Инженерная техника
армии США

(восьмидесятые годы - начало XXI века )

Танковый мостоукладчик  М60А1 "Эйвиэлби"
(M60A1 Armored Vehicle Launched Bridge
(M60A1 AVLB) )

us-avlb-01.jpg (47783 bytes)

Танковый мостоукладчик  М60А1 AVLB предназначен для быстрой наводки через   преграды типа противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов, каналов, ручьев, рек, оврагов металлического штурмового моста длиной 18 метров под грузы массой не более 60 тонн и 15 метров под грузы 70 тонн.
Мостоукладчик обладает классом бронезащиты основного боевого танка М60А1 и может действовать в боевых порядках танковых рот и батальонов. Вооружения машина не имеет. В качестве бортового оружия в дополнение к личному вооружению членов экипажа ( 9мм. пистолет -1 шт, винтовка М16А1 - 1 шт.) имеется укороченный вариант винтовки карабин М4 - 1 шт..

us-avlb-2.jpg (5608 bytes)Строго говоря, на верхнем фото представлено не вполне корректное изображение. Мостовая ферма сверху машины не является   составной частью мостоукладчика. Мост является самостоятельной снабженческой единицей и поставляется в подразделения, имеющие мостоукладчики,  отдельно. Так, по штату инженерной роты инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии (TOE NO 05337L000/B/Level 1) во взводе штурма и заграждений имеется четыре AVLB и четыре моста (Bridge).

Кроме  выполнения задач по транспортированию и укладке штурмовых мостов us-avlb-4.jpg (6489 bytes)этот же экземпляр машины    (без моста) в подразделении может   использоваться  в качестве носителя (базовой машины) удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC.
В этом случае машина именуется М60 AVLM. На снимке слева показана машина в момент использования ее в качестве установки разминирования (так подобные машины называются по российской номенклатуре).

AVLB для танков  М1 Эйбрамс в связи с их большим, нежели М60 весом,  может перекрывать препятствия несколько меньшей ширины - не 18 метров, а только 15 метров.

На вооружение армии США AVLB поступил в феврале 1987 года. С 1963 года под этим же наименованием существовала подобная машина на шасси танка М48. В учебном инженерном центре старые машины до сих пор используются, т.к. система управления наводкой моста аналогична с современной.
Планируется, что  М60 AVLB  пробудет на вооружении до 2015 года, постепенно с 2002-03 годов заменяясь на "XM104 "Росомаха" Тяжелая Система Штурмового моста H82510", который сейчас проходит войсковые испытания.

Мост устанавливается на препятствие за 4-5 мин. без выхода экипажа из машины. Сниматься мост может с любого из двух концов за 10 минут.
us-avlb-02.jpg (31159 bytes)Схема выкладки моста типа "ножницы" традиционна для большинства мостоукладчиков армий западных стран (немецкий "Бибер", английский F.V.4205, французский мостоукладчик на базе АМХ-30, итальянский А26, японский Тип 26). Мостоукладчик подобной схемы имелся и в Советской Армии (МТ-55 чехословацкой разработки).
Преимущество такой схемы в том, что мостоукладчик выходит за дорожные габариты только по высоте, а по длине вполне вписывается в дорожные кривые. Устройство самого моста предельно просто и здесь не требуется дополнительная механизация для раскладки концов моста подобно советским МТУ-20 и МТУ-72 с их вечно капризничающим стыковым устройством гидропривода машины и моста. При схеме "ножницы" мост может быть в ряде случаев снят с препятствия, будучи весьма сильно поврежденным, что совершенно невозможно на МТУ-20.
Однако схема "ножницы" при наводке моста сильно демаскирует место работы за счет того, что ферма моста поднимается вверх на высоту более 12 метров (высота трехэтажного дома). Противнику даже с большого расстояния легко обнаружить место наводки моста и сосредоточить по этому месту огонь, т.к. ясно, что здесь скопление танков.

Мосты всех мостоукладчиков являются колейными и рассчитаны на пропуск гусеничной техники танковых габаритов и колесных ширококолейных машин (грузовых). Пропуск автомобилей легковых через мост AVLB невозможен без закладки межколейного пространства щитами из подручных материалов. В целях обеспечения возможности проезда легких автомобилей через подобные мосты, колейные проходы через минные поля ширина  современного американского легкого   многоцелевого автомобиля HMMWV   "Хаммер" заменившего знаменитые "Джипы" сделана равной колее грузового автомобиля. (Не "Jeep", как сейчас пишут и сами американцы, а GPV т.е. General  Purpose Vehicle (Транспорт Общего Назначения). Отсюда и пошло знаменитое сокращение GP -ДжиПи -Джип. В СССР в годы войны, да и немало лет после нее  этот юркий легкий автомобильчик называли не Джип, а Виллис, по   выдавленному на передней части машины   названию фирмы изготовителя).

Экипаж машины 2 человека: Командир мостоукладчика (AVLB Commander) в звании саджант (Е5) и оператора (AVLB Operator) в звании капрал (Е4).

Машина разработана и изготавливается фирмой General Dynamics Land Systems Division. Заказчиком и приемщиком  является отдел Департамента Армии - Anniston Army Depot (ANAD). Стоимость одной машины (без моста) 749 тыс. долларов.
Сведений о количестве машин поставленных в Армию не имеется. В Корпусе Морской Пехоты имеется 55 мостоукладчиков и 37 мостов.

Тактико-технические характеристики базовой машины:
Экипаж -2 солдата
Общая масса - 56.6 тонн
Двигатель - 12-цилиндровый дизель AVOS-1790-20
Запас хода по шоссе - 464 км.
Заправка топливом 1419 литров
Мощность двигателя 750 л.с.
Коробка передач двухскоростная ( 2 скорости вперед и одна назад)
Длина машины ( без моста) - 9.44 м.
Ширина  машины - 3.66 м.
Клиренс  -0.46м.
Максимальная скорость - 48.3 км/час
Средняя скорость по шоссе - 12.88 -19.3 км/час
Преодолеваемый ров - 2.59 м.
Глубина брода - 1.22 м.
Тактико-технические характеристики моста:
Вес конструкции 14.65 тонн
Длина моста в разложенном виде - 19.19 м..
Длина моста в сложенном виде - 9.75 м.
Перекрываемое препятствие - до 18.28  м.
Ширина полная - 3.99м.
Ширина проезжей части - 3.81м.
Ширина каждой колеи 1.75м.
Межколейный промежуток 0.94м.
Живучесть - 5000 проходов по мосту грузов   классов менее 60 тонн.
Время установки - 4- 5 мин.
Время снятия - 10 мин (5 мин. собственно снятие и 5 мин. укладка).

Источники и литература

1. Официальный сайт Департамента Армии США " Federation of American Scientists"  (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. US Army TOE Devel Guide. TOE NO 05337L000. Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 04 April 1994.
3.Robert Dieter. The AVLB: Still a Viable Mobility Asset.  Engineer March 1996
4.Armored Vehicle Launched Bridge. TACOM

---***---

TopList

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Так себе машина. Ничем не превосходит советские МТ-55, МТУ-20.
К сегодняшнему дню явно устаревший образец.

Но что любопытно - ни у нас, ни у американцев не хотят ничем мостоукладчики вооружать. А ведь ему действовать на поле боя. И при  этом, даже от пехоты в случае чего не отстреляться. Танки ведь, переправились и ушли вперед. Оставлять никого для охраны они не станут. Мол, снимай мост и догоняй нас. В общем-то это справедливо.
А если тут вылезла из кустов шайка недобитых красноармейцев? Уж они-то не упустят случая угнать беспризорную безоружную машину.