Инженерная техника
армии США

(шестидесятые годы - начало XXI века )

Боевая инженерная  машина М728 "СиИВи"
(M728 Combat Engineer Vehicle (CEV) )

us-sap-tank-01.jpg (59694 bytes)

Боевая инженерная  машина (CEV)  М728   предназначена для выполнения задач непосредственного инженерного обеспечения   боевых действий танковых и механизированных пехотных подразделений на поле боя. Ее место в боевых порядках подразделений первого эшелона, т.к. она обладает бронезащитой аналогичной бронезащите основного боевого танка М60А2 и вооружением, обеспечивающим достаточную защиту на поле боя (спаренный с пушкой пулемет калибра 7.62 мм., крупнокалиберный 12.7 мм. пулемет в командирской башенке).  165 мм. пушка  машины для решения основных огневых задач, присущих танкам, не предназначена.

us-sap-tank-03.jpg (20149 bytes)Для решения  инженерных задач машина имеет:

-165 мм. короткоствольная пушка, предназначенная для стрельбы специальными мощными зарядами ВВ. Эти заряды предназначены для разрушения фортсооружений (ДОТы, ДЗОТы, блиндажи, убежища), различных заграждений и препятствий (эскарпы, стенки, уступы, противотанковые надолбы, баррикады, лесные завалы), различных сооружений (плотины, опоры мостов, здания), пробивания проходов в городских завалах и выполнения иных аналогичных задач. Пушка может посылать заряды на дальность до 925 метров.

-крановое оборудование, представляющее собой грузовую стрелу, установленную в приливах башни и грузовой лебедки(тяговое усилие 11 тонн), установленной в боевом отделении. Повороты осуществляются за счет поворота башни, подъем и опускание груза за счет работы лебедки, трос которой перебрасывается через блок в верхней части стрелы. Грузоподъемность кранового оборудования 8 тонн. С помощью этого оборудования машина способна  удалять с маршрутов движения различные предметы, препятствующие движению.

-бульдозерное оборудование в передней части машины. С его помощью машина способна прокладывать колонные пути, засыпать рвы, воронки, устраивать съезды в крутых склонах, обрывистых берегах водных преград, расчищать городские и лесные завалыus-sap-tank-02.jpg (28055 bytes). Скорость прокладывания колонных путей на среднепересеченной местности 4-5 км/час. Зимой бульдозерное оборудование может использоваться для расчистки снега при снежном покрове толщиной до 50см. со скоростью до 15 км/час.

- минный трал ножевого типа (MCB), который устанавливается поверх бульдозерного оборудования. В этом случае машина может проделывать проходы в минных полях из противотанковых и противопехотных мин нажимного действия. Трал выкапывает и удаляет за пределы прохода мины с глубины до 31 см. Ширина прохода 4.5 метра. скорость траления 4-5 км. в час.
Следует отметить, что этот трал имеется только на машинах CEV, дислоцированных в Корее. В частях и подразделениях, дислоцированных в других районах мира,  этого трала на машинах нет.

-удлиненный заряд разминирования MICLIC, размещаемый на стреле кранового оборудования (стрела должна находиться в горизонтальном положении за башней и использоваться по прямому назначению в это время не может).

us-sap-tank-04.jpg (14073 bytes)Справка. Удлиненный заряд разминирования M58A4 (M58A4 Mine-Clearing Line Charge) MICLIC   - реактивный взрывной удлиненный заряд разминирования. Он используется, чтобы проделать проход в минном поле, которое содержит противотанковые мины нажимного действия ( однократного нажатия)и противопехотные мины нажимного действия. Он проделывает проход размером 14х100-метров. MICLIC посылает заряд на дальность 62 метра от пусковой установки до пункта взрыва. Эффективность MICLIC ограничена против противопехотных мин с рожковыми взрывателями, мин с магнитными взрывателями (включая некоторые SCATMINEs), мин противокрышевых, противобортовых мин и мин, имеющих взрыватель, срабатывающий от многократного воздействия. Эффект удара и психологическое воздействие взрыва делают MICLIC полезным оружием в бою или в боевых действиях в населенных пунктах.
Полевой устав армии США FM 20-32, глава 10

Машина M728 создана на базе танка М60А2 (первые серии были на базе танка М48) и ее  технические характеристики совпадают с характеристиками этого танка. Масса машины 52.2 тонны. Максимальная скорость движения до 48 км/час. Запас хода по топливу 450 км. мощность двигателя 750 л.с.

На вооружении машина М728 состоит в следующих инженерных формированиях:
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии ( танковой или механизированной пехотной);
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного (механизированного) батальона инженерной бригады армейского корпуса;
-3 машины в инженерной роте отдельной танковой или пехотной бригады;
-3 машины в инженерной роте бронекавалерийского полка.

На вооружение машина была принята в 1965 году. Всего выпущено 291 экземпляров.

К настоящему времени машина считается устаревшей, т.к. во время операции "Буря в пустыне" М728 не поспевали за танками М1 Эйбрамс по скорости и несли потери из- за того, что броня их значительно слабее брони танков М1. А иракские танкисты принимали их за полноценные боевые танки и вели по ним огонь.

От автора. Тщательно замалчиваемый всей американской и европейской прессой факт: В первом, а практически,  в единственном, встречном танковом   бою во время операции "Буря в пустыне" было в течение 6 часов потеряно 74 танка М1 против 26 иракских танков ( 6 Т-72, 20  Т-62, Т-55 и Т-59(Китай)). Такие потери полностью скрыть невозможно и это событие представили, как несчастный случай -    случайный обстрел     якобы своими же вертолетами "Апач" и потерей в результате этого 6-8 танков. Однако,  этот бой предопределил отказ коалиции преследовать наземными силами иракцев на их территории.
И война была тихо-тихо свернута в самом начале наземной фазы боевых действий. Благо, что   иракцы ушли с территории Кувейта.

Однако перевод CEV на базу танка М1 или создание новой машины этого типа в настоящее время не представляется возможным из-за значительного снижения финансирования инженерных войск

Источники

1.Инженерные машины армий вероятного противника (несекретно). ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1980г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.С.И. Анжерский и др. Вооруженные Силы основных капиталистических государств. Военное издательство. Москва. 1988г.
4.А.В.Громов. Иностранные армии. Вооружение и техника. Справочник. Военное издательство. Москва. 1988г.
5. Combat Engineer Vehicle (CEV) Basis of Issue Plan.Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 22 September 66. 
6.TACOM Program Manager's М728 CEV . Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 01 June 66.
7. Полевой Устав армии США FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999
8. Полевой устав армии США FM 5-102. Countermobility.   Headquarters, Department of the Army Washington, DC, 14 March 1985  

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Эта машина известна у нас под названием "Саперный танк М728". В справочнике "Иностранные армии. Вооружение и техника". издания 1988 года ошибочно  указывается, что машина состоит на вооружении армии США с 1964 года. На самом деле, решение о принятии на вооружение состоялось в 1965 году.

Саперным танком эту машину назвали по безграмотности (хоть это и сделали военные люди), очевидно, по ее внешней схожести с танком настоящим (танковое шасси, поворотная башня с короткоствольной пушкой). Однако,    наименование любой машине дается не по ее схожести с чем либо, а по ее предназначению.
Ну не называем же мы пассажирский  самолет ТУ-104   "пассажирским бомбардировщиком ТУ-104", хотя внешне он похож на бомбардировщик ТУ-16 гораздо больше, нежели машина М728 на танк М60.

Так что М728, это боевая инженерная машина, но не саперный танк!