Инженерная техника
армии США

(  начало XXI века )

Бронированная  боевая землеройная машина М9
(Armored Combat Earthmover - (M9 ACE) )

US-m9.jpg (15471 bytes)

Бронированная боевая землеройная машина (ACE)  М9 является универсальной легкобронированной плавающей   инженерной машиной, предназначенной для выполнения задач непосредственной инженерной поддержки танковых, пехотных и артиллерийских подразделений второго эшелона батальонов, бригад.

Эта машина может отрывать окопы для танков, артиллерийских систем, боевых машин пехоты, бронетранспортеров; срывать  или наоборот устраивать эскарпы и контрэскарпы, противотанковые рвы; устраивать съезды в крутых склонах, берегах водных преград; засыпать воронки; перемещать на небольшие расстояния грунт; прокладывать колонные пути.

Двигатель, трансмиссия и кабина водителя размещены в кормовой части машины. Впереди расположено бульдозерное оборудование и ковш для грунта (типа скреперного) емкостью 6.65 куб.м. US-m9-2.jpg (4973 bytes)Причем лопата бульдозера может раздвигаться на две половины по горизонтали, а   сама машина наклоняться вперед или назад. Это обеспечивает возможность использовать машину и как обычный бульдозер, и как скрепер, а также удерживаться на склонах, крутизна которых превышает возможности обычных колесных или гусеничных машин.
Кроме того, машина оснащена двумя скоростными лебедками с усилием на крюке 11 тонн.

Производительность при прокладке колонного пути 0.3 - 2 км в час, при земляных работах до 100 куб. метров в час.

US-m9-3.jpg (4159 bytes)Бронирование машины интегрированное, разнесенное,  из алюминиевых сплавов усиленных стальным армированием. Однако броня держит лишь осколки снарядов и пули стрелкового оружия (не бронебойные).

Принята на вооружение в 1993-94 году. Однако было изготовлено лишь несколько экземпляров. Поставка остальных машин была задержана из-за неудовлетворительного финансирования программы.

От автора. На развитие программы оснащения американской армии машиной М9 отрицательно повлияло неумелое и неправильное использование  ее первых образцов   во время операции "Буря в пустыне".  В качестве водителей М9 использовали бульдозеристов с тракторов D7, которые не были обучены и подготовлены к этой работе.
Командиры пытались использовать машину для перемещения грунта на значительные расстояния, хотя для этой цели предназначены автомобили-самосвалы, или же М9  посылали засыпать иракские траншеи, устраивать переходы через канавы, рвы в боевых порядках танковых рот под огнем противника, хотя броня машины не предназначена выдерживать огонь противотанковых орудий, ПТУР и крупнокалиберных пулеметов. В результате этого было уничтожено несколько машин.
Генерал Пауэл назвал М9 "Одинокий непуганый безрогий буйвол", намекая на невооруженность машины и на то, что только из за слабого сопротивления иракской армии 19-летние   водители М9 из 7-го армейского корпуса не были перебиты все до одного.
Обычное отношение общевойсковых командиров что   американских, что  советских к приданным инженерным средствам - "Я не могу отвлекать свои огневые средства на прикрытие каких-то там кротов".

Кстати, странно, странно, странно. Нам все уши прожужжали наши борцы за профессиональную контрактную армию. А у американцев профессионалами выступают все те же зеленые юнцы. Ну, платят  побольше, так это от своей сытости, от понимания того простого принципа - как платишь, так и служим.  А  19- летнего парня из Айовы столь же трудно полагать профессионалом, как и 18-летнего из Вятки.

Тридцатилетний контрактник  из Воронежа (особенно при теперешнем уровне оплаты)   отличается от восемнадцатилетнего срочника из Курска  больше тем, что сбывает налево армейскую  бочку бензина не за бутылку паленки, а за столько, сколько она стоит. И не стоит обольщаться насчет того, что контрактник сделает нашу армию сильной и боеспособной.

Хотя война с Ираком показала, что М9 нуждается во втором члене экипажа и хотя бы одном крупнокалиберном пулемете или автоматическом гранатомете, вопрос этот так и остается открытым.

Всего изготовлено 448 машин.
Масса 14.5 тонны. Длина 6.2м, ширина 3.5 м, высота 2.9 м. Мощность двигателя 285 л.с.Максимальная скорость движения по суше 56 км. в час, на воде до 5.56 км. в час ( движение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц).

Машина аэротранспортабельна. Может перевозиться самолетами C-130, C-141, и C5A  и десантироваться как парашютным способом, так и парашютно-тормозным со сверхмалых высот.

Машина оснащена дымовыми гранатометами, приборами ночного видения, фильтровентиляционной установкой (что позволяет использовать ее на местности, зараженной отравляющими веществами или радиоактивными веществами), радиостанцией AN/VRC-88A.   Вооружения машина не имеет.

Источники

1.Инженерные машины армий вероятного противника (несекретно). ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1980г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.С.И. Анжерский и др. Вооруженные Силы основных капиталистических государств. Военное издательство. Москва. 1988г.
4.M9 ARMORED COMBAT EARTHMOVER Basis of Issue Plan.Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 10 September 98. 
5.TACOM Program Manager's M9 ACE . Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 05 June 99. 

---***---

TopList

 


Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Американские взгляды на роль и значение  инженерных войск ранее  значительно отличались от российских, а соответственно и инженерная была техника развита гораздо в меньшей степени.
Прежде всего, инженерных подразделений и частей в армии США  было меньше чем в Российской. Пехотная, мотопехотная или танковая бригада не имела собственных инженерных подразделений. Задачи инженерного обеспечения боя  в большей степени возлагались на боевые подразделения. Раньше тяжелая дивизия имела в своем составе лишь инженерный батальон, оснащенный в основном техникой, которую в Сов.Армии" именовали "народно-хозяйственная техника".

В настоящее время  тяжелая дивизия (танковая, механизированная пехотная) в своем составе имеет инженерную бригаду, состоящую из трех инженерных батальонов. Каждый инженерный батальон в своем составе  имеет три инженерные роты.
С переходом роты со штата № 05337L000 на штат № 05337С000, имеющиеся в роте 4 тракторные бульдозера D7G будут заменены семью машинами М9.

Теперь каждой боевой  бригаде    на период боя придается инженерный батальон, что значительно превышает   инженерные силы, которые может получить российский полк и почти равняется инженерным силам, которыми может располагать российская дивизия.

По взглядам командования армии США предусматривается при  возникновении необходимости производства большого объема инженерных работ заключать контракты с местными фирмами на производство работ, а при невозможности заключения контрактов нанимать временно в инженерный батальон необходимого количества местных жителей и их техники, инструмента. Солдаты и сержанты инженерного батальона в таком случае выступают в роли руководителей, смотрителей, надзирателей. При найме местных жителей предполагается наем не только чисто рабочей силы, а и специалистов (в том числе и квалифицированных военных минеров, подрывников, фортификаторов), инженеров и т.п.