Эмблематикка инж.войск - emblem.html

Эмблематика  инженерных войск Русской Армии

XVIII-XX век

Предисловие.
Эмблемы родов войск в современной российской униформе (на рукавах, погонах, воротниках) являются ее неотъемлемой частью и трудно себе представить, что так было не всегда, что  весь XVIII и большую часть XIX века армия обходилась вообще без эмблем родов войск. Во всяком случае на погонах и эполетах.В них не было никакой необходимости.
Ведь с момента создания Русской Армии в 1699 году и до последней трети XIX века имелось всего четыре рода войск - пехота, кавалерия, артиллерия и инженерные войска (причем последние только в в 1729 году  выделились в самостоятельный род войск, а понтонные батальоны только в 1797). Эти рода войск легко было различить между собой по их весьма разнообразной униформе. Даже внутри каждого рода войск по одежде легко было различить подвиды родов войск. Например в пехоте различались друг от друга одеждой гренадеры, егеря, гвардейские пехотинцы (мушкетеры), армейские пехотинцы (мушкетеры); в кавалерии кирасиры, драгуны, уланы, гусары, конные егеря, казаки.
Следует отметить, что принцип выделения из общеармейской массы с помощью эмблем именно специальных родов войск (родов оружия, как тогда говорилось) и специалистов  являлся определяющим принципом униформистики Русской Армии вплоть до ее распада и гибели в 1918 году. Основные рода войск - пехота и кавалерия  эмблем (знаков) на погонах и эполетах, указывающих на род войск,   не имели.
Первое выделение специалистов с помощью специальных знаков  относится к 1760 году, когда было велено солдатам полковых артиллерийских команд пехотных полков нашивать на шляпах под бантом красный суконный кружок ("наподобие ядра"), на правой стороне груди кафтана красную же суконную эмблему в виде двух скрещенных пушечных стволов, на правой стороне груди камзола такую же эмблему зеленого цвета.
Дело в том, что артиллеристы пехотных полков носили пехотную форму, но требовалось внешне выделить их из обычных пехотинцев. Это было необходимо потому, что артиллеристы были дефицитными (как теперь говорят) специалистами, их требовалось беречь и запрещалось использовать в пехотном строю.
Автор еще раз хочет подчеркнуть, что так родился принцип применения эмблем родов войск в Русской Армии - выделить на общем фоне полков основных родов войск  специалистов.
Вновь эмблемы, выделяющие на общеармейском фоне специальные части появляются на гвардейских гренадерских шапках в январе 1797  года в виде трех "гренад о трех огнях" как элемент оформления гренадерской шапки. В целом сама шапка своей характерной формой указывала на то, что ее обладатель является гренадером. В 1800 году гренада о трех огнях заменяется гренадой об одном огне.
Пожалуй, только в 1804 году когда гренадерская шапка приобрела вид кивера, на его передней части появилась гренада об одном огне, указывающая на то, что ее обладатель служит в гренадерском полку. Мушкетеры же, получившие кивера только в 1803 году, эмблем на них в это время не имели.
В 1809 на киверах гренадерских полков появляется гренада о трех огнях, а в мушкетерских полках в 1812  на кивере появляется гренада об одном огне. Пожалуй, только с этого времени по эмблемам на киверах можно различать между собой гренадерские и мушкетерские полки.
В артиллерии на киверах эмблема в виде двух скрещенных пушечных стволов над гренадой об одном огне появилась в 1808 году.
Конец предисловия.

Напомним, что инженерные войска изначально с момента создания армии Петра Великого входили в состав артиллерии и носили артиллерийскую форму, за исключением того, что приборный металл в инженерных частях (кроме понтонеров) был серебро, а не золото. В самостоятельный род войск инженеры будут выделены только в 1727 году, а понтонеры войдут в состав инженерных войск только в 1797 году.

18 ноября 1809 на киверах нижних чинов в инженерных частях  исчезают кисточка, пуговица с петлицей и кокардой и впервые появляется эмблема "гренада об одном огне" белого металла (серебро). Правда, в "Историческом описании..." она поименована как "бомбочка".  Собственно, это еще не эмблема или знак именно инженерных частей. Такую же гренаду носят на киверах и в пехоте. Но гренада в сочетании с красным этишкетом (как в артиллерии) указывает на инженерную часть. В частности на Пионерный полк.
6 декабря 1809 такая же эмблема введена офицерам пионерных полков.
23 января 1810 г.  такие же кивера должны носить кондукторы Инженерного корпуса.

20 декабря 1812 формируется  пять дополнительных пионерных батальонов. 27 декабря эти батальоны было решено свести в Саперный полк. В этом полку обмундирование аналогично пионерным полкам, на на кивере "гренада о трех огнях", а не "гренада об одном огне", как это у пионеров.

И опять таки это не знаки (эмблемы) именно инженерных войск как таковые.

