Униформа инженерных войск Русской Армии

XIX век (1825-1855гг.)
Часть 3

Инженерный корпус.

Обычно под термином "корпус" понимают некое большое войсковое объединение, состоящее из нескольких дивизий. Однако это справедливо только в отношении пехоты. В отдельные исторические периоды будут существовать также кавалерийские корпуса, а в советские времена также механизированные (танковые) корпуса и даже артиллерийские корпуса.

В инженерных же войсках инженерных корпусов  как войсковых объединений никогда  не существовало.  Инженерный корпус это собирательное название  офицеров  и кондукторов (военнослужащих унтер-офицерского ранга) специалистов в области инженерного искусства. Эти специалисты служили в крепостях, гарнизонах,  частях и соединениях, и являлись советниками командиров  по вопросам инженерного обеспечения боя. Они же организовывали и руководили работами по возведению фортификационных сооружений, наведению переправ, строительству и ремонту дорог, разрушению и преодолению различного рода заграждений и препятствий.

В рассматриваемый период инженеров подразделяли на полевых (тех, кто служит при полках полевой армии) и гарнизонных или крепостных. Крепостные инженеры обычно располагали крепостными инженерными командами, которые занимались возведением и поддержанием в исправности крепостных сооружений.

На рисунке слева: обер-офицер и кондуктор Инженерного корпуса в униформе обр. 1826 года.. Оба полевые инженеры.  Офицерская униформа не отличается от униформы офицеров армейских саперных батальонов с той лишь разницей, что полевые инженеры по прежнему носят шляпу, а не кивер.
Кондукторы в основном также не изменили свою форму с 1817, за исключением того, что панталоны теперь носятся поверх сапог.

11 февраля 1826 полевым инженерным офицерам, вместо бывших у них темно-зеленых панталон с высокими сапогами и серых рейтуз с лампасами, даны темно-зеленые длинные панталоны с красными кантами, кондукторам вместо панталон с крагами установлены такие же длинные панталоны как у офицеров.

26 июля  1826 инженерным офицерам в летнее время, когда строевые офицеры бывают в белых летних панталонах со штиблетами, указано носить также летние панталоны.

18 августа 1826 инженерным офицерам во время руководства работами вне столиц разрешается быть в  сюртуке с эполетами, в фуражке и  без шпаги.  Такая форма  тогда называлась "полуформой".

15 сентября 1826  кондукторам, выслужившим установленные сроки на производство в офицерский чин, но отказавшимся от него, предписано носить на левом рукаве выше  установленных 29 марта 1825 года нашивок из желтого басона (одна нашивка за каждые 5 лет сверхсрочной службы), еще одну из золотого галуна.

1 января 1827 офицерам Инженерного корпуса на  эполетах (аналогичные эполетам в лейб-гвардии Саперном батальоне)  для различия чинов предписано иметь золотые кованые звездочки. 

От автора. Чины в Инженерном корпусе те же самые, что в армейских саперных батальонах. Соответственно звездочек:
прапорщик - 1 звездочка,
подпоручик, майор и генерал-майор - 2 звездочки,
поручик, подполковник и генерал-лейтенант - 3 звездочки,
штабс-капитан - 4 звездочки,
капитан, полковник и инженер-генерал - без звездочек.
 Звездочки у всех категорий офицеров одного и того же размера.

Кстати, только  в Инженерном корпусе и могли существовать военнослужащие в чинах выше генерал-майора. Это если не принимать во внимание генералов  просто  причисленных к саперным батальонам.

14 февраля 1827 офицерам и кондукторам вместо темно-зеленых с красной выпушкой рукавных клапанов, предписано иметь полностью красные клапана.

11 декабря 1827 установленную 15-го сентября 1826 г. нашивку на левом рукаве у кондукторов указано иметь серебряную по одному образцу с галуном на воротнике и обшлагах мундира. 

24 апреля 1828  кондукторам даны  кивера новой формы  с красным помпоном и по прежнему с гренадой об одном огне. 

На рисунке справа: кондуктор Инженерного корпуса в кивере обр.1828 г. С кивера исчезли этишкет и кутас с левой стороны, и добавился красный шарообразный помпон.

