

XX век (1915-1917 гг.)

Приказ по Военному ведомству №247 от 21 мая 1915г.
Этим приказом созданному в феврале 1915 "2-му Инженерному училищу" (в Киеве) присвоена форма одежды Николаевского Инженерного училища, но погоны без вензеля и на погонах установлены светло-синие выпушки.

На рисунке справа:
*погон капитана 2-го Инженерного училища,
* погон младшего портупей-юнкера 2-го Инженерного училища,
*погон старшего унтер-офицера постоянного состава 2-го Инженерного училища.

От автора. Полное отсутствие хоть какой то логики в униформистике. Все инженерные войска и Инженерный корпус имеют красный цвет погон и красные выпушки. Голубые выпушки на погонах Киевского училища никак не вписываются  в общую систему.  Известно, что вскоре шефом училища был назначен цесаревич Алексей Николаевич.  отчего бы поначалу  просто не сделать шифровку, например 2 И.У.  А с назначением шефа дать училищу вензель цесаревича.

Портупей-юнкер это юнкер, имеющий унтер-офицерское звание. Портупей-юнкера исполняли обязанности командиров юнкерских подразделений.  Отсюда - были звание мл.портупей-юнкера и ст. портупей-юнкера.  Юнкер фельдфебель  училища именовался не портупей-юнкером, а фельдфебелем. Он носил на юнкерских погонах фельдфебельскую нашивку. Не вполне ясно, сохраняли ли право на нашивки, унтер-офицеры, поступившие на обучение в училище.

Главное инженерное управление (ГИУ) Русской Армии существовало с декабря 1862 г.  По мере возникновения и развития технических средств ведения войны  в орбиту деятельности ГИУ кроме собственно инженерных войск (саперные, понтонные, минные части)  входили и части не имеющие прямого отношения к решению вопросов инженерного обеспечения боя, но в момент создания, подчиняемые ГИУ (железнодорожные, воздухоплавательные, авиационные, автомобильные части, телеграфные и искровые (радио) части. К началу Первой Мировой войны только железнодорожные части были выделены в самостоятельный род войск. Остальные оставались в ведении ГИУ, хотя в их отношении оно уже решало только вопросы формирования, снабжения, технического обеспечения, обучения личного состава. Боевым применением этих частей ГИУ  не занималось.  

20.12.1913 г. Главное инженерное управление было переименовано в Главное военно-техническое управление (ГВТУ). Новое управление ведало снабжением войск и крепостей инженерным, автомобильным, воздухоплавательным и авиационным имуществом, постройкой и содержанием крепостей, рассмотрением военно-технических изобретений, формированием, обучением и службой личного состава технических войск.
 Поскольку ГВТУ отвечало за все технические  части, приходится освещать и форму частей, которые сложно относить к инженерным войскам.

Приказ по Военному ведомству №282 от 1 июня 1915г.
Для Отдельной Запасной Самокатной Роты этим приказом установлена следующая униформа:
 Зимний головной убор - папаха соответственно офицерского и солдатского образца.
*Летний головной убор- фуражка походная (без цветных выпушек).
* Для нижних чинов рубаха походная защитного цвета без цветных выпушек.
* Для офицеров походный мундир (летом китель) с желтыми выпушками по верху воротника и борту.
* Для офицеров и нижних чинов шаровары в сапоги защитные без выпушек.
*Только для офицеров  шаровары серо-синие (как у кавалеристов) с желтыми кантами.
*Для нижних чинов шинель серая пехотного образца без клапанов на воротнике и пуговиц на груди.
*Для офицеров шинель (раньше именовалась пальто) пехотная. Клапана на воротнике  зеленые с желтыми выпушками.
*Обувь у нижних чинов - ботинки и суконные обмотки, у офицеров ботинки с кожаными крагами.

Погоны нижних чинов только  защитные  со спецзнаком желтой краской по трафарету. Погоны офицеров двух типов. Первый - защитные с темно-оранжевыми просветами, оксидированными звездочками и золотым накладным металлическим спецзнаком. Второй-  галунные погоны золотые с просветами зеленого цвета и желтой выпушкой.

На рисунке справа: погон самокатчика, защитный погон капитана, галунный погон прапорщика.

