Инженерная техника
|
Тип машины................................................................................................................. | самоходный паром на гусеничном шасси |
Базовое шасси........................................................................................................ | |
Грузоподъемность. одной машины на воде............................................................ | 42.5 т. |
Максимально допустимый вес гусеничной машины на пароме из 2 или 3 ПММ-2 | 50 тонн |
Экипаж.......................................................................................................................... | 3 чел. |
Время перевода из транспортного в боевое положение.......................................... | 6 минут |
Время сборки парома из 2 машин.............................................................................. | 8 минут |
Время сборки парома из 3 машин............................................................................... | 10 минут |
Ширина палубы........................................................................................................... | 4.2м. |
Запас плавучести......................................................................................................... | 10% |
Осадка без груза........................................................................................................... | 1.4м. |
Осадка с грузом 42.5т................................................................................................. | 1.8м. |
Максимальная высота берега для разгрузки парома................................................................ | 50 см. |
Максимальная тяга на швартовых.............................................................................. | 2000 кг. |
Диаметр циркуляции................................................................................................. | 26м. |
Масса машины............................................................................................................ | 36 тонн |
Габаритные размеры (в транспортном положении): | |
длина............................... | 13.35м. |
ширина............................. | 3.36м. |
высота ............................. | 3.85 |
Максимальная скорость на суше................................................................................ | 55 км/час |
Максимальная скорость на воде с грузом................................................................ | 10 км/час |
Максимальный угол подъема.................................................................................. | 25 градусов |
Максимальный угол крена....................................................................................... | 20 градусов |
Максимальный угол входа в воду........................................................................ | 15 градусов |
Максимально допустимая скорость течения......................................................... | 2.5 м/сек |
Мореходность.......................................................................................................... | 2 балла |
Преодолеваемый ров............................................................................................... | 3 м. |
Двигатель.................................................................................................................... | дизельный многотопливный V-образный В-46-5 |
Мощность двигателя.................................................................................................. | 522.6 квт (710,54 л.с.) |
Запас хода по топливу на суше.................................................................................. | 520 км. |
Запас хода по топливу на воде................................................................................... | 16 час. |
Колея............................................................................................................................. | 2.753м. |
Клиренс........................................................................................................................ | 40 см. |
Производительность водооткачивающих насосов................................................. | 2600 л/мин. |
Средства связи........................................................................................................... | Радиостанция Р-123М |
Аэротранспортабельность....................................................................................... | Ан-22 |
Техническое описание ПММ-2. Паром состоит из гусеничного
плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции,
соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов (называемых в
просторечии "лодками"), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и
проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе
машины один над другим. После входа машины в воду (машина способна плавать с
понтонами, находящимися в транспортном положении) или до входа в воду с
помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный
паром.
Машина имеет трехместную кабину с фильтровентиляционной установкой,
радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный
двухканальный (т.е сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет
обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 28м.).
Система водооткачки состоит из трех центробежных насосов общей
производительностью по 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и
понтонов.
Экипаж парома 3 человека.
На снимке справа: 127-тонный паром из трех машин ПММ-2.
Однако, он может перевозить как и двухмашинный паром только один танк.
Максимальная мореходность 2 балла ( для сравнения - ГСП - 3 балла, ПТС-М 4-5
баллов. Т.е. применение машины при сильном волнении затруднено).
Удельное давление на грунт 0.85 кг/кв.см., что считается низким
показателем проходимости (по советским стандартам целесообразным считается
удельное давление на грунт от 0.62 до 0.83), что не обеспечивает машине свободный
въезд в воду и выезд на заболоченных и топких берегах.
Модернизированный вариант машины под индексом ПММ- 2М имеет увеличенную на 2.5 тонны грузоподъемность (практически без запаса плавучести, что крайне опасно).
Никаким вооружением машина не оснащена, что является крупным и застарелым недостатком всех инженерных машин. Этот недостаток особенно значим для машин, форсирующим водные преграды, т.е. действующих в боевых порядках войск. Тем более, что ПММ-2 не имеет хоть какой либо броневой защиты.
От автора Этот недостаток присущ и американской инженерной технике. Одну из своих инженерных машин (M9 ACE ) генерал Пауэл во время операции "Буря в пустыне" в сердцах обозвал "Одинокий безрогий непуганый буйвол", намекая на отсутствие у нее хоть какого-либо оборонительного вооружения.
Автору неизвестно в каких инженерных частях и в каких количествах имелись ПММ или ПММ-2 на вооружении. Вероятно, ими должны были заменить в переправочно-десантных батальонах ГСП и ПТСы. Однако ГСП выпускался вплоть до 1991 года, ПТС же получил свое дальнейшее развитие ( ПТС-М, ПТС-2, ПТС-4) и активно используется во втором десятилетии XXI века.
1. Журнал "Техника и вооружение" № 10-2001г.
2. Самоходный паром ПММ-2. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва.1988г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Честно говоря, автору эту машину так и не довелось увидеть в деле, посидеть самому за рычагами. А без этого все оценки носят академичный характер.
Вообще, в те далекие семидесятые годы мы мечтали о такой машине, т.к. наша добрая, милая ГСП хотя и отличалась кротким нравом, но доставляла немало хлопот из-за своего довольно непрочного корпуса, необходимости высокой выучки и согласованности действий экипажа, а процесс сближения двух машин на воде и стыковка на хорошем течении требовали крепких нервов и незаурядной смелости (двум членам экипажей приходилось свешиваться за борт, чтобы закрепить на соседней машине стыковочный тросик в то время, как быстро сближающиеся корпуса грозили раздавить их между собой; необходимо было очень быстро вставить наконечник тросика в гнездо и не мешкая, выдернуть свое тело из узкого пространства между машинами). Впрочем, автор не помнит несчастных случаев в такие моменты, видимо реальная опасность заставляла солдат быть собранными и внимательными.