Инженерная техника
армии США

(шестидесятые годы - начало XXI века )

Боевая инженерная  машина М728 "СиИВи"
(M728 Combat Engineer Vehicle (CEV) )

us-sap-tank-01.jpg (59694 bytes)

Боевая инженерная  машина (CEV)  М728   предназначена для выполнения задач непосредственного инженерного обеспечения   боевых действий танковых и механизированных пехотных подразделений на поле боя. Ее место в боевых порядках подразделений первого эшелона, т.к. она обладает бронезащитой аналогичной бронезащите основного боевого танка М60А2 и вооружением, обеспечивающим достаточную защиту на поле боя (спаренный с пушкой пулемет калибра 7.62 мм., крупнокалиберный 12.7 мм. пулемет в командирской башенке).  165 мм. пушка  машины для решения основных огневых задач, присущих танкам, не предназначена.

us-sap-tank-03.jpg (20149 bytes)Для решения  инженерных задач машина имеет:

-165 мм. короткоствольная пушка, предназначенная для стрельбы специальными мощными зарядами ВВ. Эти заряды предназначены для разрушения фортсооружений (ДОТы, ДЗОТы, блиндажи, убежища), различных заграждений и препятствий (эскарпы, стенки, уступы, противотанковые надолбы, баррикады, лесные завалы), различных сооружений (плотины, опоры мостов, здания), пробивания проходов в городских завалах и выполнения иных аналогичных задач. Пушка может посылать заряды на дальность до 925 метров.

-крановое оборудование, представляющее собой грузовую стрелу, установленную в приливах башни и грузовой лебедки (тяговое усилие 11 тонн), установленной в боевом отделении. Повороты осуществляются за счет поворота башни, подъем и опускание груза за счет работы лебедки, трос которой перебрасывается через блок в верхней части стрелы. Грузоподъемность кранового оборудования 8 тонн. С помощью этого оборудования машина способна  удалять с маршрутов движения различные предметы, препятствующие движению.

-бульдозерное оборудование в передней части машины. С его помощью машина способна прокладывать колонные пути, засыпать рвы, воронки, устраивать съезды в крутых склонах, обрывистых берегах водных преград, расчищать городские и лесные завалыus-sap-tank-02.jpg (28055 bytes). Скорость прокладывания колонных путей на среднепересеченной местности 4-5 км/час. Зимой бульдозерное оборудование может использоваться для расчистки снега при снежном покрове толщиной до 50 см. со скоростью до 15 км/час.

- минный трал ножевого типа (MCB), который устанавливается поверх бульдозерного оборудования. В этом случае машина может проделывать проходы в минных полях из противотанковых и противопехотных мин нажимного действия. Трал выкапывает и удаляет за пределы прохода мины с глубины до 31 см. Ширина прохода 4.5 метра. скорость траления 4-5 км. в час.
Следует отметить, что этот трал имеется только на машинах CEV, дислоцированных в Корее. В частях и подразделениях, дислоцированных в других районах мира,  этого трала на машинах нет.

-удлиненный заряд разминирования MICLIC, размещаемый на стреле кранового оборудования (стрела должна находиться в горизонтальном положении за башней и использоваться по прямому назначению в это время не может).

us-sap-tank-04.jpg (14073 bytes)Справка. Удлиненный заряд разминирования M58A4 (M58A4 Mine-Clearing Line Charge) MICLIC   - реактивный взрывной удлиненный заряд разминирования. Он используется, чтобы проделать проход в минном поле, которое содержит противотанковые мины нажимного действия (однократного нажатия)и противопехотные мины нажимного действия. Он проделывает проход размером 14х100 метров. MICLIC посылает заряд на дальность 62 метра от пусковой установки до пункта взрыва. Эффективность MICLIC ограничена против противопехотных мин с рожковыми взрывателями, мин с магнитными взрывателями (включая некоторые SCATMINEs), мин противокрышевых, противобортовых мин и мин, имеющих взрыватель, срабатывающий от многократного воздействия. Эффект удара и психологическое воздействие взрыва делают MICLIC полезным оружием в бою или в боевых действиях в населенных пунктах.
Полевой устав армии США FM 20-32, глава 10

Машина M728 создана на базе танка М60А2 (первые серии были на базе танка М48) и ее  технические характеристики совпадают с характеристиками этого танка. Масса машины 52.2 тонны. Максимальная скорость движения до 48 км/час. Запас хода по топливу 450 км. мощность двигателя 750 л.с.

На вооружении машина М728 состоит в следующих инженерных формированиях:
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии ( танковой или механизированной пехотной);
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного (механизированного) батальона инженерной бригады армейского корпуса;
-3 машины в инженерной роте отдельной танковой или пехотной бригады;
-3 машины в инженерной роте бронекавалерийского полка.

На вооружение машина была принята в 1965 году. Всего выпущено 291 экземпляров.

К настоящему времени машина считается устаревшей, т.к. во время операции "Буря в пустыне" М728 не поспевали за танками М1 Эйбрамс по скорости и несли потери из- за того, что броня их значительно слабее брони танков М1. А иракские танкисты принимали их за полноценные боевые танки и вели по ним огонь.

От автора. Тщательно замалчиваемый всей американской и европейской прессой факт: В первом, а практически,  в единственном, встречном танковом   бою во время операции "Буря в пустыне" было в течение 6 часов потеряно 74 танка М1 против 26 иракских танков ( 6 Т-72, 20  Т-62, Т-55 и Т-59(Китай)). Такие потери полностью скрыть невозможно и это событие представили, как несчастный случай -    случайный обстрел     якобы своими же вертолетами "Апач" и потерей в результате этого 6-8 танков. Однако,  этот бой предопределил отказ коалиции преследовать наземными силами иракцев на их территории.
И война была тихо-тихо свернута в самом начале наземной фазы боевых действий. Благо, что   иракцы ушли с территории Кувейта.

Однако перевод CEV на базу танка М1 или создание новой машины этого типа в настоящее время не представляется возможным из-за значительного снижения финансирования инженерных войск

Источники

1. Инженерные машины армий вероятного противника (несекретно). ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1980 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3.С.И. Анжерский и др. Вооруженные Силы основных капиталистических государств. Военное издательство. Москва. 1988 г.
4. А.В.Громов. Иностранные армии. Вооружение и техника. Справочник. Военное издательство. Москва. 1988 г.
5.  Combat Engineer Vehicle (CEV) Basis of Issue Plan.Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 22 September 66. 
6.TACOM Program Manager's М728 CEV . Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 01 June 66.
7. FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999
8. FM 5-102. Countermobility.   Headquarters, Department of the Army Washington, DC, 14 March 1985  

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Эта машина известна у нас под названием "Саперный танк М728". В справочнике "Иностранные армии. Вооружение и техника". издания 1988 года ошибочно  указывается, что машина состоит на вооружении армии США с 1964 года. На самом деле, решение о принятии на вооружение состоялось в 1965 году.

Саперным танком эту машину назвали по безграмотности (хоть это и сделали военные люди), очевидно, по ее внешней схожести с танком настоящим (танковое шасси, поворотная башня с короткоствольной пушкой). Однако,    наименование любой машине дается не по ее схожести с чем либо, а по ее предназначению.
Ну не называем же мы пассажирский  самолет ТУ-104   "пассажирским бомбардировщиком ТУ-104", хотя внешне он похож на бомбардировщик ТУ-16 гораздо больше, нежели машина М728 на танк М60.

Так что М728, это боевая инженерная машина, но не саперный танк!