От автора. Самокатчики (говоря современным языком велосипедисты) это совершенно забытая сегодня разновидность пехоты. Да и во времена Первой и Второй мировых  войн не нашедшая значительного развития, хотя самокатные части имели серьезные преимущества перед обычной пехотой в скорости передвижения (до 20 км/час против 3-5 км/час обычной пехоты) и суточном переходе (до 150 км в сутки против 30-50 у пехоты). Кроме того, самокатчик мог везти при себе до 50-55 кг. груза против 25-30 обычного пехотинца. Да и велосипеды при вступлении в бой можно было оставить без присмотра, что совершенно необходимо было для лошадей.

Приказ по Военному ведомству №328 от 3 июля 1915г.
Этим приказом для пулеметно-автомобильных взводов установлены форма одежды и новый спецзнак.

От автора.  Пулеметно-автомобильными взводами назывались подразделения бронеавтомобилей.  Обратите внимание на правильное официальное их название "пулеметно-автомобильный". И второй момент - из названия следует, что взвод броневиков являлся самостоятельной воинской частью. Очевидно, более крупных формирований броневиков не существовало. Во всяком случае в 1915 году.

Форма одежды:
 *Зимний головной убор - папаха соответственно офицерского и солдатского образца.
*Летний головной убор- защитная фуражка автомобильного образца.
* Для нижних чинов рубаха походная защитного цвета без цветных выпушек.
* Для офицеров походный мундир (летом китель) с малиновыми выпушками по верху воротника и борту.
*Шаровары в сапоги. Для нижних чинов темно-зеленые без выпушек, для офицеров цвета морской волны с малиновыми выпушками.
*Для нижних чинов шинель серая пехотного образца без клапанов на воротнике и пуговиц на груди. Пуговицы для погон и хлястика защитные или белого металла.
Для офицеров шинель (раньше именовалась пальто) пехотная. Клапана на воротнике   черные бархатные  с малиновыми выпушками. Вокруг воротника малиновая выпушка.

На рисунке слева: офицерский спецзнак  пулеметно-автомобильного взвода.

От автора.  Согласно приказа офицерский спецзнак  темный оксидированный для обеих типов погон. Однако очень часто этот знак изготавливали из латуни и лудили. В процессе эксплуатации полуда стиралась и знак становился желтым. К сожалению многие реконструкторы ошибочно полагают, что знак был золотистым и соответственно изготавливают знак золотого цвета.

Приборный металл -серебро.
Погоны нижних чинов только защитные со спецзнаком, наносимым зеленой краской по трафарету.
Погоны офицеров двух типов. Первый - защитные с темно-оранжевыми просветами и накладным металлическим оксидированным спецзнаком. Второй - серебряного галуна с просветами и выпушками малинового цвета и накладным металлическим оксидированным спецзнаком.

Как специальная одежда для всех чинов черная кожаная шведская куртка с черными кожаными шароварами в сапоги.

На рисунке слева: нижний чин пулеметно-автомобильного взвода в специальной одежде и фуражке автомобильного образца.

На рисунке справа: галунный погон подпоручика, защитный погон поручика, защитный погон ефрейтора.

Еще раз напоминаю, что пулеметно-автомобильные взвода в состав инженерных войск не входили, но в техническом плане, плане обеспечения и снабжения были подведомственны Главному военно-техническому управлению. (ГВТУ). Иначе говоря, Инженерное ведомство отвечало за них, а руководить ими не могло.

Приказ по Военному ведомству №677 от 15 декабря 1915г.
Приказом установлена форма одежды для чинов инженерных рабочих дружин.

Пояснение.
В декабре 1915 года было приказано сформировать 15 инженерных рабочих дружин численностью каждая 1224 нижних чина,  7 офицеров и 26 вольнонаемных технических специалистов. Эти дружины предназначались для выполнения работ по укреплению позиций,  устройства заграждений, подрывных работ, минирования, дорожных и мостостроительных работ. В отличие от саперных и других боевых инженерных частей, дружины никакого вооружения не имели  и очевидно предназначались для выполнения большого объема задач инженерного обеспечения в тыловой зоне.
Конец пояснения.

