Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(семидесятые -девяностые годы )

Понтонно-мостовая машина ПММ "Волна"

pmm-1-01.jpg (30439 bytes)

Понтонно-мостовая машина ПММ предназначена для  переправы через широкие водные преграды колесной и гусеничной не плавающей техники имеющей снаряженную массу до 40 тонн. Машину целесообразно использовать на водных преградах, имеющих ширину более 200 метров. наибольшая эффективность применения достигается на водных преградах шириной более 500 метров и до 6 километров.

ПММ была создана в 1974 году  в конструкторском бюро Е.Е.Ленциуса под условным названием "Волна" и была призвана заменить гусеничный паром ГСП, и возможно понтонный парк ПМП. Предполагалось, что колесная база обеспечит более высокие маршевые скорости, возможности быстро перебрасывать переправочные средства к требуемым местам переправ, а быстрота развертывания парома (3 мин, вместо 4-5 у ГСП) обеспечит более быстрое чем у парка ПМП   наведение понтонного моста. Предполагалось использование Волны в качестве 40-тонного парома (одна машина), 80-тонного парома (две машины), 120 тонного парома (три машины), а стыкуя потребное количество машин, и  в качестве наплавного моста, которому было дано обозначение СПП.

Справка.  Самоходный понтонный парк СПП.  Грузоподъемность 50 тонн. В комплект входят 24 машины ПММ,  из парка ПМП 4 речных и 4 береговых звена, 2 выстилки; 4 переходных звена, 4 катера, 18 автомобилей КрАЗ-255 для различного имущества. Максимальная длина моста 260 метров. Время наведения моста 30 минут

Конец справки

От автора. Уже изначально мост СПП не имел никаких преимуществ перед мостом парка ПМП, за исключением несколько большей длины.  К тому же оказалось, что из-за слишком большой жесткости соединения смежных машин ПММ мост при большой длине не выдерживает напора воды. Войсковая эксплуатация выявила, что собирать паромы более чем из 3 машин нецелесообразно из за непрочности конструкции. Т.е. из машин ПММ невозможно собирать перевозные паромы любой грузоподъемности, как это позволяет парк ПМП, а особенно его поздние модификации (ППС-84, ПП-91). Скорость парома на воде ничуть не выше, чем парома из парка ПМП.

.pmm-1-02.jpg (32308 bytes)На снимке справа: 120-тонный паром из трех машин ПММ. Строго говоря, грузоподъемность этого парома 126 тонн, поскольку точная грузоподъемность одной машины 42 тонны..

ПММ  разрабатывалась  на базе   многоосного универсального шасси БАЗ-5937. В отличие от ГСП откидных плавучих элементов (понтонов) у ПММ их  два. В транспортном положении они укладываются   гидравликой один на другой, а на воде раскладываются , образуя паром. 

В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что из-за большого диаметра колес при довольно значительном удельном давлении колес ПММ  на грунт затруднен вход машины в воду и особенно выход  из воды при вязких, заиленных грунтах дна водной преграды. Колеса также значительно снижают скорость движения на воде и управляемость, а при движении с грузом требуется   довольно большая глубина (не менее 90см.), иначе паром садится на мель. Также затруднена погрузка на паром техники при пологих берегах, т.к. паром должен  становиться под погрузку далеко от уреза воды, из-за чего перевозимая техника вынуждена проходить большое расстояние между берегом и  паромом по воде при предельных для сухопутной техники глубинах брода. Ремонт понтонов в войсках почти невозможен из-за того, что они изготовлены из алюминия, который требует при сварочных работах использования газа аргон, который в войска не поставляется. Кроме того, оказалось, что масса машины слишком велика для двигателя при движении по пересеченной местности, а на воде из-за большого сопротивления воды он все время работает на предельных режимах и не выдерживает сроков эксплуатации.

К середине восьмидесятых годов выявился крупный просчет технического задания,   в свое время выданного  на разработку этой машины (машина уже выпускалась серийно и поступала в войска). С переходом танковых войск на танки типа Т-64, Т-72, Т-80 тактическое применение ПММ  оказалось под вопросом. Ее грузоподъемность 40 тонн при минимальном запасе плавучести, а эти танки имеют массу 44-46 тонн и более. Использование двойного парома ПММ нецелесообразно из-за недоиспользования грузоподъемности (80-ти тонный паром на 46 тонн груза). Все преимущества перед ГСП оказались утрачены, а заменить понтонный парк ПМП "Волна" так и не смогла. К тому же одна машина ПММ едва ли дешевле  двух машин ГСП.   Конструкция машины была  предельной, запаса модернизации не оказалось. Увеличение размеров с целью увеличения грузоподъемности оказалось почти невозможным из-за дорожных и железнодорожных габаритных  ограничений. ПММ, как и ее гусеничный  вариант ПММ-2 , говоря  тактико-техническим языком "провалилась". Провалилась между Т-62 и Т-72. Места, этой машине, в боевом строю так и не нашлось.