В отношении понтонеров, которые по прежнему находились в штатах артиллерийских частей и относились не к инженерным войскам, а к артиллерии, в "Историческом описании..."указано, что они носят униформу пешей армейской артиллерии. При этом нет указаний на цвет приборного метала. Можно полагать, что никаких отличий от "чистых артиллеристов" у понтонеров не было.

27 декабря 1812 года император Александр I, повелел сформировать лейб-гвардии Саперный батальон в составе двух саперных и двух минерных рот. Униформа лейб-гвардии Саперного батальона установленная для него при его сформировании, почти не отличалась от униформы обеих пионерных и Саперного полков с той только разницей, что на кивер был помещен серебряный орел, позади которого стилизованные скрещенные топоры.

Так впервые в эмблематике инженерных войск появились скрещенные топоры именно как их символ.

На рисунке справа: киверный герб лейб-гвардии Саперного батальона обр. 1812г.

Таким образом в 1812 впервые появляется  эмблема инженерных войск в виде скрещенных топоров. Пока лишь как элемент киверного герба лейб-гвардии Саперного батальона.

На фото слева: Кивер нижнего чина лейб-гвардии Саперного батальона обр.1812 г.. На передней части киверный герб белого металла в виде двуглавого орла со скрещенными стилизованными топорами позади.

В 1816 году изображение киверного герба лейб-гвардии Саперного батальона несколько изменилось.

На рисунке справа: киверный герб лейб-гвардии Саперного батальона обр.1816г.

23 мая 1816 на кивера офицерам армейских саперных и пионерных батальонов взамен киверных знаков  в виде гренады об одном (в пионерных) и гренады о трех огнях (саперных) дан единый киверный знак в виде щитка белого металла (серебро), увенчанного императорской короной и звездой ордена св. Андрея Первозванного на щитке. Снизу два скрещенных топора.

На рисунке слева: штаб-офицер саперного батальона в кивере с киверным гербом обр. 1816г. Правее изображение киверного герба обр. 1816г.

Этот же герб дан на кивера всех нижних чинов саперных  батальонов (только саперных!) 26 сентября 1817 года.

У офицеров киверный герб серебреный из белой жести, у нижних чинов герб из белой жести.

В пионерных же батальонах нижние чины на киверах по прежнему в пионерных ротах должны носить гренаду об одном огне  и гренаду о трех огнях в саперных ротах пионерных батальонов.

От автора. Деление на пионеров и саперов в инженерных войсках сродни делению легкой кавалерии на улан и гусар. И там и там те и другие выполняют одни и те же  задачи. Различия есть  лишь в названии  и форме одежды.

23 января 1822 предписано в пионерных батальонах во всех ротах на киверах иметь гренаду о трех огнях, а под ней скрещенные топоры.  У офицеров герб серебреный, у нижних чинов белого металла.
До этого дня в в пионерных батальонах в пионерных ротах  военнослужащие должны были носить гренаду об одном огне, а в саперных ротах пионерных батальонов гренаду о трех огнях. 

На рисунке справа: киверный герб пионерных батальонов обр. 1822 г.

Таким образом, в январе 1822 года скрещенные топоры сами по себе становятся признаком инженерных войск. Пока как отдельный элемент киверного знака. 

2 августа 1822 года формируется армейская инженерная часть нового типа - 1-й конно-пионерный эскадрон. Он так и останется до момента расформирования в 1862 году единственный армейским конно-пионерным эскадроном. В лейб-гвардии подобный эскадрон был сформирован еще в 1819г.
Киверный герб  серебряный с наложенными на него скрещенными топорами. Он  похож на киверный знак саперных батальонов обр. 1816-17 г., но топоры перемещены вверх на щит и добавлена снизу гренада об одном огне. 

На рисунке слева: киверный герб конно-пионерного эскадрона обр. 1822г.

 Киверный герб Главного инженерного училища  представляет собой т.н. "сияние" в медальоне которого помещено изображение государственного орла, позади которого стилизованные скрещенные топоры и ниже гренада об одном огне.

На рисунке слева: киверный герб Главного инженерного училища.

9 мая 1844 кивера всем чинам училища будут заменены касками аналогичными каскам в армейских саперных батальонах, но с черным султаном. Герб на этих касках останется такой же, как был на киверах.  

24 апреля 1828 офицерам и нижним чинам армейских саперных и пионерных батальонов даны кивера новой формы. Значительно изменились киверные гербы. В Гренадерском Саперном батальоне на щитке скрещенные топоры за гренадой об одном огне. В остальных армейских батальонах на щитке скрещенные топоры, над которыми прорезная цифра, указывающая на номер батальона.  В лейб-гвардии Саперном батальоне по прежнему киверный герб обр.1816г.