От автора.  И ведь я при этом опускаю множество мелких изменений в униформе типа изменения ширины ремня портупеи, как по новому размещать ремни ранца на груди, цвет чемодана (чехол для шинельной скатки), добавки к ранцам черной кожаной оторочки и т.п. и т.д. Я стараюсь отразить в статях только самые заметные изменения в униформе.
Вот только становится ли  более запоминающейся форма инженерных войск XIX века, и не тонет ли читатель в изобилии информации? Критиковать за неточности и ошибки в моих кратких статьях легко, а вот создать статью полную и в то же время наглядную и сжатую практически невозможно.

10 августа 1829 кондукторам в частях Отдельного Кавказского корпуса вместо киверов, установлены овчинные шапки по образцу введенных в полках пехоты Кавказского корпуса. 

На рисунке слева: унтер-офицер гренадерского полка Отдельного Кавказского корпуса в шапке введенной в августе 1829 года. Такие же шапки получили и кондуктора полевые инженеры в этом корпусе. Помпон очевидно у них оставался красный шарообразный. И очевидно на шапке у них по прежнему "гренада об одном огне", а не киверный герб гренадерского образца и без наградной ленточки над ним.
К сожалению рисунка именно кондуктора в шапке отыскать не удалось.

24 декабря 1829 полевым инженерным кондукторам установлены киверные гербы белого металла, которые были установлены для Гренадерского Саперного батальона  в апреле 1828 года.

На рисунке справа: полевой инженерный кондуктор в кивере обр.1829 г. Здесь же показан киверный герб, который кондуктора были обязаны носить с декабря 1829 г.

От автора.  Обратите внимание - изменения в головных уборах, произведенные в 1828-29 годах, касаются только кондукторов Инженерного корпуса. У офицеров и генералов корпуса строевым головным убором по прежнему остается шляпа.

26 декабря 1829 всем кондукторам и офицерам Инженерного корпуса установлены пуговицы белого металла на мундирах, сюртуках и шинелях с выпуклым изображением гренады об одном огне. 

От автора.  А любопытно, что чинам Инженерного корпуса даны пуговицы гренадерской пехоты, а не пуговицы, например, Гренадерского Саперного батальона, что было бы логично, исходя из того, что за два дня до этого инженерам дали на кивер герб именно Гренадерского Саперного батальона. Или, скажем, пуговицы как в лейб-гвардии Саперном батальоне.

Кстати, А.Низовский, самый выдающийся специалист в области форменных пуговиц, на страницах 320-321 своей книги пишет, что 26.12.1829 полевым инженерам в офицерских чинах даны пуговицы Гренадерского Саперного батальона.  А пуговицы, изображение которой я даю здесь, по Низовскому были даны только  инженерам Отдельного Кавказского  корпуса.
Кто здесь прав, а кто ошибается остается неясным. Я опираюсь на "Историческое описание одежды и вооружения российских войск" издания 1944 года (том 22).
На какие источники опирается Низовский, мне неизвестно. Со 100-процентой точностью можно будет что то утверждать, если отыскать приказы Военного ведомства за 1829 год.
Я это к тому, что в области униформологии нет абсолютных знатоков. Обвинять кого бы то ни было в "косячности" и насмехаться над чьими-либо "несуразностями и глупостями"  занятие весьма опасное. Легко можно самому оказаться в дураках.

15 июля 1837 июля утверждена новая форма офицерских шарфов, одинаковая с введенной в полках армейской пехоты и кавалерии и описанная выше.

17 декабря 1837 для офицеров Инженерного корпуса утверждена новая форма офицерских эполет, т. е. с прибавлением четвертого витка. 

16 октября 1840 кондукторам отказавшимся от производства в офицеры и получающим две трети жалованья прапорщика, установлены шевроны или нашивки из серебряного галуна на левый рукав мундира, по одной нашивке через каждые 5 лет выслуги. 

2 января 1844 на околыше офицерских фуражек установлена кокарда, одинаковая с введенной в армейских саперных батальонах и описанная выше. 

От автора.  Здесь имеется в виду то, что еще с августа 1826 года  офицерам Инженерного корпуса при руководстве полевыми работами разрешалось носить сюртук с фуражкой, а не со шляпой. Теперь вот на фуражку вводится металлическая кокарда.  Официальным же строевым головным убором для офицеров саперных батальонов был кивер, а в Инженерном корпусе шляпа. Фуражку дозволялось носить лишь вне службы.