Офицерам и нижним чинам, а также вольнонаемных специалистам присвоено защитное пехотное обмундирование. Шифровка на погонах нижних чинов коричневой краской по трафарету  - номер дружины и литеры И.Р.Д. Например - 12 И.Р.Д. Офицеры  сохраняют погоны по своей прежней части, но с шифровкой дружины  металлическими накладными литерами (цвет по приборному металлу части в которой служил ранее офицер).
 Вольнонаемные специалисты, имеющие чины по Табели о рангах, носят  головные уборы (аналогичны офицерским, но кокарда не овальная, а круглая) и погоны военных чиновников согласно своего чина.
Вольнонаемные специалисты, не  имеющие чинов  по Табели о рангах, носят погоны нижних чинов с той же шифровкой, а на фуражках вместо кокарды  знак в виде скрещенных топора и лопаты.

На рисунке справа: фуражка вольнонаемного специалиста, погон нижнего чина и вольнонаемного специалиста, погон военного чиновника XIV касса (коллежский регистратор) военного  топографа.

Приказ по Военному ведомству №98 от 22 февраля 1916г.
Данным приказом офицерам, находящимся в Действующей армии, разрешено ношение фуражек, походных рубах, шаровар, шинелей, ранее предназначенных только для нижних чинов. Соответственно. с офицерскими кокардами и погонами.
Офицерам и военным чиновникам, находящимся не в Действующей армии, разрешено ношение фуражек., походных мундиров, походных рубах, и шаровар  сшитых из материалов произвольного качества любых защитных расцветок, за исключением изделий из солдатского сукна.  Также можно носить шинели солдатского образца из любых материалов серого цвета или  любых защитных расцветок. Или же носить офицерское пальто мирного времени.

Приказ по Военному ведомству №105 от 25 февраля 1916г.
Этим приказом личному составу автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту (говоря современным языком - подвижных зенитных батарей) и личному составу отдельных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту форму легкой артиллерии, но со спецзнаками и шифровкой, указывающей на номер батареи. При этом личному составу автомобильных батарей присвоена для всех чинов черная кожаная шведская куртка с черными кожаными шароварами в сапоги (как в автомобильных частях).

На рисунке слева: галунный погон прапорщика 6-й автомобильной батареи стрельбы по воздушному флоту, защитный погон штабс-капитана  той же батареи, защитный погон солдата 10-й батареи.
Ниже спецзнак офицерский  и трафаретный нижних чинов отдельных легких батарей стрельбы по воздушному флоту и офицерский спецзнак автомобильной батареи стрельбы по воздушному флоту.

Заметим, что приказом не предусмотрены цветные погоны нижних чинов, а офицерские спецзнаки темные оксидированные как для галунных, так и для защитных погон. При этом шифровка на офицерские погоны золотистая металлическая накладная.

От автора.  Стоит напомнить, что Правилами  расположение шифровок и спецзнаков на погонах, а также их размеры определялись точно, а вот расположение звездочек, обозначающих чины - нет. указывалось, что горизонтальная пара звездочек  должна располагаться по обеим сторонам от шифровки или ниже ее, а вертикальная пара выше спецзнака.

Приказ по Военному ведомству №145 от 18 марта 1916г.
Приказом 2-му Инженерному училищу, которое в данном приказе названо Алексеевским Инженерным училищем, отменены светло-синие выпушки на погонах и введен вензель цесаревича Алексей Николаевича.

На рисунке справа: погон капитана Алексеевского Инженерного училища, погон мл. портупей-юнкера и погон ст. унтер-офицера постоянного состава училища.

От автора.  Удивляет некоторая небрежность в названии училища. В феврале 1915 оно названо 2-м Инженерным училищем, а в марте 1916 Алексеевским Инженерным училищем, хотя я так и не отыскал приказа по военному ведомству о переименовании училища.
Напомню, что в училищах походной формы  и защитных погон положено не было ни офицерам, ни юнкерам, ни нижним чинам.

Приказ по Военному ведомству №171 от 3 апреля 1916г.
Этим приказом установлен нагрудный знак Петроградской школы прапорщиков инженерных войск, которая была открыта в марте месяце. В отличие от нагрудных знаков николаевского инженерного училища и Киевского инженерного училища право на ношение этого знака получили только выпускники школы и офицеры. занимающиеся их обучением.
Знак представлчет собой белый эмалевый крест, на который наложены скрещенные топоры как символ инженерных войск и вензель императора Николая II на темно-красном фоне в золотом венке.