На рисунке справа: обер-офицер  саперного батальона в кивере обр. 1828 года. Правее   вверху киверный герб Гренадерского саперного батальона, внизу киверный герб 1-го саперного батальона.

26 декабря 1829 года появляется новый элемент эмблематики инженерных войске - плоские металлические мундирные пуговицы заменены на оловянные выпуклые с выдавленными на них скрещенными топорами и номерами батальонов. 

На рисунке слева: мундирные пуговицы: 1- Гренадерского саперного батальона и Учебного саперного батальона, 2- 4-го саперного батальона, 3- 1-го резервного саперного батальона, 7 - саперного батальона  Литовского корпуса, 5- Кавказского саперного батальона.
На пуговицах лейб-гвардии Саперного батальона, лейб-гвардии Конно-Пионерного эскадрона и гвардейским инженеров изображение аналогичное киверному гербу.

9 мая 1844 кивера заменяются кожаными касками, которые отныне для всех генералов, офицеров и нижних чинов являются единственным служебным головным убором. На касках   спереди крепятся прежние киверные гербы.

На рисунке справа: кожаная каска обр. 1844г.

7 мая 1855 года офицерам (а очевидно и нижним чинам) армейских саперных батальонов отменяются кожаные каски и взамен водятся новые кивера пехотного образца. Герб на кивере образца 1828 года. 

На рисунке слева: нижний чин саперного батальона в кивере пехотного образца 1855 года.

 В 1861 году  кивер становится существенно ниже и изменяются киверные гербы.

На рисунке справа:
1. Кивер лейб-гвардии Саперного батальона в варианте парадного.
2. Кивер Гренадерского саперного батальона в варианте повседневного.
3. Киверный герб лейб-гвардии Саперного батальона и  лейб-гвардии Конно- пионерного эскадрона.
4. Киверный герб Николаевского инженерного училища.
5. Киверный герб 1-го саперного батальона.
6. Киверный герб Гренадерского саперного батальона

 

В период с  23 ноября по  1 июля 1962 г.  постепенно отменяются во всех войсках гвардии и армии все кивера, каски, папахи, шапки за исключением частей по определенному перечню. Инженерных частей в этом перечне нет. Вводится совершенно новый вид головного убора под названием "шапка". По своему виду это шако или кепи.  На парадной шапке во всех инженерных частях и корпусе военных инженеров впереди помещается киверный герб лейб-гвардии Саперного батальона обр. 1855 года. В частях, имеющих коллективные наградные ленточки на головные уборы, они помещаются в верхней части тульи под орлом. На повседневных шапках (кепи) вместо орла кокарда.

Таким образом эмблематика инженерных войск постепенно начинает уходить с головных уборов. Скрещенные топоры как символ инженерных войск остаются только на парадных головных уборах.

На рисунке слева: 1-офицер в парадной шапке обр.1862г., 2- шапка повседневная, герб на парадные шапки всех инженерных войск, включая лейб-гвардии Саперный батальон, 4- герб на шапку Николаевского инженерного училища.

 1871 год отмечен появлением первых эмблем на погонах и эполетах. Ими стали называемые в то время "особые знаки"  помещаемые на эполеты и  погоны офицеров и погоны нижних чинов первых шести Военно-походных телеграфных парков, которые были сформированы  31 августа 1870 года (приказ Военного ведомства №251).
Приказом по Военному ведомству  № 316 от 17 октября  1870 года для нижних чинов,  и приказом №20 от 20 января 1871 года для офицеров введены "знаки на плечевые погоны". Их описание дано в приказе №342 от  12 ноября 1871 года. 

Для нижних чинов "знак на плечевые погоны", называемый  также в других документах "особым знаком". "спецзнаком", "телеграфным знаком"  изготавливался из желтой меди и помещался  выше шифровки, указывающей на номер парка. Знак помещался  поверх унтер-офицерских нашивок по званиям. У офицеров знак серебреный и несколько меньшего размера. Он также  помещался выше шифровки, которая должна была вышиваться серебряной нитью. Звездочки золотые шитые, помещались по бокам от шифровки и выше спецзнака.

На рисунке справа: телеграфный знак на погоне нижнего чина  1-го Кавказского Военно-телеграфного парка (переименован в 1886 году из Кавказского военно-телеграфного парка, сформированного в 1876 году); знак на погоне капитана этого же парка; знак на эполете капитана  3-го  Военно-походного телеграфного парка.

С августа 1894, когда телеграфные парки  будут  расформированы, а личный состав и оснащение обращены на укомплектование военно-телеграфные рот саперных батальонов, этот спецзнак станет спецзнаком этих рот.

Приказом Военного ведомства №341 от 12 ноября 1876 сформирован военно-дорожный батальон - первая в Русской Армии железнодорожная часть. 3-го декабря переименован в 3-й железнодорожный батальон (исходя из номера  3-ей саперной бригады, в состав которое он был включен).  Форма для них была установлена приказом № 313 1881 года. Однако, сведений о введении знаков на погоны железнодорожников не имеется.

