Инженерная техника
армии США

(восьмидесятые годы - начало XXI века )

Танковый мостоукладчик  М60А1 AVLB
(M60A1 Armored Vehicle Launched Bridge
(M60A1 AVLB) )

us-avlb-01.jpg (47783 bytes)

Танковый мостоукладчик  М60А1 AVLB предназначен для быстрой наводки через   преграды типа противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов, каналов, ручьев, рек, оврагов металлического штурмового моста длиной 18 метров под грузы массой не более 60 тонн и 15 метров под грузы 70 тонн.
Мостоукладчик обладает классом бронезащиты основного боевого танка М60А1 и может действовать в боевых порядках танковых рот и батальонов. Вооружения машина не имеет. В качестве бортового оружия в дополнение к личному вооружению членов экипажа ( 9-мм. пистолет -1 шт., винтовка М16А1 - 1 шт.) имеется укороченный вариант винтовки карабин М4 - 1 шт..

us-avlb-2.jpg (5608 bytes)Строго говоря, на верхнем фото представлено не вполне корректное изображение. Мостовая ферма сверху машины не является   составной частью мостоукладчика. Мост является самостоятельной снабженческой единицей и поставляется в подразделения, имеющие мостоукладчики,  отдельно. Так, по штату инженерной роты инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии (TOE NO 05337L000/B/Level 1) во взводе штурма и заграждений имеется четыре машины AVL и четыре мостовые конструкции (Bridge).

Кроме  выполнения задач по транспортированию и укладке штурмовых мостов us-avlb-4.jpg (6489 bytes)этот же экземпляр машины    (без моста) в подразделении может   использоваться  в качестве носителя (базовой машины) удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC.
В этом случае машина именуется М60 AVLM. На снимке слева показана машина в момент использования ее в качестве установки разминирования (так подобные машины называются по российской номенклатуре).

AVLB для танков  М1 Эйбрамс в связи с их большим, нежели М60 весом,  может перекрывать препятствия несколько меньшей ширины - не 18 метров, а только 15 метров.

На вооружение армии США AVLB поступил в феврале 1987 года. С 1963 года под этим же наименованием существовала подобная машина на шасси танка М48. В учебном инженерном центре старые машины до сих пор используются, т.к. система управления наводкой моста аналогична с современной.
Планируется, что  М60 AVLB  пробудет на вооружении до 2015 года, постепенно с 2002-03 годов заменяясь на "XM104 "Росомаха" Тяжелая Система Штурмового моста H82510", который сейчас проходит войсковые испытания.

Мост устанавливается на препятствие за 4-5 мин. без выхода экипажа из машины. Сниматься мост может с любого из двух концов за 10 минут.
us-avlb-02.jpg (31159 bytes)Схема выкладки моста типа "ножницы" традиционна для большинства мостоукладчиков армий западных стран (немецкий "Бибер", английский F.V.4205, французский мостоукладчик на базе АМХ-30, итальянский А26, японский Тип 26). Мостоукладчик подобной схемы имелся и в Советской Армии (МТ-55 чехословацкой разработки).
Преимущество такой схемы в том, что мостоукладчик выходит за дорожные габариты только по высоте, а по длине вполне вписывается в дорожные кривые. Устройство самого моста предельно просто и здесь не требуется дополнительная механизация для раскладки концов моста подобно советским МТУ-20 и МТУ-72 с их вечно капризничающим стыковым устройством гидропривода машины и моста. При схеме "ножницы" мост может быть в ряде случаев снят с препятствия, будучи весьма сильно поврежденным, что совершенно невозможно на МТУ-20.
Однако схема "ножницы" при наводке моста сильно демаскирует место работы за счет того, что ферма моста поднимается вверх на высоту более 12 метров (высота трехэтажного дома). Противнику даже с большого расстояния легко обнаружить место наводки моста и сосредоточить по этому месту огонь, т.к. ясно, что здесь скопление танков.

Мосты всех мостоукладчиков являются колейными и рассчитаны на пропуск гусеничной техники танковых габаритов и колесных ширококолейных машин (грузовых). Пропуск автомобилей легковых через мост AVLB невозможен без закладки межколейного пространства щитами из подручных материалов. В целях обеспечения возможности проезда легких автомобилей через подобные мосты, колейные проходы через минные поля ширина  современного американского легкого   многоцелевого автомобиля HMMWV  заменившего знаменитые "Джипы" сделана равной колее грузового автомобиля.  В СССР в годы войны, да и немало лет после нее  этот юркий легкий автомобильчик называли не Джип, а Виллис, по   выдавленному на передней части машины   названию фирмы изготовителя).

Экипаж машины 2 человека: Командир мостоукладчика (AVLB Commander) в звании саджант (Е5) и оператора (AVLB Operator) в звании капрал (Е4).

Машина разработана и изготавливается фирмой General Dynamics Land Systems Division. Заказчиком и приемщиком  является отдел Департамента Армии - Anniston Army Depot (ANAD). Стоимость одной машины (без моста) 749 тыс. долларов.
Сведений о количестве машин поставленных в Армию не имеется. В Корпусе Морской Пехоты имеется 55 мостоукладчиков и 37 мостов.

Тактико-технические характеристики базовой машины:
Экипаж -2 солдата
Общая масса - 56.6 тонн
Двигатель - 12-цилиндровый дизель AVOS-1790-20
Запас хода по шоссе - 464 км.
Заправка топливом 1419 литров
Мощность двигателя 750 л.с.
Коробка передач двухскоростная ( 2 скорости вперед и одна назад)
Длина машины ( без моста) - 9.44 м.
Ширина  машины - 3.66 м.
Клиренс  -0.46м.
Максимальная скорость - 48.3 км/час
Средняя скорость по шоссе - 12.88 -19.3 км/час
Преодолеваемый ров - 2.59 м.
Глубина брода - 1.22 м.
Тактико-технические характеристики моста:
Вес конструкции 14.65 тонн
Длина моста в разложенном виде - 19.19 м..
Длина моста в сложенном виде - 9.75 м.
Перекрываемое препятствие - до 18.28  м.
  Грузоподъемность - 70 тонн
Ширина полная - 3.99м.
Ширина проезжей части - 3.81м.
Ширина каждой колеи 1.75м.
Межколейный промежуток 0.94м.
Живучесть - 5000 проходов по мосту грузов   классов менее 60 тонн.
Время установки - 4- 5 мин.
Время снятия - 10 мин (5 мин. собственно снятие и 5 мин. укладка).
Июль 2001 г.

Источники и литература

1. Официальный сайт Департамента Армии США " Federation of American Scientists"  (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. US Army TOE Devel Guide. TOE NO 05337L000. Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 04 April 1994.
3. Robert Dieter. The AVLB: Still a Viable Mobility Asset.  Engineer March 1996
4. Armored Vehicle Launched Bridge. TACOM

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Так себе машина. Ничем не превосходит советские МТ-55, МТУ-20.
К сегодняшнему дню явно устаревший образец.

Но что любопытно - ни у нас, ни у американцев не хотят ничем мостоукладчики вооружать. А ведь ему действовать на поле боя. И при  этом, даже от пехоты в случае чего не отстреляться. Танки ведь, переправились и ушли вперед. Оставлять никого для охраны они не станут. Мол, снимай мост и догоняй нас. В общем-то это справедливо.
А если тут вылезла из кустов шайка недобитых красноармейцев? Уж они-то не упустят случая угнать беспризорную безоружную машину.