 Приказом Военного ведомства №222 от 30 апреля 1916 года авиация и воздухоплавание выведены из подчинения Главному военно-техническому управлению (ГВТУ) и подчинены вновь созданному Управлению военно-воздушного флота. Таким образом авиация и воздухоплавание выделены в новый род войск.

Приказ по Военному ведомству №276 от 31 мая 1916г.
Офицерам при походной форме разрешено ношение укороченных сапог, полусапог, ботинок, штиблет башмаков произвольного образца любого цвета. С произвольной обувью разрешено ношение матерчатых обмоток (в приказе называются бинтами) защитного, серого или черного цвета;  краг черного или коричневого цвета,  как кожаных, так и брезентовых; гетр (гамаш) на пуговицах. застежках или шнуровке.

От автора.  Проще говоря, офицерам разрешено ходить в какой угодно обуви. Кто что сумел достать.

Приказ по Военному ведомству №336 от 20 июня 1916г.
Этим приказом в частности для личного состава отдельных бронированных батарей для стрельбы по воздушному флоту установлена форма аналогичная форме автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту (приказ №105 от 25 февраля 1916), но со своим спецзнаком.
На рисунке справа: спецзнак  отдельных бронированных батарей для стрельбы по воздушному флоту. Офицерский спецзнак для всех типов погон и эполет темно-серый оксидированный металлический накладной, для нижних чинов  наносимый по трафарету красной краской на защитные погоны. Цветных погон нижним чинам этих батарей не предусмотрено.

На рисунке справа: офицерский  спецзнак и спецзнак для нижних чинов отдельных бронированных батарей для стрельбы по воздушному флоту.

От автора.  Если бы я не имел под рукой подлинника этого приказа, в котором показан и этот спецзнак, я точно решил бы, что это спецзнак для подразделений зенитных пулеметов, установленных на мотоциклах. Тем паче, что сам знак, если убрать с него пулемет, это спецзнак мотоциклистов.  И существуют фотографии, на которых изображены пулеметы, установленные в колясках мотоциклов, и явно предназначенные для стрельбы по самолетам.

Приказ по Военному ведомству №484 от 31 августа 1916г.
Этим приказом наряду с изменениями  в форме других родов войск при форме одинаковой с формой понтонных батальонов установлен спецзнак для моторно-понтонных батальонов.
Спецзнак для нижних чинов на защитные погоны наносится коричневой краской по трафарету. Цветные погоны не предусмотрены.
Спецзнак для офицеров на эполеты, галунные и защитные погоны латунный посеребренный, с гребным позолоченным винтом.

Приказ по Военному ведомству №532 от 20 сентября 1916г.
Этим приказом Алексеевскому Инженерному училищу дарован нагрудный знак для ношения на левой стороне груди на всех видах форменной одежды кроме офицерского пальто и шинели нижних чинов.
Право на ношение этого знака имеют выпускники училища,  а также все офицеры и военные чиновники, проходящие и ранее проходившие  службу в училище. Право на нагрудный знак сохраняется пожизненно.
Это не специально знак об окончании Алексеевского училища, а обычный полковой знак, коими с 1910 года обзавелось большинство полков Русской армии.

Нагрудный знак представляет собой белой эмали мальтийский крест, наложенный на четырехлучевую звезду темного серебра, и скрещенные топоры. На крест наложен вензель шефа училища Цесаревича Алексей Николаевича. Крест вписывается в квадрат сторона которого 44 мм.

Приказ по Военному ведомству №710 от 25 декабря 1916г.
Этим приказом объявляется приказ Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего №1700 от 5/9 декабря 1916, которым  были установлены знаки отличия для офицеров и нижних чинов, которые будучи ранеными, контужеными или отравленными удушливыми газами, вернулись в свои части для дальнейшей службы.

