Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(семидесятые -девяностые годы )

Самоходный паром ПММ-2

pmm-2-01.jpg (41403 bytes)

Самоходный паром  ПММ-2 предназначен для  переправы через широкие водные преграды колесной и гусеничной не плавающей техники имеющей снаряженную массу до 42.5 тонн. Машину целесообразно использовать на водных преградах, имеющих ширину более 200 метров. наибольшая эффективность применения достигается на водных преградах шириной более 500 метров и до 6 километров.

ПММ-2 создавалась во второй половине семидесятых годов в конструкторском бюро Е.Е.Ленциуса и была призвана заменить гусеничный паром ГСП, который состоял из двух полупаромов. Это было признано громоздким и неудобным, т.к. при выходе из строя одной машины. вторая оказывалась не у дел. Кроме того, расчет парома ГСП составлял 10 человек, а экипаж ПММ всего трое, грузоподъемность ГСП  считалась чрезмерной   (52 тонны при запасе плавучести 70%), время на развертывание парома ГСП 6-10 минут

От автора Взводом ГСП автору довелось командовать около трех лет. Плавать довелось по Уссури, Хору, Амуру, Зее, Днестру, Лабе (Эльбе), Одеру. По опыту эксплуатации ГСП в разных условиях автор может отметить, что всегда в войсках стандартным расчетом ГСП было 4 человека, по   необходимости при развертывании обходились тремя, а во время переправы и вовсе двумя человеками. Ничего, справлялись. Рекорд развертывания парома в 650 отдельном переправочно-десантном батальоне (г.Лесозаводск) Краснознаменного Дальневосточного военного округа (2 взвод 4 роты) летом 1972 г. составил 2 мин.54 сек. Стандарт было 3.5-4 мин.

В отличие от ГСП откидных плавучих элементов (понтонов) у ПММ-2 их  два. В транспортном положении они укладываются   гидравликой один на другой, а на воде раскладываются, образуя паром.  Стыковочные устройства обеспечивают соединение двух или трех машин в один паром грузоподъемностью соответственно 85 и 127.5 тонн.  При разработке предполагалось, что из значительного числа машин можно будет составлять наплавной мост требуемой длины, что даст возможность отказаться от понтонного парка ПМП, заменив его самоходным понтонным паком СПП.
 Таким образом,  ПММ-2 становилась универсальным переправочным средством. Однако оказалось, что из-за большой жесткости ленты   такого понтонного моста и невозможности согласования оборотов двигателей большого числа машин, наведение понтонного моста из машин ПММ-2 невозможно.

Справка.  Самоходный понтонный парк СПП.  Грузоподъемность 50 тонн. В комплект входят 24 машины ПММ или ПММ-2, 4 речных и 4 береговых звена  и 2 выстилки  от комплекта парка ПМП ; 4 переходных звена, 4 катера, 18 автомобилей КрАЗ-255 для различного имущества. Максимальная длина моста 260 метров. Время наведения моста 30 минут/
Конец справки

К середине восьмидесятых годов выявился крупный просчет технического задания,   в свое время выданного  на разработку этой машины (машина уже выпускалась серийно и поступала в войска). С переходом танковых войск на танки типа Т-64, Т-72, Т-80 тактическое применение ПММ-2  оказалось под вопросом. Ее грузоподъемность 42,5 тонн при минимальном запасе плавучести, а эти танки имеют массу 41-46 тонн и более. Использование двойного парома ПММ-2 для переправы танков нецелесообразно из-за недоиспользования грузоподъемности (85-ти тонный паром на 46 тонн груза). Все преимущества перед ГСП оказались утрачены, а заменить понтонный парк ПМП  мост   СПП так и не смог. К тому же одна машина ПММ-2 оказалась гораздо дороже двух машин ГСП.   Конструкция машины была  предельной, запаса модернизации не оказалось. Увеличение размеров с целью увеличения грузоподъемности оказалось почти невозможным из-за дорожных и железнодорожных габаритных  ограничений. ПММ-2, как и ее колесный аналог ПММ, говоря  тактико-техническим языком "провалилась". Провалилась между Т-62 и Т-72. Места, этой, в общем-то технически весьма совершенной и уникальной машине, в боевом строю так и не нашлось.