9 мая 1844  кивера у кондукторов (но только у кондукторов!)  заменены касками аналогичными каскам в  армейских саперных батальонах т. е. без султана. Герб на этих касках остался такой же, как был на кондукторских киверах.

2 февраля 1846 года , т.е. спустя почти два года после введения касок кондукторам, они введены и для офицеров Инженерного корпуса. Герб на офицерской каске Гренадерского Саперного батальона (как и у кондукторов), султан белый.
Генералам же Инженерного корпуса  каски  с гербом по образцу армейских пехотных полков белого металла  и с позолоченной в щите герба короной.

От автора.  Заметим, что в Инженерном  корпусе каски у кондукторов без султана, а у офицеров с белым султаном.

На рисунке справа: генерал Инженерного корпуса в униформе обр. 1846 года. Обратите внимание - на щите касочного герба в пехотных полках прорезается номер полка. Инженерные же генералы на этом месте имеют накладную позолоченную корону.

13 октября 1849  вместо шпаги генералам и офицерам Инженерного корпуса предписаны пехотные полусабли.

15 февраля 1850 года  генералам и офицерам Инженерного корпуса, проходящим службу в Отдельном Кавказском корпусе, присвоено такое же обмундирование и вооружение, какое 8 августа 1848 года было присвоено гренадерским полкам этого  корпуса, с приборным металлом -серебро, выпушки и канты красные, воротник черный. 
И еще со следующими отличиями:
 а) Верх шапки с серебряным галуном, имеющим посредине две узкие черные полоски.
б) На парадном полукафтане воротник и обшлага с клапанами как это было на мундире, т.е. красная выпушка по воротнику, обшлагам, по борту полукафтана до низу полы и на карманных клапанах..
в) Вицеполукафтан сходный с парадным полукафтаном, с той разницей, что петлиц на воротнике и клапана на обшлагах не имеется, а полагаются одни обшлага с красной выпушкой.. 

От автора.   В Кавказском корпусе в 1848 году совершенно не подходящие к местным условиям каски и мундиры фрачного типа были заменены меховыми шапками казачьего типа и мундирами в виде полукафтанов.

На рисунке слева: офицеры Инженерного корпуса, проходящие службу в Отдельном Кавказском корпусе, в униформе обр. 1850г.
Слева и справа стоят обер-офицеры в парадных полукафтанах. Слева в зимних темно-зеленых панталонах, справа в летних белых панталонах.
Между ними стоит штаб-офицер в вицеполуафтане.

От автора.   Вицеполукафтан покроем аналогичен полукафтану, но имеет упрощения - на воротнике нет серебряных петлиц, на обшлгах нет цветных клапанов. Кроме того, вицеполукафтан носится без офицерского шарфа.
Отметим, что офицерский шарф, бывший долгое время непременным признаком офицерского чина, в середине XIX века постепенно начинает сходить со сцены как и горжеты. Признаками офицерского статуса теперь служат эполеты со звездочками по чинам. Офицерский шарф сохраняется лишь традиционно и в не парадных случаях его уже носят все реже.

29 апреля 1854 года офицерам и генералам инженерного корпуса  для военного времени введены походные шинели того же покроя и цвета, что и в саперных батальонах.   Погоны офицеров и генералов галунные аналогичные погонам офицеров саперных батальонов, но без шифровок.

Чины Инженерного корпуса, проходящие службу в гвардии.

В основном у гвардейских инженеров изменения в униформе периода 1825-1855 годов были те же самые и в те же сроки, что и у армейских инженеров.
Так 26 декабря 1829 года, когда во всей гвардии и армии  гладкие мундирные пуговицы были заменены на пуговицы с выдавленными эмблемами и номерами, гвардейским инженерам были даны пуговицы одинаковые с пуговицами, данными лейб-гвардии Саперному батальону и лейб-гвардии Конно-Пионерному эскадрону (с двуглавым орлом, сидящим на скрещенных топорах).

Можно считать, что гвардейские и армейские инженеры униформой друг от друга не отличались.

Чины  Главного Инженерного  училища.

