Униформа инж.войск - uniform-9d.html

Униформа инженерных войск Русской Армии

XX век (1913 г.)

Приказ по Военному ведомству №106 от 16 марта 1913г.
Этим приказом для нижних чинов отменяются темно-зеленый мундир, шаровары и фуражка без козырька, а также башлык и наушники, веденные приказом по Военному ведомству №613 от 6 декабря 1907г.
Устанавливается единая походная форма для нижних чинов - походная суконная рубаха защитного цвета, образца введенного  приказом №218 от 7 мая 1912 года.  Но теперь рубахе присвоены     латунные луженые оловом пуговицы (4 малые пуговицы на воротнике и планке и 2 большие на плечах для погон), обшивка сутажным шнуром диаметром 2.7 мм. по верху и низу воротника, по разрезу груди на планке  и по обшлагам.  В лейб-гвардии Саперном батальоне на воротнике белевые петлицы в два ряда. Унтер-офицерские галуны на рубаху не нашиваются.
Погоны двусторонние пристежные. В варианте походной формы погоны носятся защитной стороной сверху. Для этого на плечах рубахи имеются шлевки.

Эта же суконная защитная рубаха используется вместо отмененного темно-зеленого мундира в качестве парадной формы. Для этого на грудь пристегивается цветной лацкан аналогичный пристяжному лацкану, который раньше носили на мундирах при парадной форме в гвардейских частях. В инженерных частях лацкан черный с красной выпушкой. Поверх рубашечного воротника надевается воротник мундирного образца (черный с красной выпушкой сверху и снизу.

На рисунке справа: солдат инженерной части в суконной защитной рубахе, используемой в качестве парадной формы. На голове зимний головной убор -  папаха, введенная приказом №626 1910 года.

Шаровары защитного цвета с красным кантом.

Фуражка походная существующего образца, но с красными выпушками по тулье, верху и низу околыша. Кокарда на околыше. На тулье фуражки нижних чинов наградная ленточка, если таковой часть была удостоена.
Наружный подбородный ремешок на фуражках только в минных, понтонных и воздухоплавательных частях.  В остальных частях ремешок расположен внутри фуражки.

На снимке слева: фуражка походная обр. 1913г. На фуражке солдатская кокарда. Заметим, что офицерская походная фуражка отличалась только офицерской кокардой.

От автора. Иногда просто оторопь берет от бесконечных и никчемных изменений в форме. Например, походная фуражка. Приказом №632 от 15 декабря 1907г. вводится походная фуражка защитного цвета без подбородного ремешка и с черным басоном по верху околыша. Спустя всего лишь чуть больше года приказом  №100 от 21 февраля 1909г. отменяется басон и вводится подбородный ремешок. В июле 1910  приказом № 368 подбородный ремешок вновь отменяется. И вот теперь, в 1913 фуражку украшают цветными  выпушками  (в инженерных войсках красными) и вновь вводят наружный подбородный ремешок для понтонных, минных и воздухоплавательных частей.
Ну как тут сегодняшнему униформисту отследить всю эту императорскую мышиную возню. И никто в высших военных кругах никогда не задавался простым вопросом - а как это влияет на удобства жизни солдат или их боеспособность. Имеют ли влияние эти преобразования хоть на что то?  
Закрадывается мысль, что будучи неспособными к осознанию и осуществлению нужных и важных преобразований армии в соответствии с изменившимися условиями вооруженной борьбы и обороны страны, царские генералы и император обманывали сами себя всеми этими пуговичками, выпушками, ремешками, думая, что они занимаются нужными реформами.
И еще. Господа историки униформисты давайте не будем пинать друг друга за "косячность", "тупость", "незнание основ униформистики".  На примере походной фуражки я показал, что совершенно невозможно и нереально принимать во внимание все эти тонкости. Просто если вы отыскали что то, стоящее внимания, но не отраженное в статьях вашего оппонента, простj напишите ему, что мол, так и так, вот приказом №... от.... 19...г. произведены такие то и такие то в таких то и таких то частях  изменения.

Этим же приказом   мундир цвета морской волны сохранен только для общегенеральской формы, формы адъютантов и в управлениях. Да и то этот мундир носится только как зимняя парадная форма вне строя.

