Инженерная техника
Советской (Российской)Армии

(шестидесятые годы XX века - десятые годы XXI века)

Тяжелый механизированный мост ТММ-3М

tmm-01.jpg (53021 bytes)

На фото последний вариант ТММ на базе автомобиля Урал-4310, показанный на выставка вооружений на полигоне "Старатель" в 2006 году.

Тяжелый механизированный мост  ТММ-3М предназначен для наведения металлического моста грузоподъемностью 60 тонн на жестких опорах   через водные (реки, каналы и т.п.) и сухие(овраги, рвы и т.п.) преграды шириной до 40 метров и глубиной до 3 метров.

Мост представляет собой четыре одинаковых металлических пролетных складных строения, каждое из которых имеет длину 10.5м. в развернутом виде. Три пролетных строения   каждое имеют  складные металлические опоры регулируемой высоты, а одно пролетное строение опор не имеет. Комплект моста размещается на четырех идентичных базовых машинах Краз-255Б (серии после 1991г. на автомобиле Урал-4310), соответствующим образом переоборудованных.

Предшественник именовался ТММ и его базовой машиной был автомобиль Краз-214. Автору неизвестно точно время принятия на вооружение ТММ, но летом 1966 года, когда я поступал в училище, нам демонстрировали ТММ в действии. Впоследствии   по мере  постепенной модернизации и замены базовой машины этот комплект именовался ТММ-2, ТММ-3.

tmm-03.jpg (10480 bytes)Из одного комплекта ТММ-3 можно навести и использовать одновременно четыре моста по 10м. длиной каждый; или два моста по 20 м. длиной каждый; или один мост длиной 30м. и один длиной 10м.; или же один мост длиной 40м. На рисунке момент наводки второго пролета моста (вид с берега).

На снимке слева:  вторая машина заехала на первый пролет моста, установленный первой машиной и начала раскладку второго пролета моста.

 

Мосты выдерживают гусеничную нагрузку массой 60 тонн или колесную нагрузку с давлением на ось до 11 тонн. Ширина проезжей части моста 3.8 м., ширина колеи 1.5м. Высота промежуточных опор регулируется в пределах от 1.6 до 3м.

По технической инструкции расчет для установки моста 8 человек, но по штатам инженерно-саперной роты полка всего четыреtmm-04.jpg (15552 bytes) человека. Степень механизации работ обеспечивает наводку моста таким сокращенным расчетом в нормативные сроки.

На снимке справа: Четвертая машина укладывает последний (береговой) пролет моста. Этот пролет не имеет раскладной опоры, поскольку она не нужна.

Заметим, что у остальным трех машин телескопические опоры легко отсоединяются и таким образом любой пролет может быть береговым.

Время на наводку однопролетного моста 11 минут, двухпролетного 30 мин, трехпролетного 56 мин, четырехпролетного - 72 мин. При необходимости можно объединять два и более комплектов ТММ и наводить более длинные мосты. Однако из-за того, что в каждом комплекте один пролет не имеет промежуточной опоры, то из двух комплектов ТММ можно навести мост длиной не 80, а 70 метров, из трех комплектов 100м. Скорость движения по мосту гусеничных машин 15 км. в час, колесных 20-25 км. в час.

Основные тактико-технические характеристики ТММ-3М

Тип машины................................................................................................................. мостоукладчик моста на жестких опорах
Базовое шасси........................................................................................................ автомобиль Краз-255Б
Комплектность
                         автомобилей с пролетными строениями..................................... 4
                         промежуточных опор.................................................................... 3
Грузоподъемность моста
                                            -по гусеничной нагрузке............................................ 60 тонн
                                            -по колесной нагрузке................................................ 11 тонн на ось
Длина однопролетного моста................................................................................ 10 метров
Длина моста из полного комплекта...................................................................... 40 метров.
Ширина проезжей части........................................................................................... 3.8м.
Ширина колей.......................................................................................................... 1.5м.
Межколейное пространство................................................................................... 0.8м.
Максимально допустимая глубина водной преграды............................................ 3 м.
Минимально допустимая глубина водной преграды........................................... 1.6м. (если мост в два, три или четыре пролета)
Допустимая скорость течения при наводке моста............................................... до 2.5 м/сек.
Угол въезда на мост.................................................................................................. до 47 градусов
Угол съезда с моста................................................................................................... до 24 градусов
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста
                                                                                              продольный.................. до 10 градусов.
                                                                                               поперечный................ до 6 градусов
Расчет для наводки моста......................................................................................... 4 чел.
Время наводки четырехпролетного моста.......................................................... 72 минуты.
Допустимые скорости движения нагрузки
                                                                        гусеничная....................................... 15 км/час
                                                                        колесная.......................................... 20-25 км/час
Характеристики мостоукладчика (автомобиль Краз-255Б)
Масса машины с пролетным строением.............................................................. 20 тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 8.9м.
                                                                                          ширина............................. 3.22 м.
                                                                                          высота .............................  3.55 м. (по запасному колесу на кабине)
Максимальная скорость......................................................................................... 71  км/час
Колея.......................................................................................................................... 2.16 м.
Клиренс..................................................................................................................... 36 см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 13.5м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 18 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 15 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1м.
Двигатель.................................................................................................................... ЯМЗ-238
Мощность двигателя.................................................................................................. 176, 52 квт (240 л.с.)
Запас хода по топливу............................................................................................. 750 км.

