Инженерная техника
Советской Армии

(пятидесятые-шестидесятые годы)

Малый плавающий автомобиль МАВ
(ГАЗ-46, ГАЗ-011)

Малый  плавающий автомобиль   МАВ  предназначен для  переправы через широкие водные преграды личного состава общевойсковых и инженерных разведывательных отделений, разведывательно-диверсионных групп, организации десантных переправ подразделений воздушно-десантных войск, высадки с кораблей групп разведки и разминирования морских десантов, для рекогносцировки водных преград.

Тактико-технические характеристики МАВ

Тип машины............................................................................. автомобиль плавающий
Снаряженный вес.................................................................. 2 тонны
Грузоподъемность (на суше и на воде)................................. 0.5 тонны (1 водитель и 4 пассажира в полном снаряжении)
Запас плавучести.................................................................. 30%
Экипаж..................................................................................... 1 чел.
Габаритные размеры..........................................................
-длина............................... 5.07 м.
-ширина............................. 1.75 м.
-высота (по верху тента)... 2.0 м.
-высота (по рулю).............. 1.5 м.
Клиренс................................................................................... 0.21 м.
Максимальная скорость на суше............................................ 90 км/ч.
Максимальная скорость на воде............................................ 8  км/ч.
Запас хода по топливу на суше.............................................. 500 км.
Запас хода по топливу на воде.............................................. 8 часов
Двигатель................................................................................ бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый
Мощность двигателя............................................................... 40.5 квт. (55 л.с.)
Радиус поворота на суше....................................................... 6 м.
Радиус циркуляции на воде................................................... 6 м.
Максимально допустимая скорость течения реки.............. 2.2 м/сек
Максимальный угол подъема............................................... 25 градусов
Максимальный угол крена.................................................... 15 градусов
Преодолеваемая вертикальная стенка................................. 0.3 м.
Специальное оборудование.................................................. кабестан (тяговая лебедка) с усилием на крюке 2 тонны
Водооткачивающий насос..................................................... с ручным приводом 150 л./мин.

Личный состав и груз  размещаются в кузове корытообразного  типа. Загружаются через борт. Никаких дверец, аппарелей, подъемных лебедок и т.п. машина не имеет.  Сверху кузов и   может накрываться брезентовым тентом на дугах.
.Передвижение на воде осуществляется с помощью винта. Винт может   включаться одновременно с приводом колес , что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Поворот машины на воде осуществляется судовым рулем с приводом от рулевого колеса. Радиус циркуляции 4 метра. Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 2.2 м/сек. Масса машины 2 тонны.  Машина полноприводная, т.е. оба  моста ведущие. Вооружения и брони машина не имеет.

Для удаления воды из корпуса машина оборудована ручным  водооткачивающим насосом производительностью 150 литров в мин.  Это обеспечивает плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 80 кв. см.

МАВ  состояли на вооружении в  в отдельном переправочно-десантном батальоне округа (фронта) - 3 машины, в разведывательных батальонах мотострелковых и танковых дивизий (по 3 машины), в переправочно-десантных ротах в воздушно-десантных войсках.

Предшественником  МАВ был американский автомобиль-амфибия    фирмы Ford GPA , поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах.  Вторым предшественником был автомобиль ГАЗ-67, позднее использовались узлы и агрегаты ГАЗ-69. Основная компоновка взята от американского автомобиля.

От автора.  Ну и что?  Нет ни одной  машины в мире, у которой нельзя было бы найти сходство с  иностранными образцами. Это основа любого конструирования - изучить предварительно все существующие в мире   машины подобного назначения, изучить достоинства и недостатки и взять для себя все, что отвечает  техническому заданию.   Разумеется, машина того, кто приступил к созданию позднее, неизбежно будет иметь признаки ранее созданных в других местах образцов.  И столь же естественно, что  признаки машин, вышедших в технически передовых на данный момент странах будут обнаруживаться во всех приотставших. Ничего зазорного у этом нет. И делать выводы типа "Они умы, а мы увы." могут историки либо по природе своей мазохисты, либо те, перед кем стоит задача обос...ть все свое, и возвеличить забугорное. И если в отношении первых можно испытывать лишь сожаление, то от вторых явно несет запахом баксов и возникает привкус генерал- предателя Власова.

И столь же нелепо спорить о том, кто, где и когда что то открыл и изобрел, то бишь отдавать приоритет,  и на этом основании делать далеко идущие выводы об умственных способностях той или иной нации, того или иного политического режима. Оставьте сие патентным бюро и арбитражным судам.

Источники м литература

1.Амфибия МАВ. Руководство по эксплуатации.  Военное издательство. Москва 1954г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3.А.П.Белоконь. Инж. обеспечение наступления мотостр. (танкового) батальона (роты). Москва. Военное издательство. 1964г.
4.Плавающий автомобиль ГАЗ-46. Инструкция по уходу и эксплуатации. Совнархоз Горьковского эконом. района.  Горький.1959.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях. Американские амфибии как  малый Ford GPA, так и   большой GM DUKW массово использовались в Красной Армии, начиная со второй половины 44 года, приводя командование Вермахта в отчаяние. Реки перестали служить надежной водной преградой. Если раньше разведка была в состоянии отследить направления перемещения переправочных средств русских и своевременно предугадать место форсирования реки, то теперь она просто не успевала это сделать. Да даже и при успехе разведки немцы часто не успевали перебросить на угрожаемый участок достаточно сил.

В послевоенное время, сначала Форды, а затем сменившие их  МАВы превратились просто в разъездные автомобили начальства, особенно на охоту или рыбалку. Уже  к середине шестидесятых годов их производство было прекращено и с вооружения они были сняты. Последний автомобиль МАВ автор видел (и ездил на нем) в Дальневосточном военном округе в начале семидесятых годов. Но это уже были списанные полулегальные автомобили.

И еще. Как ни крути, а МАВ хоть и плавающий, а все же легковой автомобиль. А в Советской Армии  неизвестно с каких времен, но прочно укоренилось сознание, что легковыми автомобилями могут пользоваться только большие командиры (от комполка и выше). У генералов просто в мозгу не укладывалось:"Как это, простой лейтенант, а то и вовсе рядовые могут ездить на легковушке. Да ни за что на свете! Два тюка белья везти на ракетовозе, запросто. Ящик патронов отвезти на стрельбище на Камазе, легко. А УАЗик трогать не моги! Это карета барская!".

Ну и постарались убрать с глаз долой   МАВы как можно скорее, хотя с него провести разведку реки перед наводкой понтонного моста куда легче и проще, нежели с огромного гусеничного плавающего транспортера ПТС.