Отсюда несколько изменяется и походный мундир офицеров. Теперь нагрудные карманы не пришивные, а прорезные. Обшлага высотой 6.7 см. разрезные сзади с двумя малыми пуговицами. По верхнему краю обшлага красная выпушка. Также  красная выпушка по верхнему и нижнему краю воротника. На плечах нашиваются галунные контрпогончики для крепления эполет, если мундир надевается в качестве парадного. Также в парадном варианте на мундир надевается лацкан черный с красной выпушкой по краям и на воротник надевается мундирный воротник с шитьем в лейб-гвардии Саперном батальоне, или с серебристыми шитыми петлицами во всех остальных частях.

На  фотографии слева: походный мундир капитана в варианте парадного.

На фотографии справа: походный мундир, носимый при всех формах кроме парадной.

От автора.  Думается, что офицеры были вынуждены иметь все же как минимум два походных мундира. Один со всеми петельками, кнопками, крючками. контрпогончиками для закрепления лацкана и накладного воротника. Второй без  них. Все же при повседневной носке мундир выцветает, вытирается. Да и все крепежные приспособления без присутствия лацкана придают мундиру неряшливый вид. Тем паче, что приказом №173 от 19 апреля 1913 разрешалось на походном мундире, используемом в качестве парадного, вместо обычного вортника пришивать воротник с петлицами или шитьем, что совершенно исключало ношение его при иных формах одежды.

И еще от автора. Реконструкторы на взгляд автора допустили ошибку. Эполеты гвардейские, а петлицы на воротнике армейские, тогда как на воротнике офицеров лейб-гвардии Саперного батальона размещалось особое шитье.
Стоит также заметить, что лацканные пуговицы имели здесь декоративный характер и пришивались на  лацкан, тогда как сам он крепился на мундире с помощью кнопок, крючков и нитяных петелек.
На фото справа: парадный воротник надеваемый на воротник походного мундира. Хорошо заметны две кнопки у воротника, контрпогончик и коричневая роговоя пуговица.
А на снимке слева эполет штабс-капитана 20-го саперного батальона.

Для генералов и офицеров введен виц-мундир, представляющий собой все тот же двубортный мундир цвета морской волны без пристяжного лацкана, без шитья или петлиц на воротнике и обшлагах. Его можно носить при обыкновенной зимней форме вне строя при повседневной форме.

Шаровары защитного цвета с красным кантом. Фуражка походная существующего образца, но с красными выпушками по тулье, верху и низу околыша. Кокарда на околыше.

Зимний головной убор папаха офицерского образца мерлушковая или каракулевая серая. На папахе крепится офицерская кокарда и государственный герб. Но последний только для мирного времени.

Приказом № 620 от  15 ноября 1913 офицерам разрешено не носить герб на папахе при повседневной зимней форме.

От автора.  Наконец то подумали и о солдатских и офицерских головах. Фуражки, которые более или менее приемлемы для западной Европы, совершенно не годятся для российской зимы. Башлык в сочетании с фуражкой, который раньше надевали зимой для защиты головы от холода, выполнял свою задачу  неудовлетворительно. Да и затруднял повороты головы.

Приказ по Военному ведомству №111 от 16 марта 1913г.

Пожалуй впервые в Русской Армии для офицеров ведена спортивная одежда. Причем, что любопытно так это то, что она делится на:
1. гимнастическая парадная и обыкновенная,
2.для фехтования,
3.для атлетики и гребного спорта,
4.для яхтеного спорта,
5.для лыжного спорта,
6.для лаун-тенниса.

 

Приказ по Военному ведомству №417 от 1 июля  1913г.
Офицерам, имеющим квалификацию военного летчика, во время службы в авиационных отрядах, ротах и школах приказано носить на эполетах и погонах отличительный знак.
На снимке слева: отличительный знак военного летчика и его расположение на погоне полковника V-го корпусного авиаотряда и на эполете подпоручика X-го корпусного авиаотряда.
Знак серебряный темно- оксидированный (так в оригинале приказа) высотой 2.54 см, шириной 4.45 см. Знак носится выше шифровок, знаков родов оружия (спецзнаков), звездочек между ними и пуговицей.
Заметим три момента. Во-первых, это не знак рода оружия (спецзнак), а квалификационный знак, носимый не вместо спецзнака, а вместе с ним(если таковой офицеру положен). Во-вторых, знак носится только во время службы в авиационной части. В-третьих, офицеры, переведенные в авиационных части из частей других родов войск, сохраняли право ношения формы, погон и эполет своей прежней части. Т.е. знак летчика возможно видеть и на пехотных, кавалерийских, артиллерийских погонах и эполетах.