Основные тактико-технические характеристики  ПММ-2

Тип машины................................................................................................................. самоходный паром на гусеничном   шасси
Базовое шасси........................................................................................................
Грузоподъемность. одной машины на воде............................................................ 42.5 т.
Максимально допустимый вес гусеничной машины на пароме из 2 или 3 ПММ-2 50 тонн
Экипаж.......................................................................................................................... 3 чел.
Время перевода из транспортного в боевое положение.......................................... 6 минут
Время сборки парома из 2 машин.............................................................................. 8 минут
Время сборки парома из 3 машин............................................................................... 10 минут
Ширина палубы........................................................................................................... 4.2м.
Запас плавучести......................................................................................................... 10%
Осадка без груза........................................................................................................... 1.4м.
Осадка с грузом 42.5т................................................................................................. 1.8м.
Максимальная высота берега для разгрузки парома................................................................ 50 см.
Максимальная тяга на швартовых.............................................................................. 2000 кг.
Диаметр циркуляции................................................................................................. 26м.
Масса машины............................................................................................................ 36 тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 13.35м.
                                                                                          ширина............................. 3.36м.
                                                                                          высота .............................  3.85
Максимальная скорость на суше................................................................................ 55 км/час
Максимальная скорость на воде с грузом................................................................ 10 км/час
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 20 градусов
Максимальный угол входа в воду........................................................................ 15 градусов
Максимально допустимая скорость течения......................................................... 2.5 м/сек
Мореходность.......................................................................................................... 2 балла
Преодолеваемый ров............................................................................................... 3 м.
Двигатель.................................................................................................................... дизельный многотопливный V-образный В-46-5
Мощность двигателя.................................................................................................. 522.6 квт (710,54 л.с.)
Запас хода по топливу на суше.................................................................................. 520 км.
Запас хода по топливу на воде................................................................................... 16 час.
Колея............................................................................................................................. 2.753м.
Клиренс........................................................................................................................ 40 см.
Производительность водооткачивающих  насосов................................................. 2600 л/мин.
Средства связи........................................................................................................... Радиостанция Р-123М
Аэротранспортабельность....................................................................................... Ан-22

Техническое описание ПММ-2. Паром состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов (называемых в просторечии "лодками"), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду (машина способна плавать с понтонами, находящимися в транспортном положении) или до входа в воду с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром.
Машина имеет трехместную кабину с фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный двухканальный (т.е сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 28м.). Система водооткачки состоит из трех центробежных  насосов общей производительностью по 1840pmm-2-02.jpg (41141 bytes) л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов.
Экипаж парома 3 человека.

На снимке справа: 127-тонный паром из трех машин ПММ-2. Однако, он может перевозить как и двухмашинный паром только один танк.

Максимальная мореходность 2 балла ( для сравнения - ГСП - 3 балла, ПТС-М 4-5 баллов. Т.е. применение машины при сильном волнении затруднено).
Удельное давление на грунт 0.85 кг/кв.см., что считается низким  показателем проходимости (по советским стандартам целесообразным считается удельное давление на грунт от 0.62 до 0.83), что не  обеспечивает машине свободный въезд в воду и выезд на заболоченных и топких берегах.

Модернизированный вариант машины под индексом ПММ- 2М имеет увеличенную на 2.5 тонны грузоподъемность (практически без запаса плавучести, что крайне опасно).

Никаким вооружением машина не оснащена, что является крупным и застарелым недостатком всех  инженерных машин. Этот недостаток особенно значим для машин, форсирующим водные преграды, т.е. действующих в боевых порядках войск. Тем более, что ПММ-2 не имеет хоть какой либо броневой защиты.

От автора Этот недостаток присущ и американской инженерной технике. Одну из своих инженерных машин (M9 ACE ) генерал Пауэл  во время операции "Буря в пустыне" в сердцах обозвал "Одинокий безрогий непуганый буйвол", намекая на отсутствие у нее хоть какого-либо оборонительного вооружения.

Автору неизвестно в каких инженерных частях и в каких количествах имелись ПММ или ПММ-2 на вооружении. Вероятно, ими должны были заменить в переправочно-десантных батальонах ГСП и ПТСы. Однако ГСП выпускался вплоть до 1991 года, ПТС же получил свое дальнейшее развитие ( ПТС-М, ПТС-2, ПТС-4) и активно используется  во втором десятилетии XXI века.

Источники и литература

1. Журнал "Техника и вооружение" № 10-2001г.
2. Самоходный паром ПММ-2. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва.1988г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  Честно говоря, автору эту машину так и не довелось увидеть в деле, посидеть самому за рычагами. А без этого все оценки носят академичный характер.

Вообще, в те далекие семидесятые годы мы мечтали о такой машине, т.к. наша добрая, милая ГСП хотя и отличалась кротким нравом, но доставляла немало хлопот из-за своего довольно непрочного корпуса, необходимости высокой выучки и согласованности действий экипажа, а процесс сближения двух машин на воде и стыковка на хорошем течении требовали крепких нервов и незаурядной смелости  (двум членам экипажей приходилось свешиваться за борт, чтобы закрепить на соседней машине стыковочный тросик в то время, как быстро сближающиеся корпуса грозили раздавить их между собой; необходимо было очень быстро вставить наконечник тросика в гнездо и не мешкая, выдернуть свое тело из узкого пространства между машинами). Впрочем, автор не помнит несчастных случаев в  такие моменты, видимо реальная опасность заставляла солдат быть собранными и внимательными.