Инженерная техника
Советской Армии

(пятидесятые-восьмидесятые годы )

Мостоукладчик МТУ
(Объект 421)

mty-1-01.jpg (32545 bytes)

Танковый мостоукладчик МТУ предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 10 метров, а также через вертикальные препятствия (эскарпы, стенки) высотой до 2.5 м.. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.

Официальное название "Танковый мостоукладчик МТУ", однако, в военной литературе можно найти такие его обозначения как МТУ-10, МТУ-12, МТУ-54, МТ-54.

Был принят на вооружение в 1955 году.

Основные тактико-технические характеристики  МТУ

Тип машины................................................................................................................. танковый мостоукладчик однопролетного моста 
Базовое шасси........................................................................................................ танк Т-54
Экипаж...................................................................................................................... 2 чел.
Грузоподъемность моста......................................................................................... 50 тонн
Длина моста.............................................................................................................. 11 метров.
Ширина перекрываемого горизонтального препятствия..................................... до 10 м.
Высота перекрываемого вертикального препятствия (эскарпа).......................... до 2.5 м.
Ширина проезжей части........................................................................................... 3.2 м.
Ширина колей.......................................................................................................... 1.2 м.
Межколейное пространство................................................................................... 0.8 м.
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста
                                                                                              продольный.................. 10 градусов
                                                                                               поперечный................ 8 градусов
Время наводки моста................................................................................................ 2-4 минуты
Допустимая скорость движения нагрузки по мосту............................................ до 7 км/час
Масса машины с пролетным строением.............................................................. 35  тонн
Габаритные размеры (в транспортном положении):
                                                                                          длина............................... 11 м.
                                                                                          ширина............................. 3.28 м.
                                                                                          высота .............................  2.8 м.
Максимальная скорость......................................................................................... 50 км/час
Средняя скорость по пересеченной местности.................................................. 20-25  км/час
Колея..........................................................................................................................
Клиренс..................................................................................................................... 50 см.
Удельное давление на грунт.................................................................................. 0.77 кг/кв. см.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 30 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 20 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.4 м.
Преодолеваемый ров............................................................................................... 2.7 м.
Преодолеваемая вертикальная стенка.................................................................... 0.8 м.
Двигатель.................................................................................................................... дизельный V-образный   В-54
Мощность двигателя.................................................................................................. 382.46 квт. (520 л.с.)
Запас хода по топливу............................................................................................. 330 км.
Вооружение
                    -12.7-мм. пулемет ДШК-М.................................................................... 1 (400 патронов)
                    - автомат АК (АКМ)............................................................................ 1 (150 патронов)
                    -сигнальный пистолет СПШ............................................................. 1 (20 ракет)
                    -гранаты Ф-1........................................................................................ 10 шт.
Средства связи......................................................................................................... радиостанция Р-113
танковое переговорное устройство Р-124
Приборы ночного видения..................................................................................... ПНВ-57Т (3 комплекта)

mty-1-02.jpg (14159 bytes)Машина  герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты. 

МТУ предназначен для сопровождения первых эшелонов танковых подразделений в бою с целью обеспечения преодоления танками узких водных преград, оврагов, противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов. Мост наводится (снимается) экипажем без выхода его из машины, т.е. экипаж защищен от огня стрелкового оружия, осколков снарядов. Наличие оборонительного вооружения обеспечивает экипажу защиту машины и моста от противника, его стрелков и легких противотанковых средств.

По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы гусеничных машин общей массой до 50 тонн. Наличие деревянного покрытия моста в виде отдельных шашек обеспечивает  хорошее сцепление гусениц с проезжей частью моста при любом его положении. Для колесной техники мост не предназначен

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового (танкового) полка -1 (3) машины.

Немного истории. Тактико-технические требования на разработку и изготовление мостоукладчика на базе танка Т-54   были утверждены  в октябре 1946 года  Разработку   поручили КБ завода №75, но до начала 1950-х гг. его создание шло медленными темпами. Эскизный проект закончили в августе 1948 года. Однако технический проект мостоукладчика был утвержден НТК Инженерных войск только в ноябре 1951 года, после чего чертежи броневого корпуса машины передали с завода №75 на завод №264 для изготовления броневых деталей, а завод №75 приступил к выпуску остальных деталей и узлов для сборки опытных образцов. Первые два опытных образца мостоукладчика, получивших заводское обозначение "Объект 421", были выпущены заводом №75 в 1952 году и направлены на заводские испытания. По результатам этих испытаний мостоукладчик  под обозначением  МТУ  был принят на вооружение Советской Армии, а его серийное производство было организовано в 1956-1957 годах на заводах №75 и №183.

Ноябрь 2000 г.

Источники и литература

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации мостоукладчика  МТУ-12. Военное издательство. Москва 1962 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3. Машины инженерного вооружения. Учебник для военно-инженерных училищ. Книга 4. Воениздат. Москва. 1964 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Одна из немногих инженерных машин, способная себя защитить (Крупнокалиберный пулемет ДШК-М). Хотя, собственно, и разрабатывалась как машина, действующая вместе с танками. Низкий силуэт, наведение моста  методом выдвижения (без вертикального подъема) выгодно отличает МТУ от всех остальных как советских, так и иностранных мостоукладчиков. В момент наводки моста он не демаскирует место установки. Для маскировки на МТУ имеются две большие дымовые шашки БДШ, которые размещаются на корме машины и запускаются электрозапалом.

На удивление простая трансмиссия системы наводки моста весьма надежна и легко ремонтируется в войсках. Это обеспечивало МТУ высокую живучесть в условиях работы на ней наших доблестных "отличников боевой и политической подготовки". Проще говоря, вывести МТУ из строя неумелой эксплуатацией невозможно.

А вот танкисты моста МТУ  боялись. В курсе вождения танков препятствие "колейный мост" считалось одним из самых трудных. Еще бы - надо точно выйти на ось моста, а в момент заезда танка на мост танкист видит в приборах наблюдения только небо. "А ну как танк заехал на мост косо и сейчас брякнется вниз?!  Чертовы саперы, не могли придумать мост пошире, метров так на десять! А тут изволь проехать по мосту, ширина которого не шире самого танка! Нет это невозможно!". И танк замирает посередине моста. И что самое интересное, действительно наискосок. Я никогда не мог понять, как можно едучи прямо, на мосту оказаться наискосок. Благо, что механики-водители МТУ, насмотревшиеся на художества своих сотоварищей, владели искусством аккуратно, не повредив конструкцию моста, довернуть  танк прямо и благополучно съехать с моста.
Сотоварищей - потому, что специально мех-водов на МТУ нигде не готовили. В ИСР присылали солдат из танковой учебки. А доучивал лейтенант командир взвода за два-три занятия.