Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Мостоукладчик МТУ-20
(Объект-155А)

mty-20-01.jpg (33301 bytes)

Танковый мостоукладчик МТУ-20 предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 18 метров. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.
Был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 16.07.1962 г. Серийно производился   с 1963 г. по 1977 г

Основные тактико-технические характеристики  МТУ-20

Тип машины................................................................................................................. танковый мостоукладчик однопролетного моста 
Базовое шасси........................................................................................................ танк Т-55
Экипаж...................................................................................................................... 2 чел.
Грузоподъемность моста......................................................................................... 50 тонн
Длина моста.............................................................................................................. 20 м.
Ширина перекрываемого горизонтального препятствия..................................... 18 м.
Высота перекрываемого вертикального препятствия (эскарпа).......................... 3 м.
Ширина проезжей части........................................................................................... 3.2 м.
Ширина колей.......................................................................................................... 1.25 м.
Межколейное пространство................................................................................... 0.8 м.
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста
                                                                                              продольный.................. 6- 10 градусов
                                                                                               поперечный................ 6 градусов
Время наводки моста................................................................................................ 5 мин.
Допустимая скорость движения нагрузки по мосту............................................ 5-7 км/час
Масса машины с пролетным строением.............................................................. 37 тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 11.64 м.
                                                                                          ширина............................. 3.3 м.
                                                                                          высота .............................  3.4 м.
Максимальная скорость......................................................................................... 50 км/час
Средняя скорость по пересеченной местности.................................................. 25-30 км/час
Колея..........................................................................................................................
Клиренс..................................................................................................................... 50 см.
Удельное давление на грунт.................................................................................. 0.77 кг/кв. см.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 30 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 20 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.4 м.
Преодолеваемый ров............................................................................................... 2.7 м.
Преодолеваемая вертикальная стенка.................................................................... 0.8 м.
Двигатель.................................................................................................................... дизельный V-образный   В-54
Мощность двигателя.................................................................................................. 382.46 квт. (520 л.с.)
Запас хода по топливу............................................................................................. 290-330  км.
Вооружение
                    - автомат АК (АКМ)............................................................................ 1 (150 патронов)
                    -гранаты Ф-1........................................................................................ 10 шт.
Средства связи......................................................................................................... радиостанция Р-123М
танковое переговорное устройство Р-124
Приборы ночного видения..................................................................................... ПНВ-57Т (2 комплекта)

Базовая машина - танк Т-54 без башни и танкового вооружения. Мощность двигателя 520 л.с., масса 37 т., запас хода 330 км.,mty-20-02.jpg (12038 bytes) преодолеваемый без подготовки брод 1.4 м., преодолеваемая стенка 0.8 м.  Машина  герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты. 

От автора. По неизвестным причина в МТУ-20 отказались от крупнокалиберного пулемета и машина фактически оказалась беззащитной, хотя танкисты, занятые своими задачам, не считали нужным прикрывать мостоукладчик после того, как он выполнил свою задачу.

По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 50 тонн.

Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода переводит концевые части моста из транспортного в рабочее положение. Затем в передней части машины на землю опускается аутригер (иначе при выдвижении моста на преграду машина наклонится вперед), мост надвигается на препятствие. Затем машина отходит назад, оставляя мост на препятствии. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или противоположного берега.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового (танкового) полка -1 (3) машины.  Поступил на вооружение на смену мостоукладчика МТУ.

Был создан на базе танка Т-55 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством Карцева Л.Н, где  имел обозначение "Объект 155А". .

Источники

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации мостоукладчика  МТУ-20 . Военное издательство Москва 1973 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство . Москва. 1982 г.
3. Машины инженерного вооружения. Часть 2. Машины для преодоления препятствий и водных преград. Воениздат. Москва. 1986 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Машина была разработана на замену мостоукладчика МТУ, когда   из  оперативно - тактических расчетов новой концепции наступления с широким использованием бронетехники выяснилось, что в течение суток наступления танковый (мотострелковый) полк встретит на своем пути не менее двух водных преград шириной более 15 метров. Получалось, что МТУ с длиной моста 11 метров не в состоянии обеспечить преодоление полком таких преград.

Однако  стальной мост длиной 20 метров слишком тяжел, большая длина мешала движению по дорогам, по длине он не вписывался   в железнодорожные габариты.
Пришлось разработать мост со складными концами, переводимыми в рабочее или транспортное положение гидравликой.  Для уменьшения   веса мост  сделали дюралюминиевым. Однако прочность моста оказалась неудовлетворительна. После прохода по мосту 15-20 танков мост приходил в полную негодность. Кроме того он  оказался не ремонтнопригодным из-за того, что для его ремонта требовалась аргонная сварка, которой в войсках не было. Много проблем создавала и гидросистема. Приказом МО СССР в мирное время использование моста для реального движения по нему танков было запрещено.

В результате МТУ-20 заменить МТУ не смог и оказался в общем-то декоративной машиной. В боевых условиях его практически не применяли. Снятые с производства МТУ  старого образца после поступления на вооружение МТУ-20, в большей своей части использовались в афганской войне 1979-89 годов. Остатки МТУ были по настоянию ряда стран, оценивших превосходные боевые качества МТУ, проданы или переданы им, а Советской Армии остались громоздкие, ломкие, крайне ненадежные, но впечатляющие МТУ-20.