Инженерная техника
армии США
(восьмидесятые годы - начало XXI века )
Танковый мостоукладчик М60А1 AVLB
(M60A1 Armored Vehicle Launched Bridge
(M60A1 AVLB) )
Танковый мостоукладчик М60А1 AVLB предназначен для
быстрой наводки через преграды типа противотанковых рвов,
эскарпов и контрэскарпов, каналов, ручьев, рек, оврагов металлического
штурмового моста длиной 18 метров под грузы массой не более 60 тонн и 15
метров под грузы 70 тонн.
Мостоукладчик обладает классом бронезащиты основного боевого танка М60А1 и
может действовать в боевых порядках танковых рот и батальонов. Вооружения
машина не имеет. В качестве бортового оружия в дополнение к личному
вооружению членов экипажа ( 9-мм. пистолет -1 шт., винтовка М16А1 - 1 шт.)
имеется укороченный вариант винтовки карабин М4 - 1 шт..
Строго говоря, на верхнем фото
представлено не вполне корректное изображение. Мостовая ферма сверху машины
не является составной частью мостоукладчика. Мост является
самостоятельной снабженческой единицей и поставляется в подразделения,
имеющие мостоукладчики, отдельно. Так, по штату инженерной роты
инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии (TOE NO
05337L000/B/Level 1) во взводе штурма и заграждений имеется четыре
машины AVL и
четыре мостовые конструкции (Bridge).
Кроме выполнения задач по транспортированию и
укладке штурмовых мостов этот же экземпляр машины
(без моста) в подразделении может использоваться в
качестве носителя (базовой машины) удлиненного заряда разминирования М58
MICLIC.
В этом случае машина именуется М60 AVLM. На снимке слева показана машина в
момент использования ее в качестве установки разминирования (так подобные
машины называются по российской номенклатуре).
AVLB для танков М1 Эйбрамс в связи с их большим,
нежели М60 весом, может перекрывать препятствия несколько меньшей
ширины - не 18 метров, а только 15 метров.
На вооружение армии США AVLB поступил в феврале 1987
года. С 1963 года под этим же наименованием существовала подобная машина на
шасси танка М48. В учебном инженерном центре старые машины до сих пор
используются, т.к. система управления наводкой моста аналогична с
современной.
Планируется, что М60 AVLB пробудет на вооружении до 2015 года,
постепенно с 2002-03 годов заменяясь на "XM104 "Росомаха" Тяжелая Система
Штурмового моста H82510", который сейчас проходит войсковые испытания.
Мост устанавливается на препятствие за 4-5 мин. без
выхода экипажа из машины. Сниматься мост может с любого из двух концов за 10
минут.
Схема выкладки моста типа "ножницы"
традиционна для большинства мостоукладчиков армий западных стран (немецкий
"Бибер", английский F.V.4205, французский мостоукладчик на базе АМХ-30,
итальянский А26, японский Тип 26). Мостоукладчик подобной схемы имелся и в
Советской Армии (МТ-55 чехословацкой разработки).
Преимущество такой схемы в том, что мостоукладчик выходит за дорожные
габариты только по высоте, а по длине вполне вписывается в дорожные кривые.
Устройство самого моста предельно просто и здесь не требуется дополнительная
механизация для раскладки концов моста подобно советским МТУ-20 и МТУ-72 с
их вечно капризничающим стыковым устройством гидропривода машины и моста.
При схеме "ножницы" мост может быть в ряде случаев снят с препятствия,
будучи весьма сильно поврежденным, что совершенно невозможно на МТУ-20.
Однако схема "ножницы" при наводке моста сильно демаскирует место работы за
счет того, что ферма моста поднимается вверх на высоту более 12 метров
(высота трехэтажного дома). Противнику даже с большого расстояния легко
обнаружить место наводки моста и сосредоточить по этому месту огонь, т.к.
ясно, что здесь скопление танков.