На рисунке справа: погон штабс-капитана шефской батареи 9-й Восточно-Сибирской генерал-фельдцейхмейстера Великого Князя Михаила  Николаевича стрелково-артиллерийской бригады, имеющего квалификацию военного летчика. На золотом артиллерийском погоне мы видим вензель высочайшего шефа, артилерийский спецзнак, штабс-капитанские звездочки и выше них у пуговицы  квалификационный знак военного летсика.

От автора. Офицер-летчик в то время котировался, пожалуй, повыше чем сегодня космонавт. Этот знак свидетельствовал о принадлежности к особой касте небожителей. Едва ли кто из офицеров, уйдя с летной службы, соглашался снять со своих погон сей знак.

К сожалению автор не располагает первоисточниками (Приказами по Военному ведомству) относительно формы одежды авиационных частей, поэтому ниже использованы вторичные источники, которым в полной мере доверять нельзя. Это читателям следует иметь в виду.

Из вторичных источников  следует, что форма авиационных частей и спецзнак  авиации на погоны нижних чинов и погоны и эполеты офицеров, проходящих службу в авиационных частях, были введены в декабре 1913 года. Высочайше форма была утверждена 24 декабря 1913 года (из первоисточника - Рисунка формы обмундирования авиационных частей).

Парадная зимняя форма для строя. Однобортный мундир черного цвета с выпушками по борту, верху и низу воротника, обшлагам. Воротник и обшлага черного бархата. Перчаткеи белые Эполеты инженерные (красное поле и корешок, серебряный приборный металл). Звездочки металлические накладные золотые. Шифровка золотая накладная металлическая. Шарф.
Шаровары черные с красным кантом.
Фуражка черная с красными выпушками на тулье, верху и низу околыша. Офицерская кокарда.
Револьвер с белым шнуром.
Парадная зимняя форма вне строя аналогичная, но без револьвера.
Обыкновенная форма для строя отличается лишь тем, что надеваются вместо эполет погоны (серебряного галуна с красными просветами и выпушками). Шифровка золотая, звездочки шитые золотые.

Одежда летчика (так в документе именуется одежда, в которой офицер совершал полеты) состояла из кожаных куртки и брюк черного цвета, перчаток  с крагами коричневого цвета. Куртка двубортная с красной выпушкой по борту, с черным бархатным отложным воротником с выпушками красного цвета по сторонам воротника . Два ряда пуговиц (по 6 штук) серебристого цвета.
На ногах ботинки с черными кожаными крагами.
Головной убор в полете коричневый пробковый шлем. На шлеме на лбу государственный герб темного металла, а выше офицерская кокарда. В остальное время черная пилотка с красными выпушками.

На рисунке слева: достоверная одежда летчика в кожаной куртке (первоисточник - РИСУНОКЪ формы обмундированiя авiационныхъ частей. 24 декабря 1913г.).  Правее изображение летчика в форме, встречающейся в сети Интернет. Это однобортная крутка с черным отложным воротником с красной выпушкой по воротнику и борту куртки. Обшлага черные с красной выпушкой. Походное снаряжение. такие. Брюки такого же цвета, что и куртка, с красными кантами. На ногах ботинки с крагами.

В сети Интернет также встречаются изображения летчиков в таких же куртках, но с головными уборами фуражками или пилотками, и с брюками навыпуск Очевидно это формы служебная и повседневная. Когда летчики получили эту форму, то ли в 1913, то ли уже в ходе войны, автору неизвестно. Вероятно в ходе войны поскольку оба изображены с кортиками, которые было позволено носить вместо шашек только в 1916.

От автора. На фотографиях летчиков Первой Мировой войны эмблематика на пробковых шлемах практически никогда не встречается. Очевидно летчики полагали их опасными для себя в случае аварии.
Краги. Очень модный во время войны вид обуви, пришедший из Англии, хотя по сути дела это эрзац сапог. Английская армия носила ботинки. Краги англичане стали использовать вместо тканевых обмоток, чтобы защищать нижнюю часть ноги от повреждений колючей проволокой и иных подобных травм, с чем легко справлялись обычные русские сапоги. Но краги на ногах смотрелись очень красиво и воинственно. Вот и снабдили элиту армии крагами, хотя они сдавливали икроножные мышцы, затрудняли ток крови в ногах. А это приводило к варикозному расширению вен и тромбофлибиту.
Вечно мы обезьянничаем. В начала XX века - английские краги, нынче - "ботинки с высокими берцами" на американский манер, хотя ни то, ни другое совершенно не подходит нашим условиям.