Такова невеселая история  машин ПММ и ПММ-2.

Техническое описание ПММ. Паром состоит из четырехосного колесного шасси  с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции из алюминия, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов тоже из алюминия (называемых в просторечии "лодками"), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду ( машина способна плавать с понтонами, находящимися в транспортном положении) с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром.

Машина имеет трехместную кабину изготовленную из стеклопластика с фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный двухканальный ( т.е сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 25м.). Система водооткачки состоит из трех центробежных  насосов общей производительностью по 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов.

Максимальная мореходность 2 балла ( для сравнения - ГСП - 3 балла, ПТС-М 4-5 баллов. т.е. применение машины при сильном волнении затруднено).

Основные тактико-технические характеристики  ПММ

Тип машины................................................................................................................. самоходный паром на колесном шасси
Базовое шасси........................................................................................................ многоосное  универсальное   шасси БАЗ-5937.
Грузоподъемность. одной машины на воде............................................................ 42 т.
Экипаж.......................................................................................................................... 3 чел.
Время перевода из транспортного в боевое положение.......................................... 6 мин.
Время от момента входа в воду до момента подачи под погрузку.......................... 3 мин
Ширина палубы........................................................................................................... 4.2м.
Запас плавучести......................................................................................................... 27%
Осадка с полным грузом............................................................................................. 0.97м.
Минимальная глубина у края понтона при погрузке................................................ 1.1м.
Максимальная тяга на швартовых.............................................................................. 1850 кг.
Диаметр циркукляции................................................................................................. 25м.
Масса машины............................................................................................................ 25 тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 12.75м.
                                                                                          ширина............................. 3.15
                                                                                          высота .............................  3.55
Железнодорожный габарит......................................................................................... 02-Т
Максимальная скорость на суше................................................................................ 59 км/час
Максимальная скорость на воде без груза................................................................ 10,9 км/час
Максимальная скорость на воде с грузом................................................................ 8-9 км/час
Максимальный угол подъема.................................................................................. 27 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 20 градусов
Двигатель.................................................................................................................... дизельный рядный 6-цилиндровый 5Д25К-300
Мощность двигателя.................................................................................................. 220 квт (299,12 л.с.)
Запас хода по топливу на суше.................................................................................. 650 км.
Запас хода по топливу на воде................................................................................... 10.5 час.

Никаким вооружением машина не оснащена, что является крупным и застарелым недостатком всех  инженерных машин. Этот недостаток особенно значим для машин, форсирующим водные преграды, т.е. действующих в боевых порядках войск. Тем более, что ПММ не имеет хоть какой либо броневой защиты.

Автору неизвестно в каких инженерных частях и в каких количествах имелись ПММ  на вооружении. Вероятно, ими должны были заменить в переправочно-десантных батальонах ГСП и ПТСы. Однако ГСП выпускается и по сей день, ПТС же получил свое дальнейшее развитие ( ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3) и активно используется.

В основном  ПММ сыграл роль   полноразмерного макета и явился предтечей для разработки своего гусеничного варианта ПММ-2 и ПММ-2М.

Январь 2013г.

Источники и литература

1.Журнал "Техника и вооружение" № 10-2001г.
2. Машины инженерного вооружения. Часть 2. Машины дял преодоления препятствий и водных преград. Воениздат. Москва.1986г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.  В 1966 году в США был разработан самоходный понтонный парк MFAB-F. основной идеей которого были самоходные понтоны, довольно сильно похожие на ПММ без дополнительных понтонов. Несколько машин стыкуясь, образовывали наплавной мост или паромы. Нечто похоже в середине шестидесятых   появилось во Франции (известен у нас под названием "Самоходный понтонный парк Жиллуа"), в восьмидесятых парк MAF.

По Франции у автора нет сведений, а поиски по штатам инженерных частей  армии США показали, что по состоянию на 2002 год ничего подобного на вооружении нет.
Похоже, что и у наших "друзей" успехи в области переправочных средств не очень блестящи, а ГСП при всех ее недостатках, так и осталась непревзойденным средством для быстрой переправы танков.