машина для отрывки котлованов МДК-3 -mdk-3.html

Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(семидесятые годы - начало XXI века )

Машина для отрывки котлованов МДК-3
(Изделие 453)

mdk-3-01.jpg (34718 bytes)

Машина для отрывки котлованов МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.7м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

Производительность по количеству вынутого грунта 500-600 куб.м. в час.  По некоторым источникам ("Справочник спасателя" издания МЧС) производительность достигает 800 куб.м в час.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон для второго прохода необходимо сменить направление отрывки. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Вспомогательным  оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой.

Основные тактико-технические характеристики МДК-3

Базовая машина......................................................................................................... многоцелевой тяжелый тягач МТТ
Масса машины............................................................................................................ 39.5т.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 10.22м.
                                                                                          ширина............................. 3ю23м.
                                                                                          высота .............................  4.04м.
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина................................. 11.75м.
                                                                                          ширина............................. 4.6м.
                                                                                          высота .............................  3.25м.
Клиренс..................................................................................................................... 2.73м.
42.5см.
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.78 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 28 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 15 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.3м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. или 10-12 час. работы.
Максимальная скорость движения....................................................................... 65 км/ч.
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 30-35 км/ч.
Производительность.................................................................................................... 500-600 куб.м./час
Срезаемый слой грунта за один проход...................................................................... до 1.75м.
Предельная глубина отрываемого котлована........................................................... 3.7м.
Ширина отрываемого котлована................................................................................ 3.5м.
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины .............................................................................................. 5 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный многотопливный V-образный В-46-4
Мощность двигателя................................................................................................. 520 квт. (710 л.с.)

mdk-3-02.jpg (21791 bytes)Главное отличие МДК-3 от своей предшественницы состоит в том, что отрывка котлована производится при движении машины назад , благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнении с МДК-2. Например, окоп для танка МДК-3 отрывает всего за один проход буквально за 3-4 минуты.
Если МДК-2 за один проход снимала слой грунта 30-40см, то МДК-3 снимает  1.75 м.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. . Время на подготовку машины к работе  5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-123 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-рентгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ (прибор ночного видения).

От автора. Радиометр можно полагать рудиментом эпохи, когда все полагали, что новая Мировая война будет непременно ядерной.  Автор всегда задавался вопросом - для чего в инженерные машины ставят средства измерения радиоактивного заражения? Для того, чтобы расчет бросил работать и побыстрее удирал с этого места? Так ведь зоны заражения при ядерных взрывах тянутся на десятки километров. Это во-первых. А во-вторых, боевую задачу нужно выполнять при всех условиях. Невзирая на угрозу гибели. Это аксиома войны. Жесткая, я бы сказал - жестокая. Но необходимая и неизбежная. Уровень радиоактивности как причину невыполнения боевой задачи  не примет ни один трибунал. Так уж лучше экипажу не знать, что он обречен.
А вот чистый воздух в кабине вещь необходимая. И фильтровентиляционная установка штука мало сказать полезная и нужная. При работе в котловане в воздух поднимаются тучи пыли и песка. Плюс выхлопные газы от двигателя скапливаются в котловане. Автор сам не раз угорал, работая на МДК-2 (январь 1970. Радомышль. Войсковая стажировка  в батальон оборудования пунктов управления), пока не сообразил, что можно включить ФВУ.

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство.. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство . Москва. 1982г.
3. Машины инженерного вооружения. Часть 4. Базовые изделия. Военное издательство.. Москва. 1987г.
4. Справочник спасателя. ВНИИ ГОЧС. Москва. 2006г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Заменить старую машину МДК-2м новая машина  в сухопутных войсках не смогла. Она получилась перетяжеленная и громоздкая. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется. Возможно она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3. Небольшое количество этих машин может пригодиться для батальонов оборудования пунктов управления (ИПОЗБ) звена армия-фронт.

Для полка лучше (при всех ее недостатках) гораздо более легкая, компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м.