Приказом по Военному ведомству №313 от 14 ноября 1881г. для армии (но не для гвардии!) вводится новая форма одежды для следующих частей, относящихся к Инженерному ведомству: Гренадерского саперного батальона, армейских саперных батальонов, железнодорожных батальонов, понтонных батальонов, минных рот, Гальванической учебной роты, инженерных парков, военно-телеграфных парков.
В качестве основного головного убора шапка барашковая черная с кокардой и государственным гербом (знак образца 1862 года, который носился на кепи), под который подложено два скрещенных топора. Герб изготавливается из мельхиора. Цвет герба - приборные металл, т.е. серебро. Шапка носится при парадной и обыкновенной формах.
Кокарда соответственно офицерская, унтер-офицерская или солдатская.  

На фото слева: шапка барашковая офицерская обр. 1881 года.

При остальных формах военнослужащие носят фуражку. Нижние чины без козырька, офицеры с козырьком. Таким образом в 1881 году эмблематика инженерных войск сохраняется лишь на парадных головных уборах и погонах телеграфистов.

Приказом по Военному ведомству №31 от 6 февраля 1882г. новая форма одежды, а соответственно и барашковая шапка  вводится для: Корпуса военных инженеров и Местных инженеров. 

Приказом по Военному ведомству №86 от 25 марта 1882г. новая форма одежды вводится для всех чинов лейб-гвардии Саперного батальона. Шапка совершенно аналогичная армейской, но вместо государственного герба на шапке Андреевская звезда, за которой помещены скрещенные топоры Над звездой кокарда, различная для офицеров и нижних чинов. Кокарду частично накрывает наградная металлическая ленточка "За Балканы в 1877 г." которой батальон был награжден за подвиги, совершенные гвардейскими саперами во время войны за свободу Болгарии 1877-78 годов

От автора. Живуч в России миф о неких братских славянских народах, к коему причисляем и Болгарию. А ведь общего с ними у нас только некоторая схожесть языков, да одинаковый шрифт "кириллица". Это мы по наивности отчего то полагаем, что русская кровь должна литься и за некие общеславянские интересы.
Нет их и никогда не было. "Братья славяне" вспоминают о том, что они "одной крови с русскими" лишь когда их уж слишком прижимают соседи по Европе. Во все остальные времена поляки, чехи, словаки, словенцы, болгары, сербы и иже с ними твердо помнят, что они европейцы, а отнюдь не славяне.
Напомню, что после освобождения от турецкого ига  в 1878 и возрождения болгарского государства "братья-болгары" в Первую Мировую войну отчего то оказались в союзе с Германией, Австрией и совсем недавно угнетавшей их Турцией.
Во Вторую Мировую войну Болгария вместе со Словакией (тоже "братский славянский народ") вновь среди врагов России. Они союзники гитлеровской Германии.
С распадом Варшавского Договора Болгария, Польша, Чехия, Словакия становятся членами антироссийского военного блока НАТО.
В период Гражданской войны в Югославии, приведшей к распаду этого некогда сильного славянского государства, Болгария на стороне НАТО и против Югославии.
Во второе десятилетие XXI века именно Болгария становится могильщиком российского проекта подачи газа в Европу по дну Черного моря ("Южный поток"), нанося тем самым огромный экономический ущерб России.
Я понимаю "реал-политик", но как то мерзко становится на душе от такого "братства и общности славян". Не пора ли перестать самообманываться? Нет и никогда не существовало славянского братства. России во внешней политике следует руководствоваться исключительно своими национальными интересами.

Приказом по Военному ведомству №258 от 13 октября 1883г. нижним чинам саперных команд пехотных полков предписано носить на левом рукаве выше локтя знак размерами 6.6 на 6.6 см., вырезанный из алого сукна и представляющий собой скрещенные лопату и топор.

На рисунке слева: нижний чин саперной команды гренадерского полка с нарукавным знаком.