Мосты всех мостоукладчиков являются колейными и
рассчитаны на пропуск гусеничной техники танковых габаритов и колесных
ширококолейных машин (грузовых). Пропуск автомобилей легковых через мост
AVLB невозможен без закладки межколейного пространства щитами из подручных
материалов. В целях обеспечения возможности проезда легких автомобилей через
подобные мосты, колейные проходы через минные поля ширина современного
американского легкого многоцелевого автомобиля HMMWV
заменившего знаменитые "Джипы" сделана равной колее грузового автомобиля. В СССР в годы войны, да и немало лет
после нее этот юркий легкий автомобильчик называли не Джип, а Виллис,
по выдавленному на передней части машины названию
фирмы изготовителя).
Экипаж машины 2 человека: Командир мостоукладчика (AVLB
Commander) в звании саджант (Е5) и оператора (AVLB Operator) в звании капрал
(Е4).
Машина разработана и изготавливается фирмой General
Dynamics Land Systems Division. Заказчиком и приемщиком является отдел
Департамента Армии - Anniston Army Depot (ANAD). Стоимость одной машины (без
моста) 749 тыс. долларов.
Сведений о количестве машин поставленных в Армию не имеется. В Корпусе
Морской Пехоты имеется 55 мостоукладчиков и 37 мостов.
Тактико-технические характеристики
базовой машины: |
|
Экипаж -2 солдата |
|
Общая масса - 56.6 тонн |
|
Двигатель - 12-цилиндровый дизель AVOS-1790-20 |
Запас хода по шоссе - 464 км. |
Заправка топливом 1419 литров |
Мощность двигателя 750 л.с. |
Коробка передач двухскоростная ( 2 скорости вперед и
одна назад) |
|
Длина машины ( без моста) - 9.44 м. |
|
Ширина машины - 3.66 м. |
Клиренс -0.46м. |
|
Максимальная скорость - 48.3 км/час |
|
Средняя скорость по шоссе - 12.88 -19.3 км/час |
|
Преодолеваемый ров - 2.59 м. |
|
Глубина брода - 1.22 м. |
Тактико-технические характеристики
моста: |
|
Вес конструкции 14.65 тонн |
Длина моста в разложенном виде - 19.19 м.. |
Длина моста в сложенном виде - 9.75 м. |
|
Перекрываемое препятствие - до 18.28 м. |
|
Грузоподъемность - 70 тонн |
|
Ширина полная - 3.99м. |
Ширина проезжей части - 3.81м. |
Ширина каждой колеи 1.75м. |
Межколейный промежуток 0.94м. |
|
Живучесть - 5000 проходов по мосту грузов классов
менее 60 тонн. |
|
Время установки - 4- 5 мин. |
|
Время снятия - 10 мин (5 мин. собственно снятие и 5 мин.
укладка). |
Июль 2001 г.
Источники и литература
1. Официальный сайт Департамента Армии США " Federation
of American Scientists" (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. US Army TOE Devel Guide. TOE NO 05337L000. Headquarters Department of the
Army, Washington, DC, 04 April 1994.
3. Robert Dieter. The AVLB: Still a Viable Mobility Asset. Engineer
March 1996
4. Armored Vehicle Launched Bridge. TACOM
---***---
|
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Так себе машина. Ничем не
превосходит советские МТ-55, МТУ-20.
К сегодняшнему дню явно устаревший образец.
Но что любопытно - ни у нас, ни у американцев не хотят
ничем мостоукладчики вооружать. А ведь ему действовать на поле боя. И при
этом, даже от пехоты в случае чего не отстреляться. Танки ведь,
переправились и ушли вперед. Оставлять никого для охраны они не станут. Мол,
снимай мост и догоняй нас. В общем-то это справедливо.
А если тут вылезла из кустов шайка недобитых красноармейцев? Уж они-то не
упустят случая угнать беспризорную безоружную машину. |