Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы )

Плавающий транспортер ПТС

pts-00.jpg (25239 bytes)

Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.   Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере.

pts-02.jpg (22098 bytes)Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн ( при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.

Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления кабины , герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса  обеспечивает мореходность до 4-5 баллов.

За один рейс транспортер может переправить (варианты): 2 85-мм пушки с расчетами,   пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 по одной с рачетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза). 

Кабина двухместная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнеталелем с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов

pts-01.jpg (7747 bytes)Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Открывание и закрывание заднего борта осуществляется с помощью двух ручных минилебедок. А вот аппарели приходится откидывать и поднимать вручную.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.

Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС - ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины.

Тактико-технические характеристики ПТС.

Тип машины..................................................................................... транспортер гусеничный плавающий
Вес снаряженной машины.............................................................. 17 тонн
Габаритные размеры:
-длина........................................................ 11.43м.
-ширина.................................................... 3.3 м.
-высота..................................................... 2.65м.
Экипаж........................................................................................... 2. чел.
Грузоподъемность на суше (при длительном движении)....... 5 тонн
Грузоподъемность на воде............................................................ 10 тонн
Ширина колеи................................................................................ 2.8 м.
Клиренс.......................................................................................... 04. м.
Удельное давление на грунт (без груза).................................... 0.35 кг/кв.см.
Максимальная скорость движения на суше............................... 42 км/час
Средняя скорость движения на суше с грузом 5 тонн............. 25-27 км/час
Максимальная скорость на воде (без груза)............................... 11.2 км/час
Максимальная скорость на воде (с грузом 10т.)......................... 10.8 км/час
Средня скорость на воде (с грузом 10т. и грузом на прицепе 5т) 8.9 км/час
Максимальный угол подъема (без груза)....................................... 30 градусов
Макимальный угол подъема (с грузом 10 т.).............................. 15 градусов
Максимальный угол выхода из воды и входа в воду.................... 18 градусов
Максимальный угол крена (без груза)........................................... 20 градусов
Максимальный угол крена (с грузом 10 т.)..................................... 12 градусов
Пренодолеваемый ров..................................................................... 2.5 м.
Преодолеваяемая вертикальная стенка......................................... 0.65м.
Минимальный радиус поворота ( с прицепом).......................... 10 м.
Запас хода по топливу на суше ( с грузом 5 т.)............................ 360 км.
Запас хода по топливу на воде (с грузом 10 т. на макс. обор.).... 12 часов
Емкость топливных баков............................................................... 705 литров
Двигатель......................................................................................... дизельный четырехтактный В-2 с жидкостным охлаждением
Мощность двигателя...................................................................... 350 л.с. (256 квт.)
Водооткачивающие насосы:
- малый........................................................ 400 литров/мин.
-большой..................................................... 40000 литров/мин.
Тяговая лебедка   ............................................................................. тяговое усилие на крюке 5 тонн, длина троса 70м.
Средства связи.............................................................................. Танковая радиостанция Р-113 и ТПУ на три аппарата.
Приборы ночного видения ПНВ-57Е.......................................... 2 комплекта

pts-03.jpg (15842 bytes)Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 3м/сек.  Благодаря крагнеинизуому удельному давлению на грунт   машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов.

ПТС состояли  на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии -   1взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты (36 машин).

Плавающий прицеп ПКП.pts-04.jpg (12284 bytes)
Характеристики:
-грузоподъемность – 5 т. (артсистемы калибра до 152мм. включительно);
- масса – 3,6 т;
- время загрузки артсистемы на прицеп  – 8 мин;
- время разгрузки – 5 мин.
Габаритные размеры:
- длина с прицепным устройством – 10300 мм;
- высота по палубе – 1980 мм;
- высота по поднятым поплавкам – 2200;
- ширина по корпусу с поднятыми поплавками – 2870 мм;
- ширина по корпусу с откинутыми поплавками – 4030 мм.

Для загрузки артсистемы на прицеп он наклонялся назад, артсистема закатывыалась на прицеп с помощью лебедки ПТС. Прицепы ПКП поставлялись в подразделения ГПТ из расчета на половину машин подразделения.

От автора. С прицепом ПТС на воде становился совершенно неуправляемым. Удовлетворительно такая связка могла действовать только на стоячей воде ( в озерах, прудах). Поэтому ими никогда не пользовались.

Источники

1.Руководство по мат. части и эксплуатации гусеничного плавающего транспортера ПТС Военное издательство. Москва. 1967г..
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. В.Г.Редькин. Плавающие колесные и гусеничные машины. Военное издательство. Москва. 1966г.
4.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва.1984г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва.1966г.
6. Инженерная разведка. Военное издательство. Москва.1983г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 От автора. Появление отопителя кузова сделало ПТС лакомой машиной в зимнее время для пехоты, танкистов и артиллеристов. Наличие комплекта крепления носилок и 12 носилок превращало кузов транспортера в комфортное помещение для сна. Да и просто - по 50-60 солдат укладывались спать на матрасы, набросанные на пол кузова. Отпадала необходимость возить с собой палатки, каркасы палаток, печки, дрова; тратить время на установку палаток и т.п.
ПТС был предназначен для действий в первой волне при форсировании водных преград. Ведь бронетранспортеры БТР-60, БМП плавают в общем то плохо, в силу необходимости. Им не под силу преодолеть большое течение, большую ширину реки (например, река Зея у Благовещенска имеет ширину от 2 до 6 км.). Однако ПТС не имел  никакого   бронирования даже кабины. Толщина обшивки была такая же как кабины грузового автомобиля.
Управляемость ПТС на воде оставляла желать лучшего. При полных оборотах винтов повернуть рули было почти невозможно, а со сбросом оборотов машина становилась неуправляемой. Причем с повышением оборотов штурвал буквально вырывало из рук и рули вновь становились по потоку. Оставалось управление с помощью переключения одного из винтов на вращение в обратную сторону. Но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало большого навыка.