Приказом по Военному ведомству №126 от 14 мая 1890г. в Русской Армии в составе инженерных войск сформирована первая воздушная часть - Учебный воздухоплавательный парк. Этим же приказом предписано сформировать в 1891 году первую строевую воздухоплавательную часть - крепостное воздухоплавательное отделение. 
Форма одежды для офицеров и нижних чинов установлена такая же как и для чинов саперных батальонов (согласно приказа №313 от 14 ноября 1881г.).  Спецзнак  и шифровка на погоны воздухоплавателей были высочайше утверждены  27 ноября 1890 года.
Шифровка в виде одной  литеры:
*Учебный воздухоплавательный парк - У.
*Воздухоплавательные крепостные отделения - первая литера названия крепости.
Например, для варшавского крепостного воздухоплавательного отделения - В.
Шифровка на погоны нижних чинов наносится желтой масляной краской по трафарету,
Погон нижних чинов Учебного воздухоплавательного парка обшит желтым басоном с красной просновкой вдоль басона (так называемая "учебная тесьма"). Кроме шифровок на погон крепится спецзнак воздухоплавателей из желтой меди. У унтер-офицеров спецзнак крепится поверх нашивок.
Эполеты офицеров в в Учебном воздухоплавательном парке с серебряным полем как в лейб-гвардии Саперном батальоне, в воздухоплавательных отделениях поле эполета красное, шифровка и спецзнак серебряные.  Звездочки на офицерских погонах и эполетах золотые. На погонах шитые золотой нитью, на эполетах металлические накладные.
Погоны офицеров серебряного галуна с красными просветами и выпушками Шифровка на  погонах  вышивается серебряной нитью. Спецзнак металлический серебряный.

На рисунке слева:
1. Воздухоплавательный офицерский знак.
2. Воздухоплавательный знак нижних чинов.
3. Погон солдата Учебного воздухоплавательного  парка.
4. Погон ст.унтер-офицера Варшавского крепостного воздухоплавательного  отделения.
5. Погон капитана Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения.
6. Эполет поручика Учебного воздухоплавательного  парка.
7. Эполет штабс-капитана Варшавского крепостного воздухоплавательного  отделения.

11 января 1906 года сформированы первые две станции искрового телеграфа (в Санкт-Петербурге и Выборге). Говоря современным языком это  части радиосвязи. .Приказом по Военному ведомству №266 от 10 мая 1907г. Петербургской и Выборгской станциям искрового телеграфа установлена форма инженерных войск, которая ранее была тем установлена приказом №84 1896 года.
На погоны нижних чинов наносится шифровка желтой масляной краской по трафарету, содержащая литеры по названию станции и литеры ""Ис.". Над шифровкой металлический спецзнак телеграфных частей из желтой меди. У унтер-офицеров спецзнак помещается поверх нашивок по званиям. У офицеров знак серебреный и несколько меньшего размера. Он также  помещался выше шифровки, которая должна была вышиваться серебряной нитью. Звездочки золотые шитые, помещались по бокам от шифровки и выше спецзнака.
Собственным спецзнаком, отличающимся от спецзнака телеграфных частей и подразделений искровики (радисты)  обзаведутся только в 1911 году (Приказ по Военному ведомству №228 от 28 мая 1911).

На рисунке справа: погон ст. унтер-офицера Санкт-Петербургской станции искрового телеграфа.

Приказом по Военному ведомству №442 от 18 августа 1907г. были введены нарукавные знаки для специалистов связи в полевой артиллерии Сибирских округов. Знаки вырезались из алого сукна и пришивались на рукав. Нарукавные знаки телефонисты и сигналисты должны были носить на левом рукаве мундира и шинели выше локтя.

На рисунке слева: нарукавный знак на рукаве мундира телефониста батареи артиллерии Сибирского округа и нарукавный знак на рукаве шинели сигналиста батареи артиллерии Сибирского округа. 

Приказом  по Военному ведомству №552 от 26 октября 1907г.  для нижних чинов инженерных  войск введены пряжки (бляхи) поясных ремней и пуговицы нового образца. Бляхи и пуговицы белого металла (медь луженая оловом). Размеры бляхи 8.3 см. на 6.3 см. Гренадерский саперный батальон и военно-электротехническая школа получили бляхи и пуговицы с изображением скрещенных топоров и наложенной на них гренады об одном огне. Все остальные инженерные части, включая и лейб-гвардии Саперный батальон, получили бляхи и пуговицы с изображением государственного орла, позади которого скрещенные стилизованные топоры. Этим приказом упразднялись бляхи и пуговицы введенные приказом № 365 1899 года.

Приказом по Военному ведомству №68 от 13 февраля 1908г. военнослужащим понтонных батальонов установлен  накладной знак специальных родов оружия (спецзнак). В приказе он назван "особый знак". Однако изображение знака было объявлено в приказе  только в декабре (№578 от 24 декабря 1908г.)

От автора. Я это к тому, что эти знаки не имели точного термина и в разных документах назывались то "накладные знаки специальных родов оружия", то "особые знаки", то "специальные знаки", пока уже в советское время за ними не закрепится термин "эмблемы родов войск". И еще заметим, что у нижних чинов изначально спецзнаки были медными накладными. Наноситься по трафарету краской как и шифровки они начнут несколько позднее.  

У офицеров на погонах и эполетах спецзнак серебряный накладной металлический, шифровка, вышитая серебряной нитью, указывающая на номер батальона. У нижних чинов на погонах спецзнак желтой меди накладной металлический, шифровка желтой краской по трафарету, указывающая на номер батальона. У унтер-офицеров спецзнак крепится поверх нашивок по званиям.  