Нижним чинам авиационных частей в декабре 1913 была установлена обыкновенная форма в виде суконного темно-синего (практически черного) цвета однобортного мундира с черным стоячим воротником с красными выпушками по верху и низу воротника и борту. Красные выпушки имелись также по верху рукавных манжет. Брюки черного цвета с красными кантами. на ногах сапоги. Головной убор черная пилотка с красными выпушками и кокардой солдатской или соответственно унтер-офицерской. Приборный металл - серебро. Погоны красные с шифровкой желтой краской по трафарету.

От автора. Автору не удалось отыскать подлинника приказа о форме одежды летчиков. Достововерно известно, что рисунок формы одежды был утвержден императором 24 декабря 1913. Следовательно, можно полагать, что  приказ был издан  в декабре 1913. В имеющейся подборке за декабрь 1913 отсутствуют приказы №№ 642-653, 656-659, 662-681, 686-693. Надо полагать, что искомый приказ находится где то в этом диапазоне. К сожалению, изучение многих вторичных источников указывает на то, что нужного нам приказа не имеется ни у кого. Все указывают неопределенно - декабрь 1913. Однако, известно, что между Высочайшим утверждением и приказом по Военному ведомству  нередко проходило от одного до нескольких месяцев.
Автор склоняется к мысли, что приказ  по форме летчиков вышел все же в начале 1914 года. Если кто то из читателей придерживается иного мнения, пусть опровергнет меня. А убедительным опровержением может быть только текст приказа о форме летчиков.

Журнал Цейхгауз утверждает, что приказом по Военному ведомству №4 от 3 января 1914 для всех остальных чинов авиационных частей на погоны и эполеты был введен спецзнак авиации. Офицерский спецзнак был латунный позолоченный, спецзнак нижних чинов наносился желтой масляной краской на красные погоны и коричневой на походные защитные погоны.
Этот спецзнак должны были носить все чины авиационных частей, не являющиеся  летчиками. Летчики же носили свой квалификационный знак.

 От автора. Если быть точным, то право на спецзнак имели только пилоты. А вот т.н. летчики-наблюдатели, т.е. члены экипажа, которые во время полета не управляли машиной, а вели наблюдение за обстановкой на земле, фиксировали и наносили на карту обнаруженные вражеские войска и артиллерию, т.п., были обязаны носит общий авиационный спецзнак, наравне с со всем наземным персоналом.
В ходе войны, когда авиаотряд за полгода-год  терял полностью весь свой летный состав, а пополняться офицерами-летчиками стало затруднительно поскольку весь офицерский состав был задействован на фронте, стали готовить летный состав из числа нижних чинов. Эти летчики, естественно, получили право на ношение на погонах квалификационного знака.

Март 2017г.

Источники и литература. 

1. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Наука.   Ленинград. 1991.
2. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Республика.   Москва.1 994.
3.А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Просвещение. Москва. 1993. 
4.М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Военное издательство. Москва. 1994.
5.В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Художник РСФСР. Ленинград. 1988г.
6. А.Низовский. Русские форменные пуговицы   1797-1917 гг. Родонит. Москва. 2008г.
7.О.Леонов, И.Ульянов. Регулярная пехота 1855-1918. АСТ. Москва. 1998.
8.А.Худяков. Сайт "Знаки различия Российской Императорской Армии  в 1914 году" (semiryak.my1.ru/)
9. А.Н. Кулинский. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917 годов. Санкт-Петербург. 1994г.
10.Военная энциклопедiя. Томъ 7.Т-во И.Д.Сытина. С.-Петербургъ. 1912г.
11. Приказ по Военному ведомству №106 от 16 марта 1913г.
12 Сайт "Памяти героев Великой Войны 1914-1918"(gwar.elar.ru/o-voyne/obzor).
13. Е.Н.Шевелева. Нагрудные знаки Русской Армии. Фарн. Санкт-Петербург. 1993г.
14. РИСУНОКЪ формы обмундирован
iя авiационныхъ частей. 24 декабря 1913г.
15. Журнал "Цейхгауз" №5-1996г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
Униформа и знаки различия