Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-девяностые годы )

Мостоукладчик МТ-55

Танковый мостоукладчик МТ-55 предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 17 метров. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.

Базовая машина - танк Т-55 без башни и танкового вооружения. Мощность двигателя 520 л.с., масса 36.5 т., запас хода 330 км.mt-55-0.jpg (24393 bytes), преодолеваемый без подготовки брод 1.4 м., преодолеваемая стенка 0.8 м. Максимальная скорость до 50 км. в час, транспортная скорость по пересеченной местности 20-25 км. в час. Машина  герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты. 

На рисунке показан момент раскладки моста. . Длина моста 18 м., ширина 3.3 м., ширина колеи моста 1.15 м. Допускаемое превышение (принижение) противоположного берега препятствия до 2.2 метров. Время наводки (снятия) моста  3-8 мин. Экипаж 2 человека.

Вооружение машины: автомат АКМС (АКС-74У) с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт.

МТ-55 предназначен для обеспечения переправы техники и личного состава полка через   узкие водные преграды, овраги. Мост наводится (снимается) экипажем (2 человека) без выхода его из машины, т.е. экипаж защищен от огня стрелкового mt-55-2.jpg (7010 bytes)оружия, осколков снарядов.  Танковая радиостанция Р-113 (P-123) обеспечивает экипажу связь с командиром танкового подразделения

По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 50 тонн.

Мостоукладчик МТ-55 был разработан в Чехословакии в начале семидесятых годов и поступил на вооружение Советской Армии и армий стран Варшавского Договора. В отличие от  своих предшественников МТУ и МТУ-20 мостоукладчик МТ-55 имеет иную схему наводки моста. аналогичную схеме наводки французского мостоукладчика АМХ-30 ("ножницы"). На рисунке показаны этапы наведения моста. Сначала мост в сложенном положении поднимается в вертикальное положение, затем он начинает раскладываться с одновременным опусканием на преграду.

Существенным преимуществом МТ-55 перед своими предшественниками является то, что в его комплекте имеется устройство соединения между собой двух и более пролетов. Кроме того мостоукладчик может производить укладку моста, имея mt-55-3.gif (3004 bytes)дифферент до 15 градусов вперед или назад. Он также может производить укладку моста, находясь под водой. Это позволяет при недостаточной длине моста производить его наращивание, как показано на рисунке.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового (танкового) полка -1 (3) машины.  Поступил на вооружение на смену мостоукладчика МТУ (МТУ-20).

Источники

1.Машина для установки моста  (МТ-55A). Narodni podnik "Zbrojovka Brno". Brno.1973 r.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

Рейтинг@Mail.ru

---***---

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Машина получилась весьма удачная. Система управления наводкой моста имеет два режима - ручной и автоматический. В этом режиме наводку моста может существлять человек имеющий самые минимальные навыки в управлении мостоукладчиком. Сие особенно ценно для Советской Армии, где практически не готовили  специалистов по мостоукладчикам, а в  инженерно-саперной роте заниматься обучением одного-двух человек было просто некогда. Да и любой механик-водитель танка   после получасового объяснения и двух-трех проб уже мог наводить мост.

Существенным недостатком МТ-55 была значительная демаскировка места установки (мудрено не заметить издали десятиметровую махину моста, торчащую вертикально вверх). Однако этот недостаток вполне искупался всеми остальными достоинствами МТ-55. В войсках машину любили и предпочитали ее МТУ-20.

В небольших количествах МТ-55 применялся во время афганской войны 1979-89 годов. Очевидно последние живые экземпляры использовались и в последней чеченской войне 1999-2000 годов.