На рисунке справа: погон ст.унтер-офицера 5-го понтонного батальона, погон подпоручика 1-го понтонного батальона.

Приказом по Военному ведомству №100 от 21 февраля 1909г. нижним чинам саперных команд пехотных полков предписано носить на левом рукаве походного мундира выше локтя знак размерами 6.6 на 6.6 см., вырезанный из алого сукна и представляющий собой скрещенные лопату и топор (аналог знака введенного еще приказом по Военному ведомству №258 от 13 октября 1883г.

В приложении  от 11 мая 1911 года к приказу по Военному Ведомству №228 от 28 мая 1911 кроме ранее существовавших спецзнаков телеграфистов, воздухоплавателей и понтонеров показаны  спецзнаки (особые знаки) для Гренадерского саперного батальона, саперных батальонов,  минных батальонов и рот, искровых рот (радио) и осадных инженерных парков. У офицеров эти знаки серебреные на погонах и эполетах, а у нижних чинов  наносимые  желтой краской по трафарету на  цветных погонах и коричневой краской на походных погонах.
Также в этом приложении было указано, что все спецзнаки нижних чинов наносятся краской. Тем самым были отменены медные накладные  знаки на погонах нижних чинов телеграфистов, воздухоплавателей и  понтонеров.

Вместе с тем, в имеющихся  изображениях походных погон нижних чинов  1909 года спецзнаки уже показываются нанесенными краской по трафарету. Это дает основание полагать, что сами спецзнаки  Гренадерского саперного батальона, саперных батальонов,  минных батальонов и рот, искровых рот (радио) и осадных инженерных парков были введены в 1909 году.

На рисунке слева: погоны офицеров со спецзнаками и над ними трафаретные спецзанки погон нижних чинов. Следует заметить, что погоны нижних чинов осадных инженерных парков были не красные, а зеленые с красной выпушкой.
1. Погон полковника Гренадерского саперного батальона.
2. Погон подполковника 25-го саперного батальона.
3. Погон капитана 1-й Кавказской искровой роты.
4. Погон капитана 2-го осадного инженерного парка.
5. Погон поручика Владивостокского крепостного минного батальона.

Заметим, что еще в период с июля 1892 года по февраль 1893 были сформированы несколько крепостных минных рот, однако спецзнаками они обзавелись только в 1911 году (Высочайше утверждены 20 мая 1911, приказ № 228 от 28 мая 1911).

От автора. У ряда униформистов, полагающих, что  минное оружие относится к сухопутному фронту, этот спецзнак вызывает недоумение. При чем тут якорь и весла, если речь идет о минных частях? Но все становится ясным, когда выясняется чем занимались эти части. Кстати, в те времена  под термином "мина" понимали в основном противокорабельные мины. Изначальное понимание этого термина как подземного туннеля, подводимого под вражеские позиции с целью их взрывания. уже как то отходило на второй план. А то, что применялось на сухопутном фронте называлось не минами, а фугасами. Термин "мина" распостранится на сухопутные изделия уже в тридцатых годах XX  века.

Еще раз покажем специальные знаки на погоны и эполеты, которые приказом № 228 однозначно отнесены к инженерным войскам. Наименования даны так, как это указано в приложении к приказу.

1. Гренадерский саперный батальон.
2. Полевые и крепостные саперные батальоны (включая телеграфные роты саперных батальонов).
3. Минные части.
4. Понтонные части.
5. Воздухоплавательные части.
6. Телеграфные части (исключая телеграфные роты саперных батальонов).
7. Искровые телеграфные части.
8. Осадные инженерные парки.

 

Хотя железнодорожные  батальоны  первоначально (в 1876 году) были созданы в составе инженерных войск, в 1904 году они были выделены в новый род войск - Железнодорожные войска. Поэтому, появившиеся в этот же период  спецзнаки железнодорожных войск мы не рассматриваем и не показываем. 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была образована на правах самостоятельной воинской части Учебная Автомобильная рота, хотя еще в феврале этого же года было создано пять автомобильных рот, как подразделений железнодорожных батальонов.  Поэтому автомобилистов мы здесь также не показываем

В рамках радикального реформирования  военной формы, предпринятого  императором Николаем II начавшегося примерно в 1907-08 годах, некоторым инженерным формированиям и генералам  был возвращен кивер, имеющий инженерную символику. В частности,    приказом по Военному ведомству №451 от 17 августа 1910г. в качестве парадного головного убора всем генералам, офицерам и юнкерам  Николаевского инженерного училища веден кивер пехотного образца. На передней части  киверный герб схожий с тем, что носили на киверах обр.1861 г, По бокам стилизованные скрещенные топоры.

На снимке справа: офицерский кивер Николаевского инженерного училища обр.1910г.

