Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-восьмидесятые годы )

Путепрокладчик  колесный ПКТ

pkt-01.jpg (31494 bytes)

Путепрокладчик колесный ПКТ   относится к классу дорожных машин. Он предназначен для прокладки колонных путей   на местности, расчистки дорог от глубокого снега, отрывки дорожных кюветов, планирования грунтовых дорог, создания поперечного профиля дорожного полотна, расчистки дорог и местности от мелких обломков завалов. Ограниченно может использоваться для отрывки котлованов для фортификационных сооружений, танковых окопов, окопов и укрытий для боевой и небоевой техники; оборудования спусков на крутых склонах, контрэскарпах, съездов в воду на крутых берегах водоемов; засыпки воронок, противотанковых рвов; засыпки грунтом, собранных в котлованах фортсооружений и иных земляных работ  в грунтах I  категории, т.е. машина способна производить некоторые земляные работы  в грунтах от песчаного до легкого суглинка.   Допустимый боковой наклон при работе до 15 градусов, крутизна подъема или спуска до 25 градусов.

Машина очень похожа на бульдозер БКТ, однако отличается от нее размерами рабочего органа и возможностью с помощьюpkt-02.jpg (17282 bytes) гидропривода перемещать шарнирно присоединенные к средней части отвала левое и правое крыло  вперед и назад, благодаря чему рабочий орган может принимать двухотвальное, грейдерное или бульдозерное положение.

Данной машине безразлично направление движения. Реверсивная коробка передач обеспечивает одинаковую скорость движения и одинаковый крутящий момент в обеих направлениях. Кроме того, механик-водитель, переставляя рулевое управление в левое или правое гнездо и пересаживаясь в левое или правое кресло, расположенные навстречу друг другу, может с одинаковым удобством управлять машиной в обеих направлениях.

Кроме того, машина оборудована тяговой лебедкой и анкерным устройством, обеспечивающих возможность работы на скользкой, вязкой поверхности и повышающих тяговое усилие.

Основные тактико-технические характеристики ПКТ

Базовая машина......................................................................................................... МАЗ-538
Масса машины........................................................................................................... 19,4 т.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном  и рабочем положении
                                                                                          длина............................... 8.15м.
                                                                                          ширина............................. 3.12м.
                                                                                          высота .............................  3.18м.
Клиренс..................................................................................................................... 0.48м.
Колея......................................................................................................................... 2.52м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 20 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 15 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.2м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 16 моточасов
Максимальная скорость движения....................................................................... 45 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 25-30 км/час
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности....... 2.5 - 28 км/час
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п.............................. 90 куб.м./час.
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-III
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел
Вместимость кабины .............................................................................................. 2 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный Д-12А-375А
Мощность двигателя................................................................................................. 275.81 квт. (375 л.с.)
Максимальное тяговое усилие............................................................................... 14 т.
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала в бульдозерном положении........................................... 3.8 м.
                -ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 3.24м.
                -ширина отвала в двухотвальном  положении...................................... 3.33 м.
               - высота отвала........................................................................................... 1,15 м.

Поздняя версия на базе инженерного колесного тягача ИКТ (КЗКТ-538ДП) под обозначением ПКТ-2 имеет несколько большую длину. Этим внешне ПКТ и ПКТ-2 различаются.

Средствами  связи, приборами ночного видения, фильтровентиляционной установкой, приборами радиационной и химической разведки, системой пожаротушения машина не оборудована. Вооружения машина не имеет.

Может состоять на вооружении в  в инженерно-позиционном батальоне, батальоне оборудования пунктов управления фронта.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации путепрокладчика  на колесном тягаче ПКТ. (ИЭ и ТО). Военное издательство МО СССР. Москва 1974г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Инженерный колесный тягач ИКТ. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1980г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях.

Предыстория появления ПКТ начинается с вечной обиды инженерных войск - отсутствия собственного базового шасси, на основе которого можно было бы создавать конкретные машины для инженерного обеспечения боевых действий.
Второй предпосылкой появления собственного шасси было то, что как автомобили, так и гусеничные машины были плохо приспособлены для навешивания на них инженерного оборудования. Инженерные машины на гусеничной базе (обычно на базе АТ-Т) были громоздки и малоподвижны. В результате, инженерные подразделения отставали на марше от мотострелков и танкистов. Особенно заметно это проявилось в августовские дни 1968г. при вторжении в Чехословакию.

Это явилось первопричиной создания двух инженерных машин на базе МАЗ-538. Это ПКТ и БКТ.

Однако, оказалось, что база МАЗ-538 слишком короткая и на ней невозможно разместить что либо кроме бульдозерного оборудования. Но, взяв его за основу, конструкторы разработали    инженерный колесный тягач ИКТ (КЗКТ-538). совершенно ни на что непригодный. Хотя, на его базе были созданы ПКТ-2,. БКТ-2, ТМК, ни одна из этих машин не оправдала возлагавшихся на них надежд.

Пожалуй, ПКТ  единственная машина из семейства ИКТ на что-то еще способная. Снег расчищает весьма неплохо, (если он еще не очень слежался).  Вполне приемлемо разравнивает глубокие колеи на грунтовых дорогах, срезает мелкий кустарник. Была бы приемлема в качестве грейдера, если бы не слишком короткая база, поэтому создает поперечный  профиль дорожного полотна весьма плохо. Кюветы треугольного профиля проделывает удовлетворительно. Однако и здесь обычный автогрейдер лучше из-за гораздо меньшего расхода топлива.

В целом же машина жрет топливо не столько, чтобы делать полезную работу, сколько чтобы таскать свое короткое, толстое и тяжелое тело