Здесь следует сказать несколько слов. Еще 27 марта 1804 при чертежной службе Инженерной Экспедиции (высший руководящий орган инженерных войск) организуется Инженерная школа для "доучения находящихся здесь юнкеров и кондукторов, в свободное от службы время наукам до инженерной службы касающихся".
Называть полноценным инженерным училищем эту школу нельзя. Это были скорее курсы повышения квалификации инженерных унтер-офицеров, юнкеров (дворяне, добровольно поступившие на службу нижними чинами и готовящиеся в полках на присвоение офицерского чина) и   кондукторов (специалисты Инженерного корпуса, имеющие не офицерский, а унтер-офицерский чин). И вместе с тем, юнкера и кондуктора, показавшие достаточные знания, по ее окончанию получали офицерские чины.

В ноябре 1819 года открывается Главное Инженерное училище, в котором молодые люди получали полноценное военно-инженерное образование и выпускались из училища инженерными офицерами. Все поступившие  в училище получали воинское звание кондуктора  и числились за Инженерным корпусом сверхкомплектными.

По состоянию на 1826 год кондукторы Главного инженерного училища носили форму кондукторов Инженерного корпуса за исключением того, что вместо гренады об одном огне на кивере у них был герб белого металла одинаковый с гербом кадетских корпусов. Однако со своим изображением на щитке герба. Офицеры училища кроме того, что на кивере имели такой же герб, что и кондуктора, на воротнике имели особое серебряное шитье, присвоенное военно-учебным заведениям.

На рисунке слева: кондуктор и обер-офицер Главного Инженерного училища в униформе обр. 1826 г.
Мундиры и панталоны  темно-зеленые  с красными выпушками и кантами. Воротник черный с красным кантом спереди, сверху и снизу. У кондукторов на воротнике и обшлагах унтер-офицерский галун. Репейки у кондукторов унтер-офицерские, у офицеров офицерские. Помпоны у кондукторов красные, у офицеров серебряные.

На рисунке справа: киверный герб Главного Инженерного училища и фрагмент портрета начальника училища генерала Ломновского. На воротнике хорошо видно шитье, присвоенное офицерам училища.

От автора.   Этому киверному гербу будет уготована долгая жизнь. Он будет красоваться на киверах, а потом и касках чинов училища вплоть до замены другими головными уборами во времена Александра III. Этот же герб вернется на кивера юнкеров и офицеров училища, когда в начале своего царствования Николай II решит вернуть в армию ряд элементов униформы, отмененной Александром III.
И что совсем интересно, так это то, на фотографии 1922 года, изображающей строй советских курсантов Петроградской военно-инженерной школы, на их головах юнкерские кивера с этими же самым гербами! Правда, справедливости ради, стоит заметить, что на снимке не видно - сохранен ли на гербе двуглавый орел.

И еще. В книге "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск" (Том 25) учащиеся кадетских корпусов (где готовили офицеров пехоты и кавалерии) именуются воспитанниками, артиллерийского училища именуются юнкерами, а вот учащиеся инженерного училища именуются кондукторами. Учащихся инженерного училища назовут юнкерами только в 1864 году. Это стоит иметь в виду.

До 1831 года все изменения в униформе, касающиеся чинов  Инженерного корпуса в полной мере касались и чинов Главного Инженерного училища.

16 декабря 1831 года кондукторам училища на мундиры и куртки установлены погонные знаки различия по званиям.  Они выполнены из серебряного галуна, который позже будет называться "пажеский буравчик". 

На рисунке справа погоны обр.1831 года со знаками различия чинов кондукторов Главного Инженерного училища:
1. Фельдфебель.
2. Старший унтер-офицер.
3. Младший унтер-офицер,
4. Ефрейтор.
5. Кондуктор без чинов.

Заметим, что звания именно такие, как я указал в тексте, а не такие, какие в это время имеют нижние чины армии и гвардии в 1843 году (фельдфебель, отделенный унтер-офицер, унтер-офицер, ефрейтор).

