Военно-инженерная техника
России

( начало XXI века )

Тяжелый механизированный мост ТММ-6

tmm-6-01.jpg (34391 bytes)

Тяжелый механизированный мост  ТММ-6 предназначен для наведения металлического моста грузоподъемностью 60 тонн на жестких опорах   через водные (реки, каналы и т.п.) и сухие(овраги, рвы и т.п.) преграды шириной до 102 метров и глубиной до 5 метров.

tmm-6-5.jpg (4898 bytes)Мост представляет собой шесть одинаковых металлических пролетных складных строений, каждое из которых имеет длину 17 м. в развернутом виде. Пять пролетных строений   каждое имеют  складные съемные металлические опоры регулируемой высоты, а одно пролетное строение опор не имеет. Комплект моста размещается на шести идентичных базовых машинах МЗКТ-7930, соответствующим образом переоборудованных.

От автора. Конечно, трудно себе представить, как эта  махина несется с такой скоростью по нашим дорогам. Едва ли это требуется. Хотя, как знать... В Европе автострады прекрасные. Зря натовцы полагают, что уж нынче они точно загнали русского медведя в его берлогу. Когда российские олигархи придут к выводу, что их в Европе и США никто не ждет с распростертыми объятиями, и давать возможность спокойно жить после бегства из возмущенной России не собирается (пресловутый "закон Магницкого" тому первый звоночек), то один Бог знает, на что их это может подтолкнуть. Могут и войну заказать.

tmm-6-4.jpg (7350 bytes)Из одного комплекта ТММ-6 можно навести и использовать одновременно шесть мостов по 17 м. длиной каждый; или три моста по 34 м. длиной каждый; или один мост длиной 102м.
Можно также собирать мосты любой другой длины в пределах до 102 м., а из оставшихся свободными пролетных строений более короткие мосты.

Конструкция пролетных строений позволяет сопрягать их с наплавными мостами серии ПМП, ППС, деревянными низководными мостами

Мосты выдерживают гусеничную нагрузку массой 60 тонн или колесную нагрузку с давлением на ось до 11 тонн. Ширина проезжей части моста 3.8 м., ширина колеи 1.5 м. Высота промежуточных опор регулируется в пределах от 1.6 до 5 м.

tmm-6-2.jpg (9410 bytes)По технической инструкции расчет для установки моста 12 человек, но  возможна наводка сокращенным расчетом из 6 человек. Степень механизации работ обеспечивает наводку моста таким сокращенным расчетом в нормативные сроки.

На снимке   момент наводки третьего пролета моста (вид с исходного берега. Хорошо различимы опоры первого и второго пролета. С конца наполовину развернутого третьего пролетного строения свисают еще не развернутые промежуточные опоры.tmm-6-3.jpg (7301 bytes)

 Время на наводку шестипролетного моста составляет 50 минут.  При необходимости можно объединять два и более комплектов ТММ-6 и наводить более длинные мосты.   Скорость движения по мосту гусеничных машин 15 км. в час, колесных 20-30 км. в час.

Одна машина ТММ-6 с пролетным строением весит 36.4 тонны. Скорость движения по шоссе до 70 км. в час., по грунтовым дорогам 25-30 км/час. Запас хода (по топливу) по шоссе 1100 километров. Двигатель машины дизельный ЯМЗ-246 (V-образный 12-цилиндровый) мощностью 368 квт (500 л.с.). Экипаж машины 2 человека (по конструкторским нормам), по штату подразделения - 1 чел.

Январь 2013г.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации тяжелого механизированного моста ТММ-6.  Военное издательство МО РФ. Москва 1998г.
2.Журнал "Военный парад". №?-2001г.
3.Журнал "Техника и вооружение" №9-2001г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Автору уже не пришлось работать с ТММ-6. Хотя этот комплект был разработан еще для Советской Армии, но реально в войска поступить не успел. Сильно сомнительно, что сегодняшняя Российская Армия имеет эти прекрасные машины.
Насколько автор сумел познакомиться с этим мостом, настолько сильно его восхищение. Еще бы. Старый ТММ четырьмя солдатами за 72 минуты создавал мост на жестких опорах длиной 40 метров. Этот же за 50 минут дает 102 метра.
Ничего подобного на Западе нет.

По недавно появившимся  сведениям, в 2006 году канадская фирма  ERE Logistics  просто скопировала ТММ-6, дав ему обозначение ERE S80T и   поместив, естественно,  на свое шасси . И тут же предложила американской и канадской армиям.

 

ТММ-6  просто фантастика. Разумеется, не везде этот мост возможно применить. Глубокая река с быстрым течением и илистым дном ему не по зубам, но достаточно много рек, каналов, суходолов, оврагов, которые могут оказаться непреодолимыми для других типов мостостроительных средств, но не остановят ТММ. Например река Прегель восточнее   Калининграда (б.Кёнигсберг). Сама не слишком широка - до 100 метров, но подступиться к ней во многих местах  невозможно. Заболоченная пойма шириной 100-200 метров исключает как работу плавающих машин (они просто вязнут в болоте и не доходят до воды), так и работу мостостроительных средств. А вот комплекты ТММ могут выручить.