Приказом по Военному ведомству №606 от 2 ноября 1910г.  генералам инженерного ведомства были введены два типа киверов (при общегенеральской форме штабного образца,  при иной парадной форме пехотного образца). Спереди государственный герб, за ним скрещенные топоры. При этом у генералов лейб-гвардии Саперного батальона  на орла наложена Андреевская звезда.

На снимке слева: кивер пехотного образца генерала инженерного ведомства. Кивер штабного образца отличается только цветом. Он не царского цвета, а красный.

В лейб-гвардии Саперном батальоне  спереди на кивере помещалось изображение ордена св. Андрея Первозванного, за ним скрещенные стилизованные топоры. По бокам также стилизованные скрещенные топоры.

На снимке справа:  кивер офицера лейб-гвардии Саперного батальона.

Еще в 1890г. в Русской Армии в составе инженерных войск была сформирована первая  часть, переносящая боевые действия в воздушную стихию. - Учебный воздухоплавательный парк. И тогда же для воздухоплавателей был учрежден спецзнак на погоны и эполеты. В 1910 г. Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. В это же время началось формирование корпусных авиаотрядов (по одному на каждый армейский корпус)..
Приказом по Военному ведомству №417 от 1 июля 1913г. офицерам, имеющим квалификацию военного летчика(пилота), во время службы в авиационных отрядах, ротах и школах было предписано  носить на эполетах и погонах отличительный знак.

На снимке слева: отличительный знак военного летчика (пилота) и его расположение на погоне полковника V-го корпусного авиаотряда и на эполете подпоручика X-го корпусного авиаотряда.

Приказом по Военному ведомству №4 от 3 января 1914 для всех остальных чинов авиационных частей на погоны и эполеты был введен спецзнак авиации. Офицерский спецзнак был латунный позолоченный, спецзнак нижних чинов наносился желтой масляной краской на красные погоны и коричневой на походные защитные погоны. Этот спецзнак должны были носить все чины авиационных частей, не являющиеся летчиками (пилотами).  

В дальнейшем, приказом Военного ведомства №306 от 13 июня 1916 военным летчикам-наблюдателям был присвоен отличительный знак летчиков-пилотов, но не темно-серый, а золотого цвета.
2 ноября 1916 для летчиков имеющих одновременно квалификацию пилота и летчика-наблюдателя отличительный знак было приказано иметь темный оксидированный. но с позолоченными пропеллером, мечами и бомбой. Официально этот знак был установлен приказом №21 от 12 января 1917.

Приказом Военного ведомства №565 от 30 августа 1917  были установлены спецзнаки для авиаотрядов различного назначения.

На рисунке справа:
1. Спецзнак истребительного авиаотряда.
2. Спецзнак авиационного радиотелеграфного отделения.
3. Спецзнак аэрофотографического парка.
4. Спецзнак бомбометного авиаотряда.

Стоит напомнить, что эти спецзнаки носили чины авиационных частей, не являющиеся летчиками.

Этим же приказом был установлен еще ряд спецзнаков, из которых более или менее отношение к инженерным войскам имели два. Это спецзнаки конных радиотелеграфных отделений и полевых телефонных команд.

От автора.  В общем то,  строго говоря, к инженерным войскам относятся только те части, которые занимаются непосредственно выполнением задач инженерного обеспечения боя, т.е. саперные, понтонные,  минные. Однако, так сложилось, что все новые  военно-технические части изначально формировались в подчинении Инженерному ведомству и организационно входили в состав инженерных войск. Началось это с телеграфных подразделений еще в 1870 году, затем железнодорожники в 1876, воздухоплаватели в 1890, автомобилисты в 1910.
Достаточно быстро эти новые рода войск (рода оружия, как тогда говорилось) фактически отпочковывались от инженерных войск и начинали вести свою  собственную жизнь. Инженерное ведомство ими уже не управляло, а лишь отвечало за их оснащение, снабжение подготовку специалистов.
Вплоть до того, что в конце концов 20.12.1913 г. Главное инженерное управление было переименовано в Главное военно-техническое управление (ГВТУ).

Приказом по Военному ведомству №677 от 15 декабря 1915г. была установлена  установлена форма одежды для чинов инженерных рабочих дружин.   Офицеры и нижние чины этих дружин, а также и гражданские чиновники военного ведомства носили форму и знаки различия инженерных войск. Вольнонаемные специалисты и рабочие также носили военную форму с погонами, но на головных уборах специальный знак белого металла в виде скрещенных лопаты и топора. 

На рисунке справа: фуражка со спецзнаком и погон вольнонаемного рабочего инженерной рабочей дружины.

Приказом по Военному ведомству №484 от 31 августа 1916г. был установлен спецзнак для моторно-понтонных батальонов. Спецзнак для нижних чинов на защитные погоны наносится коричневой краской по трафарету. Цветные погоны не предусмотрены. Спецзнак для офицеров на эполеты, галунные и защитные погоны латунный посеребренный, с гребным позолоченным винтом. 

