Инженерная техника
армии США

(девяностые годы - начало XXI века )

Миноудалительная плужная система М1 MCBS
(M1 Mine Clearing Blade System ( M1 MCBS) )

us-m1-1.jpg (8415 bytes)

Миноудалительная плужная система М1 MCBS является навесным инженерным оборудованием на танк и предназначена для обеспечения преодоления танком минных полей, состоящих из противотанковых мин нажимного и наклонного действия. Мины нажимного действия система выкапывает из земли и удаляет в сторону (правая половина системы мины удаляет вправо от танка, левая влево). Пространство между гусеницами остается непротраленным. Мины наклонного действия система подрывает за счет задевания датчика цели us-m1-3.jpg (10037 bytes)мины (стержня-антенны) плужными устройствами системы или же катком и цепью, натянутой между левым и правым плужными устройствами.

На снимке танк с системой, опущенной в боевое положение.

Система М1 является индивидуальным средством танка и не предназначена для проделывания проходов в миннных полях для остальных танков.
От автора. Это если подходить к вопросу строго. В реальности вполне возможно движение танков по следу, оставленному этим колейным ножевым минным тралом (так подобные системы именуются в России). Но инженерная служба никаких гарантий здесь не дает. По опыту применения минных тралов подобного типа (КМТ-4, КМТ-6) во время многочисленных учений, аналитическими и графическими расчетами автор пришел к выводу - вероятность того, что танк, идущий по следу танка, имеющего колейный ножевой  трал имеет вероятность подрыва на мине  не более 1-3% .

us-m1-2.jpg (6085 bytes)Трал (так будем называть для краткости и по привычке миноудалительную плужную систему М1 MCBS )  может навешиваться на танки типа  М1, а с комплектом переходных устройств и на танки М60А1.

На снимке трал в транспортном положении.

Вообще-то разработан этот трал был в Израиле ( за основу был взят советский минный трал КМТ-4)  и предназначался для навешивания на танки Меркава, но за счет использования, разработанных в США переходных устройств оказалось возможным применить это трал и на американских танках. Собственной подобной системы вооруженные силы США не имеют. На вооружение  система М1 MCBS принята только в Корпусе морской пехоты. В армии США этих устройств не имеется.

Тактико-технические характеристики   трала MCBS M1

Габаритные размеры системы:
-длина 2.92м.
-ширина 4.54м.
-высота 0.76м.
Вес системы 4.08 т.
Глубина траления 0.35м.
Скорость траления 6-15 км/час
Безопасный радиус поворота   на минном поле 86м.
Максимальный угол подьема танка с тралом 18-20 градусов
Максимальный угол крена танка 20 градусов
Комплект переходных устройств для танка М60А1:
-вес 272.4 кг
-длина 0.92м.
-ширина 0.46м.
-высота 0.4м.

Система принята на вооружение в 1990 году в Корпус морской пехоты в количестве 71 экземпляра.  По  табелю к штату (TOE) танковой роты морской пехоты в роте содержится четыре трала М1. Стоимость одного экземпляра  64183 доллара.

Система широко применялась в период операции "Буря в пустыне в 1991 году и показала свою высокую эффективность. В условиях песчанного грунта оказалось, что траление возможно на скоростях до 30 км. в час.   Непротраленные промежутки между гусеницами очищались от мин с помощью удлиненных зарядов разминирования и таким образом оказалось возможно за счет комбинирования MSBS M1 и удлиненного заряда разминирования MICLIC проделывать проходы в минных полях и для линейных танков.
От автора. По нашему это называется "нашел очки на носу". Комбинирование колейных тралов и зарядов разминирования применялось в Советской Армии еще во время Великой Отечественной войны и с тех пор является стандартным приемом проделывания проходов, опианным во всех учебниках инженерных войск и постоянно отрабатывамым в инженерно-саперных ротах и батальонах. Например, танк с тралом КМТ-4 тянет за собой удлиненный заряд УЗ-3. Только невообразимая спесь и самомнение американских военных не позволяют им изучать чужой боевой опыт и использовать в деле, а не изобретать всякий раз велосипед.
Зарегистрирован случай, когда мина с магнитным взрывателем была извлечена тралом из грунта, удалена тралом в сторону и взорвалась, когда мимо нее проходил уже корпус танка ( танк повреждения не получил). Морские пехотинцы также использовали трал и не по назначению ( для обозначения маршрутов движения на местности, границ лагеря или охраняемой зоны, заваливания траншей, удаления проволочных заграждений).

Источники и литература

1. Официальный сайт Департамента Армии США " Federation of American Scientists"  (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2.Frank Akins, Arthur Tulak Mechanical Demining Machinery Operating in the Balkans. Engineer Bulletin. August 1998

---***---

TopList

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.
Ну  ей богу, даже становится стыдно за американских саперов. В 1990  году принять на вооружение  сильно перетяжеленный вариант советского трала КМТ-4 (4 тонны против 1 тонны веса советского трала), который автор изучал в военном училище еще в 1967 году и про который преподаватели говорили: "...сильно устаревшая модель. Когда вы придете в войска, то иметь с ним дело вам уже не придется, его заменяет КМТ-6".
Пользоваться тралом КМТ-4, конечно все же пришлось, но только потому, что он являлся составной частью каткового трала КМТ-5М. Как самостоятельное устройство КМТ-4 уже не применялся. Году в  1980 автор списал в одной из танковых рот танкового полка последний КМТ-4, да и тот давным давно использовался как учебное пособие.

Как КМТ-4 попал в Израиль? Ну, во первых в израильской армии не так уж мало служило бывших советских офицеров еврееев по национальности. А уж они-то прекрасно знали всю пользу этого непритязательного устройства. А во-вторых израильтянам  немало тралов досталось в качестве трофеев вместе с брошенными  на поле боя египетскими танками во время шестидневной войны 1967 года. Но потребовалось почти двадцать лет, чтобы американский корпус морской пехоты согласился, очевидно под угрозой больших потерь на иракских минных полях, навесить на свои танки это полезное устройство.