Офицерский знак отличия. Галун армейский серебряный или золотой (по цвету приборного металла части) длиной  6.7 см., шириной 9 мм.. Нашивается на левый рукав шинели (пальто), мундира, рубахи, кителя  выше обшлага на 2.2. см.
Знак отличия нижнего чина. Басон рисунка армейского галуна красного цвета длиной  6.7 см., шириной 9 мм.. Нашивается на левый рукав шинели (пальто), мундира, рубахи, кителя  выше обшлага на 2.2. см.
Имеющие несколько ранений, контузий или отравлений носят соответствующее количество знаков отличия. Знаки располагаются один над другим с расстоянием между ними 2.2. см.
Если офицер имеет ранения, контузии, отравления в бытность его в нижних чинах, то они обозначаются знаками отличия нижних чинов.

Знаки отличия военнослужащие носят пока они состоят на службе в частях или штабах до уровня штаба корпуса или армии. Лица, имеющие три и более знаков отличия носят их во всех случая. когда они имеют право на ношение военного мундира.

На фото справа: походный китель гвардейского полковника с тремя нашивками за ранения. Нашивки золотые по цвету приборного металла полка. Нижняя нашивка красная, полученная в бытность его нижним чином. Здесь же помещен пример  армейского галуна.

Офицеры, имеющие ранения и контузии, полученные в предыдущих войнах, имеют право на ношение знаков отличия, но цветом обратным цвету приборного металла.

По окончании войны знаки отличия носятся во всех случаях, пока военнослужащий сохраняет право на ношение военного мундира.

От автора.  А почему бы и нет? Довольно много состоятельных молодых людей поступали в гвардейские полки вольноопределяющимися, т.е. нижними чинами и затем становились офицерами. Скажем, юноша поступил в полк, получил ранение нижним чином в русско-японскую войну, а к 1916 году дослужился до полковника.
Подобные нашивки появились в нашей армии и в Великую Отечественную войну в июле 1942. Только носили их не на рукаве, а над правым нагрудным карманом. Вот только в послевоенные годы их почему то стали носить все реже и реже, а к восьмидесятым их можно было увидеть очень редко. Может быть потому, что на фоне многочисленных орденов и медалей они смотрелись непрезентабельно. А зря. Человек, проливший кровь за родину достоин всяческого уважения пожалуй и больше, чем не имеющий ранений. Думается, что  стоит  принять во внимание американский пример. В армии США за ранение военнослужащий в обязательном порядке награждается медалью "Пурпурное сердце", которая занимает достойное место среди других наград. В Вермахте существовал нагрудный знак "За ранение".
Все же медаль или знак смотрятся куда как весомее, нежели убогая ленточка на груди.

Закончился  второй год войны и последний полный год самодержавия в России.  Очевидно, насущные задачи ведения войны занимали достаточно много внимания и императора и его генералов. Тут было не до развлечений униформистской. За два года  всего девять приказов по униформистике, так или иначе затрагивающих инженерное ведомство, причем из них напрямую касающихся инженерных войск всего пять. Да и то касаются они мелких изменений. Правда, есть два  приказа весьма заметных. Это приказы 1916г. №№ 98 и 276, которые свидетельствуют о нарастающем мануфактурном голоде в стране и неспособности промышленности обеспечивать армию нужным ассортиментом тканей и предметов одежды. Офицерам фактически разрешено ношение любой обуви и военной одежды.

В 1917 году до отречения императора Николая II 2 марта 1917 ни одного приказа, касающегося униформы инженерных войск издано не было.

Приказом по Военному ведомству №114 от 5 марта 1917, подписанному новым военным министром А.Гучковым отменяется  термин "нижний чин" и заменяется термином "солдаты". Напомним. что под понятие нижний чин подпадали военнослужащие, начиная с рядового солдата и заканчивая подпрапорщиком. Ниже по тексту под термином "солдаты" следует понимать не только рядовых, но и всех унтер-офицеров.
Также этим приказом отменяется титулование "Ваше благородие", Ваше высокоблагородие", "Ваше превосходительство",  "Ваше высокопревосходительство", которые заменяются обращение к старшим по их воинским званиям - "Господин прапорщик", "Господин капитан" и т.д.

Приказом №155 от 21 марта 1917 упразднены военно-придворные звания  генерал-адъютантов, флигель-адъютантов и генералов свиты.