На фото слева: офицерский спецзнак моторно-понтонного батальона.

От автора.  Напомним, что для понтонных батальонов спецзнак был установлен еще приказом по Военному ведомству №68 от 13 февраля 1908г. Знак моторно-понтонных батальонов фактически повторяет старый знак, только на шток якоря как бы нанизан золоченый гребной винт, как имитация того, что гребные винты тогда изготавливались  из бронзы. Должен заметить, что на черно-белых изображениях этого спецзнака винт зрительно превращается в нечто непонятное. Очевидно, золочением винта создатели знак постарались выделить его и сделать узнаваемым.

Приказом  по Военному ведомству №541 от 19 августа 1917г. объявлены изображения  спецзнаков, установленных приказом №314 от 2 мая 1917.

На рисунке справа: 1- спецзнак дорожной роты, 2- спецзнак рабочей телеграфной роты, 3-спецзнак прожекторной роты. 

В приказе по Военному ведомству №565 от 31 августа 1917г. , устанавливающем новые шифровки и спецзнаки среди прочих показан и спецзнак тракторных и тракторно-экскваторных отделений.

Никаких пояснений относительно цвета знака для офицеров и нижних чинов в приказе не дано. Можно полагать, что для нижних чинов знак наносился коричневой краской по трафарету на защитные походные погоны, а у офицеров он был металлический накладной серебристый, либо серый оксидированный.

Этим же приказом спецзнак крепостных и речных минных частей, установленный приказом №228 1911 года был, распространен и на  минно-подрывные роты.

От автора.  Крепостные и речные минные роты и батальон были созданы еще в период с июля 1892 года по февраль 1893 были сформированы несколько крепостных минных рот, однако спецзнаками они обзавелись только в 1911 году. Эти части занимались установкой противокорабельных мин в акваториях, примыкающих к приморским крепостям и на реках. В 1917 этот знак приобрели и сугубо сухопутные части. которые занимались подрывными работами и установкой фугасов (мин) на сухопутном фронте.

Приказ №565 оказался последним приказом Военного ведомства Русской Армии, касавшегося вопросов униформистики. 25 октября 1917 года власть в стране перешла в руки большевиков. Новое правительство назначило Верховным Главнокомандующим Русской Армией прапорщика Н.В.Крыленко с задачей ликвидации  Армии.

16 декабря 1917 Совет Народных Комиссаров издал декрет о уравнивании всех военнослужащих в правах, упразднении всех чинов и званий и всех связанных с этим "наружных отличий и титулований". Проще говоря, отменялись все знаки различия и отличий (кокарды, погоны. шифровки, спецзнаки, нашивки, награды и т.п. и т.д.) Все это уходило в историю. Русская Армия прекращала свое существование.

Многие из этих спецзнаков будут встречаться на униформе различных вооруженных формирований Белого Движения. Они же станут основой для эмблематики инженерных войск уже новой Красной Армии, к созданию которой большевики приступят в феврале-марте 1918 года.

Март 2017г.

Источники и литература. 

1. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Наука.   Ленинград. 1991.
2. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Республика.   Москва.1 994.
3. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Просвещение. Москва. 1993. 
4. М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Военное издательство. Москва. 1994.
5. В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Художник РСФСР. Ленинград. 1988г.
6. А.Низовский. Русские форменные пуговицы   1797-1917 гг. Родонит. Москва. 2008г.
7. О.Леонов, И.Ульянов. Регулярная пехота 1698-1801 АСТ. Москва. 1995г.
8. И.Ульянов. Регулярная пехота 1801-1855 АСТ. Москва. 1997г.
9. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть седьмая. Кучково поле. Москва. 2011г.
10. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть восьмая. Кучково поле. Москва. 2011г.
11. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть десятая. Кучково поле. Москва. 2012г.
12. Историческое описанiе одежды и вооруженiя Россiйскихъ войскъ. Часть двънадцатая. C.-Петербургъю 1900
13. Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двенадцатая. Кучково поле. Москва. 2013г.
14. Описанiе обмундированiя и вооруженiя офицеровъ войскъ Императорской россiской армiи. Книга 1-я. Санктпетербургъ. 1844
15. Описанiе обмундированiя и вооруженiя офицеровъ и гражданскихъ чиновниковъ всехъ частей войскъ  и управлений военнаго въедомства.  Санктпетербургъ. 1861.
16. В.К Шенкъ. Инженерные и желъзнодорожныя войска. Издание 2-е. Справочная книжка ИМПЕРАТОРСКОЙ главной квартиры. 1909г.
17. Журнал "Цейхгауз" №1-1991г.
18. Журнал "Цейхгауз" №5-1996г.


---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.

Главная страница
Униформа и знаки различия