От автора.  Здесь требуются пояснения. В то время училище организационно состояло из кондукторского отделения и офицерского отделения (там учились офицеры).
Кондукторское отделение подразделялось на три класса (курса, говоря современным языком).
Таким образом, в училище имелся один кондуктор в фельдфебельском звании. Он управлял всем кондукторским отделением.
Кондуктора старшие унтер-офицеры командовали соответственно классами. Таким образом в училище имелось три старших унтер-офицера.
Кондукитора младшие унтер-офицеры командовали подразделениями на которые делился класс. Сколько было подразделений в каждом класcе, установить не удалось.
Кондуктора ефрейторы являлись помощниками унтер-офицеров.

Общепринято считать, что знаки различия званий нижних чинов появились только в апреле 1843 года. Эта убежденность проистекает из того, что обычно  историки, занимающиеся униформологией, редко когда выходят за рамки основных родов войск и базовых, так сказать чинов. Слишком уж много в XIX веке было различий и непрекращающихся  изменений в униформе, чтобы это было возможно охватить даже в довольно объемной книге. А избыток информации часто приводит к тому, что читатель просто утрачивает общее направление.

И все же стоит уточнить - знаки различия званий нижних чинов появились не в 1843, а в 1831 году. Правда пока, только для учащихся военно-учебных заведений. Приведенные здесь знаки различия носили учащиеся кадетских корпусов, артиллерийского и инженерного училищ. Артиллеристы имели золотой галун, кадеты в зависимости от присвоенного корпусу цвета приборного металла (золото или серебро).

Дальнейшие изменения в униформе чинов училища до 1844 года  аналогичны изменениям в Инженерном корпусе.

9 мая 1844  кивера всем чинам училища   заменены касками аналогичными каскам в  армейских саперных батальонах, но с черным султаном. Герб на этих касках остался такой же, как был на   киверах. Этот герб  военно-учебных заведений в обиходе назывался "Сияние".

На рисунке слева: обер-офицер и кондуктор Главного Инженерного училища в униформе обр. 1844 года.

4 января 1845 на а офицерских касках с правой стороны, под чешуею, установлена металлическая кокарда, как это было предписано в армейских саперных батальонах

9 августа 1845 при лагерной форме каски разрешено  носить без султанов

7 июля 1847 утверждено описание формы фуражек для кондукторов: цвет фуражек темно-зеленый, околыш черный с красными по обоим краям выпушками, выпушка по верхнему кругу красная.

14 апреля 1853 ефрейторам, старшим и младшим унтер-офицерам  и фельдфебелям установлены на погонах шинелей те же знаки различия званий, что на мундирах и куртках. 

29 апреля 1854 года офицерам и генералам  училища   для военного времени введены походные шинели того же покроя и цвета, что и в саперных батальонах.   Погоны офицеров и генералов галунные аналогичные погонам офицеров саперных батальонов, но без шифровок.

18 февраля 1855 года император Николай I умер. На престол взошел императора Александр II

Январь 2015 г.

 

Литература.

1. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Наука.   Ленинград. 1991.
2.  С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Республика.   Москва. 1994.
3. .И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Просвещение. Москва. 1993. 
4. М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Военное издательство. Москва. 1994.
5. В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Художник РСФСР. Ленинград. 1988 г.
6. В.Семенов. Русский военный мундир XIX века (комплект открыток). Изобразительное искусство.   Москва. 1985 г.
7. А.Низовский. Русские форменные пуговицы   1797-1917 гг. Родонит. Москва. 2008 г.
8. О.Леонов, И.Ульянов. Регулярная пехота 1855-1918. АСТ. Москва. 1998.
9. А.Худяков. Сайт "Знаки различия Российской Императорской Армии  в 1914 году" (semiryak.my1.ru/)
10. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск.  Том 22. Москва. 1944 г.
11. А.Н. Кулинский. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917 годов. Санкт-Петербург. 1994  г.
12. Военная энциклопедiя. Томъ 7.Т-во И.Д.Сытина. С.-Петербургъ. 1912 г.
13. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск.  Том 24. Москва. 1944 г.
14. Историческое описанiе одежды и вооруженiя Россiйскихъ войскъ. Часть девятнадцатая. С.-Петербургъ. 1902 г.
15. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск.  Том 25. Москва. 1944 г.
16 .И.П.Балацкий и др.Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного училища. Воен. изд-во. Москва. 1969 .

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
Униформа и знаки различия