Приказ по Военному ведомству №314 от 22 мая 1917г.
Этим приказом в Инженерных  полках и инженерных ротах пехотных (стрелковых, кавалерийских) дивизий на погоны устанавливаются  шифровки со спецзнаками:
*Инженерный полк - спецзнак по специальности роты  (входящей в состав полка), ниже номер полка, ниже литеры И.П.
*Инженерная рота пехотной (стрелковой, кавалерийской) дивизии -  спецзнак роты, ниже номер дивизии, ниже литеры И.Р.

На рисунке справа: спецзнаки рот:
1. Саперная рота.
2. Дорожно-мостовая рота.
3. Прожекторная рота.
4. Телеграфная рота.
5. Рабочая телеграфная рота.
6.  Парковый взвод в инженерном парке.

Спецзнаки офицеров темно-серые оксидированные, солдат наносимые масляной коричневой краской по трафарету.

На рисунке слева: погон штабс-капитана 67-го инженерного полка, погон сапера отдельной саперной роты 123-й пехотной дивизии.

Пояснение.
До начала войны и по осень 1916 самым крупным формированием инженерных войск был батальон (саперный, понтонный). В ноябре 1916 года все саперные батальоны разворачиваются в Инженерные полки. По одному Инженерному полку в каждом корпусе. В каждой дивизии имеется по отдельной саперной роте.

Приказ по Военному ведомству №541 от 19 августа 1917г.
Этим приказом объявлены рисунки спецзнаков, установленных приказом №314 от 2 мая 1917.

На рисунке справа: 1- спецзнак дорожной роты, 2- спецзнак рабочей телеграфной роты, 3-спецзнак прожекторной роты.

От автора.  Довольно странная ситуация, свидетельствующая о нарастающем хаосе в высших эшелонах военного управления. Еще в декабре 1915 года знак дорожных рот введен на фуражки вольнонаемного состава инженерных рабочих дружин в качестве эмблемы на фуражку (Приказ №677 от 15 декабря 1915г.). Затем этот знак становится спецзнаком дорожно-мостостовых рот Инженерных полков (Приказ №314 от 22 мая 1917г.). И только в августе 1917 объявляется рисунок этого спецзнака.

Приказ по Военному ведомству №565 от 31 августа 1917г.
Этим приказом определены шифровки на погоны вновь сформированных и переформированных частей, включая инженерные части. Одновременно вводятся новые спецзнаки. В ведомости  шифровок  к данному приказу кроме воздухоплавательных и авиационных частей как самостоятельные  показаны автомобильные части и радиотелеграфные части.  Можно полагать, что это уже самостоятельные рода специальных войск.

Из всех вновь введенных шифровок и спецзнакам к инженерным войскам имеет отношение только спецзнак тракторных рот и тракторно-экскаваторных отделений, а также минно-подрывные роты. Шифровка на погонах тракторных рот  и тракторнно-экскаваторных отделений  состояла из номера роты или отделения и спецзнака над ним.
Шифровка на погонах в минно-подрывных ротах состояла из номера роты, выше литеры "прд." и над ними спецзнак минных частей, установленный приказом №228-1911г.

Этот спецзнак  ранее был введен для крепостных и речных минных рот, а с 1911 стал обозначать все минные части.

От автора.  Как то совсем не отразилось в истории Первой Мировой войны то, что она дала сильный толчок развитию инженерных войск и их механизации. Везде говорится, что траншеи протянулись по всему фронту во много рядов, но нигде не говорится о том, что траншеи и котлованы для убежищ в ходе войны стали отрываться средствами механизации

Приказ по Военному ведомству №592 от 5 сентября 1917г.
Этим приказом изменен нагрудный знак Петроградской школы  прапорщиков инженерных войск, ранее установленный приказом №171 от 3 апреля 1916г. Со знака убран вензель императора Николая II и скрещенные топоры. Взамен на белый эмалевый крест наложен новый государственный герб России (двуглавый орел без корон и символов государственной власти (скипетр и держава), сидящий на скрещенных топорах.

Приказ по Военному ведомству №607 от 25 сентября 1917г.
Этим приказом был введен нарукавный знак отличия офицеров и солдат, бежавших из вражеского плена. Знак имеет высоту 10 см., ширину 5.3см. и носится на левом рукаве выше локтя.
Знак, представляет собой сложенную особым образом тесьму различных цветов. Тесьма в виде петли означает национальные цвета страны, державшей военнослужащего в плену (бело-черная - Германия, желто-черная Австрия). Внутри петли цвета русского национального флага. Георгиевская ленточка, идущая из петли наружу вниз означает подвиг побега.