ТММ-3М  1 комплект (4 машины) состоит на вооружении инженерно -технического взвода инженерно - саперной роты мотострелкового (танкового) полка.

P.S.
tmm-02.jpg (20957 bytes)Это фото вам ничего не напоминает?  Новейшее изобретение   канадской фирмы ERE Logistics 2006 года - тяжелый быстрособираемый мост ERE S80T. Предложен в том же году армиям Канады и США. Проходит войсковые испытания под г.Калгари.

Кто мне не верит, посмотрите сами на   URL topwar.ru/12669-tyazhelyy-mehanizirovannyy-most-ere-logistics-scissor.html0

У автора такое ощущение, что американцы заменили только базовый автомобиль, а пролетное строение просто взяли от нашего ТММ-3. Во всяком случае, иначе объяснить столь радикальную разницу в цвете автомобиля и пролетного строения сложно.

Хотите спорьте, хотите нет, но выходит, что в области подобных мостов  американцы отстали от нас ровно на 50 лет. Так что отставание американцев с их Ribbon Bridge (копия ПМП) в 10 лет это еще по божески.

Просто у американцев раньше не было потребности в таких мостах? А что за потребность возникла сейчас?

P.P.S.
По сведениям одного из специалистов:
*Тяжёлый механизированный мост ТММ был принят на вооружение Советской Армии приказом МО СССР №266 от 27.10.1962 г.  Базовая машина КрАЗ-214.

*Тяжёлый механизированный мост ТММ-3, был принят на вооружение Советской Армии совместным решением НИВ МО СССР №62 и "Минстройдормаш" от 15.04.1968 г. Базовая машина КрАЗ-255.

*Тяжёлый механизированный мост ТММ-3М, был принят на вооружение Советской Армии в 1974 году. Базовая машина КрАЗ-255Б или КрАЗ-255Б1.

*Тяжёлый механизированный мост ТММ-3М1 был принят на вооружение решением НИВ МО №18-88 от 18.08.1988 г.. Базовая машина КрАЗ-260.

* Тяжелый механизированный мост серии ТММ на базе автомобиля Урал-4310  в Советскую (Российскую) Армию не поставлялся.

 

Источники

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации тяжелого механизированного моста ТММ.  Военное издательство МО СССР. Москва 1968г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Личный фотоархив автора.
4. Экспозиция выставки REA-2006 на полигоне "Старатель" НТИИМ г.Нижний Тагил Свердловской области.
5. Тяжелый механизированный мост ТММ-3М. Практическое руководство по эксплуатации. Воениздат. Москва. 1986г.
6. Сайт "Военное обозрение" (topwar.ru/12669-tyazhelyy-mehanizirovannyy-most-ere-logistics-scissor.html0).
7.  W.Kopenhagen. Die Landstreitkraefte der NNA. Motorbuch Verlag. Stutgart. 1999

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Мост весьма оригинален. Высокая степень механизации обеспечивает поистине фантастически короткое время наведения 40-метрового моста на жестких опорах  моста силами всего лишь четырех (!) человек. В западных армиях ничего подобного и способного сравниться с ТММ  в те годы не было.

Хотя конечно, от расчета требуется хорошая выучка и сработанность. За год солдата- срочника не натренируешь, а держать солдат- контрактников накладно.  Да и зрелище не для слабонервных, особенно. когда десятиметровая стальная махина пролета сначала поднимается вертикально вверх и затем начинает быстро опускаться вниз. И в это время двое бегут среди движущихся тросов на конец моста, чтобы успеть зафиксировать опоры  строго в тот момент, когда пролет примет точно горизонтальное положение. Автору этих строк такие минуты прибавили седых волос в голове, хотя, кажется, в инженерных войсках Советской Армии не было ни единого случая гибели или тяжелых травм среди расчетов ТММ.