Инженерное имущество
Русской и Красной  Армии

(десятые - сороковые годы XX века)

Поплавок Полянского

К началу Первой Мировой войны 1914-18 гг. Русская Армия практически не располагала табельными войсковыми переправочными средствами, которые можно было бы использовать для форсирования водных преград ротами, батальонами, полками. Армия имела на вооружении превосходный понтонный парк Томиловского, но комплектов этого парка имелось немного, да и смысл использовать их был только в том случае, когда требовалось переправить большие массы войск через достаточно широкие реки. Первые же приграничные сражения, особенно  в Восточной Пруссии, показали, что частям пехоты и артиллерии    требуется иметь собственные легкие переправочные средства для преодоления большого количества небольших рек и озер. Только за день наступательного боя полку приходится преодолевать не менее 2 водных преград шириной до 10 метров и 1 преграды шириной от 10 до 50 метров. Применение понтонного парка в таких условиях нецелесообразно и невозможно.

Расчет на использование войсками существующих мостов, лодок и подручных средств не оправдался. Противник, отходя, тщательно уничтожал мосты, уводил или приводил в негодность паромы и лодки, стремился лишить наступающих и подручных средств (бревна, доски), сжигая прибрежные деревянные сооружения.

polan-1.jpg (4783 bytes)В 1915 году офицер Полянский предложил универсальное средство, которое можно было использовать как для переправы вплавь одиночных бойцов, так и сборки из него плотов, паромов и даже легких наплавных мостов для переправы пехоты, кавалерии и даже легких орудий. Это средство представляло собой мешок прямоугольной формы, изготовленный из промасленного или пропитанного резиновым составом брезента. Поперек мешок перехватывался кожаным ремнем с металлическими кольцами. К верхней плоскости мешка также пришивалось два ремня с кольцами. В одном из углов мешка имелась закрываемая пробкой резиновая трубка. Размер поплавка 70х36х35 см. Вес всего 2 кг. Грузоподъемность до 56 кг. Поплавок надувался солдатом за 7-8 минут.

Используя кольца на ремнях, можно было крепить к поплавку лямки, веревки и т.п., соединять между собой любое количество поплавков.

polan-2.jpg (4162 bytes)В простейшем случае поплавок надевался на спину солдата подобно вещевому мешку или же солдат плыл, удерживаясь за поплавок. Можно было соединить два поплавка и тогда боец мог плыть, располагаясь на веревках между двумя поплавками. 4-6 соединенных между собой поплавков использовали для переправы плохо плавающих или утомленных лошадей, пулемета ( с погружением его в воду). Повозки можно было переправлять, обеспечив их плавучесть, привязыванием к ним необходимого числа поплавков.

polan-3.jpg (7707 bytes)Из поплавков  с применением подручных средств (веревки, канаты, жерди и т.п.) можно было собирать плоты (понтоны) различных   размеров и грузоподъемности, создавая таким образом наплавные мосты и перевозные паромы для пехоты, кавалерии и полевой артиллерии.  На рисунке справа показан понтон из 12 поплавков. Грузоподъемность понтона  600 кг. Его длина 1.3 м, ширина 1.6 м. Вес 40 кг. Из таких понтонов, используя настил из досок можно собирать штурмовой наплавной мост для пехоты и кавалерии или же перевозные паромы.

Вариантов использования поплавка Полянского великое множество. Известны случаи, когда из них собирали паромы для переправы тяжелых 6-дм. орудий.

На снимке 1910 года: погрузка на паром из поплавков Полянского 6-дюймовой гаубицы.

Поплавок оказался универсальным средством. Благодаря ему Русская Армия в меньшей степени зависела от наличия мостов  и понтонных парков. Значительно повышалась маневренность войск. Поплавок пробыл на вооружении Русской Армии всю Первую Мировую войну, был едва-ли не единственным табельным переправочным средством Красной Армии в период Гражданской войны, основным войсковым переправочным средством в двадцатых годах. Его закат начался после 1931 года, когда в качестве табельного переправочного средства саперных рот стрелковых и кавалерийских полков был принят комплект ТЗИ. Однако и тогда поплавки Полянского не были сняты с вооружения. а лишь переведены в разряд резервного инженерного имущества и   производство было прекращено.  Их активно использовали  вплоть до середины Великой Отечественной войны, пока не истаяли последние запасы поплавков.

Январь 2001 г.

Источники и литература

1.Наставление по войсковому инженерному делу для офицеров всех родов оружия. Петроград. 1916г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Наставление по мостам и переправам. С-Пб. 1914г.
4.А.П.Белоконь, В.Т. Корнейчук. Инженерное обеспечение наступления стрелкового (танкового) батальона (роты). Воениздат. Москва. 1942г.
5.Приемы и способы действий солдата в бою. Учебное пособие . Военное издательство. Москва. 1988г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях. Конечно, с высоты сегодняшнего времени поплавок Полянского кажется простейшим и несерьезным. Современный солдат не полезет в воду. Для него приготовлены мощные плавающие транспортеры, плавающие БТРы, понтонные мосты различных типов. Да и основу войск сейчас составляет тяжелая техника. Но в те далекие годы вся война держалась на винтовке, пулемете, трехдюймовой пушке. Автомобилей было считанные единицы, первые танки появились лишь   в 1916 году. Наплавной мост грузоподъемностью 20-30 тонн считался  мостом для переправы тяжелых и сверхтяжелых грузов, а мостов ( в том числе и стационарных) больше чем под 45 тонн даже не существовало.

Так что поплавок Полянского стоит считать прадедушкой современного понтонного парка ПМП и относиться к нему с подобающим уважением. Он достойно вынес на своей спине три войны.