От автора.  Пожалуй,  это единственный случай  в военной истории, когда  побег из плена отмечался бы знаком отличия. Все же как ни крути, а плен это позор. Далеко не всегда человек попадает в плен, исчерпав все возможности вести бой и оказывать сопротивление врагу. Слишком часто сдача в плен диктуется намерением так или иначе спасти свою собственную жизнь, отказавшись от действий оружием. Да и сдачей в плен человек намерен гарантировать себе выживание в продолжающейся войне. Мол, пусть воюют другие, а я гарантированно переживу эту войну в безопасности.
В общем и целом добровольная сдача в плен это плохо замаскированное предательство и гордиться тут нечем. А побег из плена это лишь исправление допущенного малодушия и трусости. Так что побег из плена вознаграждать не стоит.
Разумеется, если летчику для спасения государство обеспечивает парашют, а  моряку спасательную шлюпку, то их попадание в плен позором называть нельзя. Но вот на сухопутном фронте... сдача в плен для офицера позор. Значит он воевал плохо, неумело и погубил своих солдат. И тут не то, что отмечать награждением побег не стоит, а и наказания он достоин за попадание в плен.

Этот приказ оказался последним приказом Военного ведомства Русской Армии, касавшегося вопросов униформистики. 25 октября 1917 года власть в стране перешла в руки большевиков. Новое правительство назначило Верховным Главнокомандующим Русской Армией прапорщика Н.В.Крыленко с задачей ликвидации  Армии.

16 декабря 1917 совет Народных Комиссаров издал декрет о уравнивании всех военнослужащих в павах, упразднении всех чинов и званий и всех связанных с этим "наружных отличий и титулований". Проще говоря, отменялись все знаки различия и отличий (кокарды, погоны. шифровки, спецзнаки, нашивки, награды и т.п. и т.д.) Все это уходило в историю. Русская Армия перестала существовать

Finita la commedia!

Март 2017г.

Источники и литература. 

1. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Наука.   Ленинград. 1991.
2. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Республика.   Москва.1 994.
3. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Просвещение. Москва. 1993. 
4. М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Военное издательство. Москва. 1994.
5. В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Художник РСФСР. Ленинград. 1988г.
6. А.Низовский. Русские форменные пуговицы   1797-1917 гг. Родонит. Москва. 2008г.
7. О.Леонов, И.Ульянов. Регулярная пехота 1855-1918. АСТ. Москва. 1998.
8. А.Худяков. Сайт "Знаки различия Российской Императорской Армии  в 1914 году" (semiryak.my1.ru/)
9. Военная энциклопедiя. Томъ 7.Т-во И.Д.Сытина. С.-Петербургъ. 1912г.
10. Приказ по Военному ведомству №247 от 21 мая 1915г.
12 Сайт "Памяти героев Великой Войны 1914-1918"(gwar.elar.ru/o-voyne/obzor).
11. Е.Н.Шевелева. Нагрудные знаки Русской Армии. Фарн. Санкт-Петербург. 1993г.
12. Приказ по Военному ведомству №282 от 1 июня 1915г.
13. Приказ по Военному ведомству №677 от 15 декабря 1915г.
14. Приказ по Военному ведомству №98 от 22 февраля 1916г.
15. Приказ по Военному ведомству №105 от 25 февраля 1916г.
16. Приказ по Военному ведомству №145 от 18 марта 1916г.
17. Приказ по Военному ведомству №276 от 31 мая 1916г.
18. Приказ по Военному ведомству №336 от 20 июня 1916г.
19. Приказ по Военному ведомству №484 от 31 августа 1916г.
20. Приказ по Военному ведомству №532 от 20 сентября 1916г.
21. Приказ по Военному ведомству №710 от 25 декабря 1916г.
22. Приказ по Военному ведомству №314 от 22 мая 1917г.
23. Приказ по Военному ведомству №541 от 19 августа 1917г.
24. Приказ по Военному ведомству №565 от 31 августа 1917г.
25. Приказ по Военному ведомству №607 от 25 сентября 1917г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
Униформа и знаки различия