Инженерная техника
|
Тип машины................................................................................................................. | танковый мостоукладчик однопролетного моста |
Базовое шасси........................................................................................................ | танк Т-54 |
Экипаж...................................................................................................................... | 2 чел. |
Грузоподъемность моста......................................................................................... | 50 тонн |
Длина моста.............................................................................................................. | 11 метров. |
Ширина перекрываемого горизонтального препятствия..................................... | до 10 м. |
Высота перекрываемого вертикального препятствия (эскарпа).......................... | до 2.5 м. |
Ширина проезжей части........................................................................................... | 3.2 м. |
Ширина колей.......................................................................................................... | 1.2 м. |
Межколейное пространство................................................................................... | 0.8 м. |
Допустимые уклоны местности в месте наводки моста | |
продольный.................. | 10 градусов |
поперечный................ | 8 градусов |
Время наводки моста................................................................................................ | 2-4 минуты |
Допустимая скорость движения нагрузки по мосту............................................ | до 7 км/час |
Масса машины с пролетным строением.............................................................. | 35 тонн |
Габаритные размеры (в транспортном положении): | |
длина............................... | 11 м. |
ширина............................. | 3.28 м. |
высота ............................. | 2.8 м. |
Максимальная скорость......................................................................................... | 50 км/час |
Средняя скорость по пересеченной местности.................................................. | 20-25 км/час |
Колея.......................................................................................................................... | |
Клиренс..................................................................................................................... | 50 см. |
Удельное давление на грунт.................................................................................. | 0.77 кг/кв. см. |
Максимальный угол подъема.................................................................................. | 30 градусов |
Максимальный угол крена....................................................................................... | 20 градусов |
Максимальная глубина брода................................................................................. | 1.4 м. |
Преодолеваемый ров............................................................................................... | 2.7 м. |
Преодолеваемая вертикальная стенка.................................................................... | 0.8 м. |
Двигатель.................................................................................................................... | дизельный V-образный В-54 |
Мощность двигателя.................................................................................................. | 382.46 квт. (520 л.с.) |
Запас хода по топливу............................................................................................. | 330 км. |
Вооружение | |
-12.7-мм. пулемет ДШК-М.................................................................... | 1 (400 патронов) |
- автомат АК (АКМ)............................................................................ | 1 (150 патронов) |
-сигнальный пистолет СПШ............................................................. | 1 (20 ракет) |
-гранаты Ф-1........................................................................................ | 10 шт. |
Средства связи......................................................................................................... | радиостанция Р-113 |
танковое переговорное устройство Р-124 | |
Приборы ночного видения..................................................................................... | ПНВ-57Т (3 комплекта) |
Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты.
МТУ предназначен для сопровождения первых эшелонов танковых подразделений в бою с целью обеспечения преодоления танками узких водных преград, оврагов, противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов. Мост наводится (снимается) экипажем без выхода его из машины, т.е. экипаж защищен от огня стрелкового оружия, осколков снарядов. Наличие оборонительного вооружения обеспечивает экипажу защиту машины и моста от противника, его стрелков и легких противотанковых средств.
По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы гусеничных машин общей массой до 50 тонн. Наличие деревянного покрытия моста в виде отдельных шашек обеспечивает хорошее сцепление гусениц с проезжей частью моста при любом его положении. Для колесной техники мост не предназначен
Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового (танкового) полка -1 (3) машины.
Немного истории. Тактико-технические требования на разработку и изготовление мостоукладчика на базе танка Т-54 были утверждены в октябре 1946 года Разработку поручили КБ завода №75, но до начала 1950-х гг. его создание шло медленными темпами. Эскизный проект закончили в августе 1948 года. Однако технический проект мостоукладчика был утвержден НТК Инженерных войск только в ноябре 1951 года, после чего чертежи броневого корпуса машины передали с завода №75 на завод №264 для изготовления броневых деталей, а завод №75 приступил к выпуску остальных деталей и узлов для сборки опытных образцов. Первые два опытных образца мостоукладчика, получивших заводское обозначение "Объект 421", были выпущены заводом №75 в 1952 году и направлены на заводские испытания. По результатам этих испытаний мостоукладчик под обозначением МТУ был принят на вооружение Советской Армии, а его серийное производство было организовано в 1956-1957 годах на заводах №75 и №183.
Ноябрь 2000 г.
1. Инструкция по материальной части и эксплуатации
мостоукладчика МТУ-12. Военное издательство. Москва 1962 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3. Машины инженерного вооружения. Учебник для военно-инженерных училищ.
Книга 4. Воениздат. Москва. 1964 г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
От автора. Одна из немногих инженерных машин, способная себя защитить (Крупнокалиберный пулемет ДШК-М). Хотя, собственно, и разрабатывалась как машина, действующая вместе с танками. Низкий силуэт, наведение моста методом выдвижения (без вертикального подъема) выгодно отличает МТУ от всех остальных как советских, так и иностранных мостоукладчиков. В момент наводки моста он не демаскирует место установки. Для маскировки на МТУ имеются две большие дымовые шашки БДШ, которые размещаются на корме машины и запускаются электрозапалом.
На удивление простая трансмиссия системы наводки моста весьма надежна и легко ремонтируется в войсках. Это обеспечивало МТУ высокую живучесть в условиях работы на ней наших доблестных "отличников боевой и политической подготовки". Проще говоря, вывести МТУ из строя неумелой эксплуатацией невозможно.
А вот танкисты моста МТУ боялись. В курсе вождения
танков препятствие "колейный мост" считалось одним из самых трудных. Еще бы
- надо точно выйти на ось моста, а в момент заезда танка на мост танкист
видит в приборах наблюдения только небо. "А ну как танк заехал на мост косо
и сейчас брякнется вниз?! Чертовы саперы, не могли придумать мост
пошире, метров так на десять! А тут изволь проехать по мосту, ширина
которого не шире самого танка! Нет это невозможно!". И танк замирает
посередине моста. И что самое интересное, действительно наискосок. Я никогда
не мог понять, как можно едучи прямо, на мосту оказаться наискосок. Благо,
что механики-водители МТУ, насмотревшиеся на художества своих сотоварищей,
владели искусством аккуратно, не повредив конструкцию моста, довернуть
танк прямо и благополучно съехать с моста.
Сотоварищей - потому, что специально мех-водов на МТУ нигде не готовили. В
ИСР присылали солдат из танковой учебки. А доучивал лейтенант командир
взвода за два-три занятия.