Инженерная техника
армии США

(начало XXI века )

XM104 "Росомаха"
Тяжелая Система Штурмового Моста H82510

(XM104 Wolverine. Heavy Assault Bridge System H82510 )

Танковый мостоукладчик фирмы  General Dynamics Land Systems (GDLS) последнего поколения. Система наводки моста оригинальная, принципиально отличающаяся от всех существующих. Начинает поступать на вооружение армии США с 2002 года.

Утвержденного  армейского наименования пока не имеет. Фирменное наименование: "Тяжелая Система Штурмового моста H82510". В период армейских испытаний именовался XM104 "Volferine" ("Росомаха").   Возможное название M104 HABS  или М1 HABS.

Предназначена для перевозки, установки на препятствие шириной до 24 метров и снятия  с препятствия металлического моста грузоподъемностью 70 тонн (гусеничные машины типа танка М1А2 "Эйбрамс"). Эта машина удовлетворяет потребности армии в мостоукладчике, обладающем равными с основным боевым танком М1  подвижностью, проходимостью, транспортабельностью и выживаемостью. Мостоукладчик ХМ104 призван заменить в армии мостоукладчик AVLB в инженерных батальонах тяжелых дивизий, отдельных тяжелых бригад, отдельных бронекавалерийских (разведывательных) полков.

Базовая машина мостоукладчика - шасси танка М1А2 без башни и вооружения. Экипаж машины 2 человека.
Аэротранспортабельность - транспортный самолет С-5А ( десантирование только посадочным методом).

us-xm-104-3.jpg (4118 bytes)Мост, представляет собой четыре взаимозаменяемые секции, соединенные попарно ( две секции - половина моста по длине). Общая длина моста 26 метров, масса 10.886 тонн. Время установки моста на препятствие 5 минут, снятия - 10 минут. Экипаж при установке моста находится внутри машины.  Расчетная живучесть моста 5000 проходов по нему 70-тонного груза ( фирма гарантирует 2200 проходов без ремонта).

Разработка моста была начата в 1983 году фирмой General Dynamics Land Systems (GDLS) , но затем приостановлена в декабре 1990 года из-за сокращения финансирования армии. Успешные боевые испытания ранее изготовленных образцов в декабре 1991 года во время операции "Буря в пустыне" позволили возобновить разработку в 1994 году. Шасси танка М1А2 было решено использовать как базовую машину мостоукладчика в 1996 году. Испытания завершены в сентябре 2000 года. Выдан заказ на приобретение 465 машин.

Схема наводки моста:
1. В транспортном положении четыре секции соединены попарно и составляют две поперечные половины моста. Между собой половины моста не связаны и уложены друг на друга.
2. С началом наводки моста верхняя половина моста приподнимается, высвобождая нижнюю половину, которая механизмом выдвигается вперед. Когда нижняя половина выдвинется из-под верхней, то верхняя половина опускается вниз, соединяясь при этом в единое целое с нижней половиной.
3. Собранный мост выдвигается вперед, дальний конец моста опускается на противоположный берег, базовая машина, отъезжая назад, опускает   второй конец моста на исходный берег.
4. Базовая машина проходит по мосту, испытывая его. После этого возможен пропуск по мосту танков и иной техники, ширина колеи которой 2.6 - 2.9 метра (гусеничные и тяжелые колесные машины). Снятие моста производится в обратном порядке, причем мост может сниматься как с исходного, так и с противоположного берега.

Тактико-технические характеристики базовой машины:
Экипаж -2 солдата
Общая масса - 68.7 тонн
Двигатель - турбореактивный AGT-1500 Turbine X1100 Trans
Ширина колеи - 2.85 м
Ширина гусеницы - 63 см.
Высота преодолеваемой вертикальной стенки -93.2 см.
Преодолеваемый ров - 2.7 м.
Клиренс - 48.26 см.
Глубина брода - 1.2 м.
Скорость:
максимальная -72.42 км/час
по шоссе - 56 км/час
по пересеченной  местности - 32.2 км/час
Запас хода по горючему - 418 км.
Тактико-технические характеристики моста:
Длина моста - 26 м.
Перекрываемое препятствие - до 24 м.
Грузоподъемность - 70 тонн
Живучесть - 5000 проходов по мосту грузов 70 тонн.
Время установки - 5 мин.
Время снятия - 10 мин (5 мин. собственно снятие и 5 мин. укладка).
Июль 2001 г.

Источники

1. Официальный сайт Департамента Армии США " Federation of American Scientists"  (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. HEAVY ASSAULT BRIDGE Basis of Issue Plan.
3. H. Greene. The Grizzly and the Wolverine: Alternatives to an Orchestrated Ballet of Farm Implements.  Engineer Bulletin August 1996
4. WOLVERINE Heavy Assault Bridge (HAB). TACOM
5. WOLVERINE Heavy Assault Bridge (HAB). TRADOC System Manager .

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Весьма занятная система наводки. Ее преимущество перед советским МТУ-20 (МТУ-72) в том, что мост  не имеет   сложной и капризной гидросистемы раскладки концов моста , а перед чешским МТ-55 преимущество состоит в том, что не требуется 20-метровую громадину поднимать вертикально вверх в момент раскладывания, выдавая тем самым место наводки моста.
Да и   ширина перекрываемого препятствия на 4 метра больше, а это весьма и весьма существенно.

Однако крупнейший недостаток всех мостоукладчиков (кроме первого советского МТУ) так и остался - машина абсолютно безоружна и даже от группы диверсантов подрывников, которых   прикрывает один снайпер,  свой наведенный мост она защитить не в состоянии. А уж кажется, вьетнамский и афганский опыт должен был всем наглядно показать - любая инженерная машина должна иметь, как минимум, крупнокалиберный пулемет.