Инженерная техника
|
Тип механизма...................................................................................................... | миноукладчик колесный прицепной |
Полная масса комплекта заградителя...................................................................... | 3.01 т. |
из них: | |
-масса собственно заградителя............... | 1.8 т. |
-масса кассеты для мин.............................. | 1.05т. |
-масса доп. оборудования.......................... | 0.16т. |
Габаритные размеры: | |
- в транспортном положении | |
длина............................ | 4.72м. |
ширина......................... | 2.02м. |
высота .......................... | 1.97м. |
- в рабочем положении | |
длина............................ | 5.28м. |
ширина.......................... | 2.02м. |
высота .......................... | 1.75м. |
Колея.......................................................................................................................... | 1.75м. |
Клиренс..................................................................................................................... | 0.4м. |
Максимальная транспортная скорость ( в прицепе за тягачом)........................... | 45 км/час. |
Скорость минирования | |
-противотанковыми минами..................................... | до 5 км/час. |
-противопехотными минами.................................... | до 2 км/час. |
Шаг минирования | |
-противотанковыми минами............................................. | 4 или 5.5 м. |
-противопехотными минами............................................. | 2 или 2.75м. |
Количество рядов мин, устанавливаемых заградителем................................. | 1 |
Боекомплект мин | |
-противотанковых....................................................................... | 200 шт. |
-противопехотных..................................................................... | 1000 шт. |
Время установки боекомплекта мин | |
- окончательно снаряженных противотанковых в грунт................ | 15 минут |
- не окончательно снаряженных противотанковых в грунт.......... | 45-50 минут |
- окончательно снаряженных противотанковых на грунт............. | 8-10 минут |
- не окончательно снаряженных противотанковых на грунт....... | 35-40 минут |
- не окончательно снаряженных противопехотных на грунт.... | 60-90 минут |
Численность расчета заградителя (без водителя) | |
- при установке окончательно снаряженных противотанковых мин...... | 5 чел. |
- при установке не окончательно снаряженных противотанковых мин | 8 чел. |
- при установке окончательно снаряженных противопехотных мин.... | 7 чел. |
Протяженность минного поля из одного боекомплекта мин | |
-противотанковых... | 800 или 1100м. |
-противопехотных... | 2000 или 2750м. |
Время приведения заградителя в боевое положение............................................ | 1-2 мин. |
Время зарядки кассеты минами силами расчета................................................. | 10-15 мин. |
Время подготовки заградителя для установки управляемого минного поля...... | 10-15 мин. |
Время установки управляемого минного поля (расчет + саперное отд.).. | 80 мин. |
Заградитель при установке мин в грунт обеспечивает толщину маскировочного слоя грунта 6-12см.
Обычно стандартное трехрядное противотанковое минное поле с шагом минирования 4м. устанавливается тремя заградителями, идущими параллельно друг другу. На выкладку одного боекомплекта (3 х200 мин) уходит 10-12 мин. При этом получается минное поле длиной 800м. с вероятностью поражения танков 0.65
Прицепные минные заградители ПМЗ-4 (3шт.)
состоят на вооружении инженерно-саперного взвода инженерно-саперной роты
мотострелкового (танкового) полка. В бою инженерно-саперный взвод с
заградителями образует полковой подвижный отряд заграждения (ПОЗ), который,
как правило, действует в составе полкового противотанкового резерва (ПТРЕЗ).
Больше нигде ПМЗ-4 на вооружении не состоит.
От автора. В конце я помещаю изображение ПМЗ-4 крупно, хотя рассмотреть что то толком в этой груде железок и понять что к чему человеку, который не видел ПМЗ-4 в натуре, сложно. А уж отличить его от ПМР-3 может и вовсе только тот, кто служил в роте, оснащенной этими механизмами. Но подскажу - ПМР-3 не имеет вот этой трубы, проходящей над нишей колеса, поскольку он не может раскладывать провода управления минным полем. Она как раз для этого и в ней самое заметное различие между ПМЗ-4 и ПМР-3.
1.Прицепной минный заградитель ПМЗ-4. Руководство по мат.
части и эксплуатации. Военное издательство. Москва 1974г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Сайт "Российская военная техника"
(russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=656)
4. Средства механизации минирования. Руководство по мат. части и применению.
Часть 1. Воениздат. Москва. 1979г.
5. Сайт "Wikimedia"
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Minelayer_PMZ-4_in_Technical_museum_Togliatti_-_4204.jpg)
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
От автора. Для шестидесятых - семидесятых годов эти заградители считались весьма серьезным оружием. Еще бы - за 10-15 минут на пути наступающих танков противника возникает минное поле и возникает оно именно там, где этого требует обстановка. На учениях, особенно командно - штабных (на картах) пехотные командиры с помощью с подвижных отрядов заграждений (ПОЗ), состоящих из саперного взвода с тремя ПМЗ-4 нередко прикрывали свои тактические просчеты и спасали свою репутацию.
Во время войсковых учений полковым саперам особенно разгуляться не давали, используя их в основном как команды имитации взрывов и артогня, для подготовки и ремонта дорог, и прочих вспомогательных задач.
Это естественно, поскольку для общевойсковых командиров главное в учениях это процент поражения мишеней и точный по времени выход танков и пехоты на рубежи.
Сами саперы не очень любили ставить учебные минные поля, хоть вручную, хоть с помощью ПМЗ. Это куча мороки и трудов. Да еще потом какое то количество собственных учебных мин исчезали бесследно, обнаруживаясь местными жителями спустя месяцы и годы. Ну а те поднимали истошный вой от испуга. И без толку было им объяснять, что эти мины не опаснее булыжников.
В реальных боях заградители не применялись. Не те войны шли в то время. Поэтому оценить реальные качества ПМЗ-4 не представляется возможным.
Смертельный удар этим машинам был нанесен во второй половине восьмидесятых годов разработкой систем дистанционного минирования и специально приспособленных для этого мин. Роль заградителей (установщиков мин) стали играть самолеты, вертолеты, ракеты. арт.орудия и иные, более совершенные инженерные системы минирования. Заслуга ПМЗ-4 и его предшественников (ПМР-2, ПМР-3) в том, что они реально доказали возможность механизации минных работ.