Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы )

Машина для отрывки котлованов МДК-2м

mdk-2-01.jpg (41200 bytes)

Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт  выбрасывается   вправо от котлована в виде бруствера.   Довольно большая высота бросания грунта приводит к тому, что разработанный и выброшенный грунт достаточно уплотнен.При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход машина снимает слой грунта  30-40 см. Начало и конецmdk-2-03.jpg (14838 bytes) котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Создание аппарелей достигается тем, что с началом работы  механик-водитель постепенно опускает рабочий орган, а в конце котлована постепенно поднимает его. Для второго и последующих проходов этого уже делать не требуется, поскольку сама машина меняет свой угол уклона. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.

На снимке справа: модель МДК-2 в рабочем положении перед началом отрывки котлована.

Основные тактико-технические характеристики МДК-2м

Базовая машина......................................................................................................... артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му)
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 27.3 т.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 8 м.
                                                                                          ширина............................. 3.4м.
                                                                                          высота .............................  3.95
                                     - в рабочем  положении
                                                                                          длина................................. 10.5м.
                                                                                          ширина............................. 3.4м.
                                                                                          высота .............................  3.4м.
Клиренс..................................................................................................................... 38-41.5 см.
Железнодорожный габарит.................................................................................... 1- Т
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.72 кг/кв. см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.64м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 28 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 15 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.2м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. или 10 часов работы
Максимальная скорость движения....................................................................... 36 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 20-25  км/час
Производительность.................................................................................................... 300-400 куб.м/час
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины .............................................................................................. 4 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный V-образный А-401
Мощность двигателя................................................................................................. 305.23 квт. (415 л.с.)

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимостиmdk-2-02.jpg (23604 bytes) устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.

От автора. Рабочий орган, образно говоря, представляет собой пятилопастный пропеллер, который, вращаясь, режет грунт и отбрасывает его назад подобно тому. как это делает самолетный пропеллер с воздухом. А позади пропеллера находится метатель наподобие беличьего колеса. Его лопасти подхватывают грунт и с силой бросают его вверх вправо. Выброшенный грунт уже настолько уплотнен, что на нем стоишь, как на твердой земле.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты.. Время на подготовку машины к работе  5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии   - 3 шт.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации машины для отрывки котлованов МДК-2м. Военное издательство МО СССР. Москва 1968г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Сайт "fotkiderpo.ru" (http://fotkidepo.ru/?id=photo:603937)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Машина прочная, надежная, безотказная. В армии не было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская "перестройка") более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час.  Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется.  Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины).