Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Колейный минный трал КМТ-6

kmt6-01.jpg (23411 bytes)

Колейный минный трал КМТ-6 является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых  мин. Трал является индивидуальным средством, обеспечивающим преодоление минного поля танком, на который он навешен,  и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков.

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на   танках Т-62, Т-72, Т-80. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин поздние модификации трала оснащаются элекkmt6-1.jpg (9659 bytes)тромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

На снимке слева:  трал  КМТ-6  в транспортном положении.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется, попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевалась специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивалkmt-6-2.gif (7025 bytes)а скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева:  левая секция трала в рабочем положении. Выше дан  вид левой секции трала трала сбоку в рабочем положении, ниже  он же в виде сверху. На этом виде хорошо видна откидная штанга черного цвета.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин,   такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозkmt-6-3.gif (7298 bytes)можно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

На рисунке желтым цветом выделена электромагнитная приставка ЭМТ.

Трал может находиться в транспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала, находящиеся на верхнем лобовом листе танка. Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние бонки (каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема , монтаж электрооборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электрооборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 118см. (общая длина танка от задних подкрылков до передней точки трала 10м. 70см.).

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 400 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-4М. В   инженерно-саперной роте   танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В инженерно-саперной роте мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками   и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс

Источники

1.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. (ТО и ИЭ). Москва. Военное издательство. 1988г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Сайт "Броня" (http://armour.da.ru)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Единственным преимуществом КМТ-6 перед КМТ-4 было то, что он не выходил за боковые габариты танка и при движении в узких местах танк не сносил механизмы подъема, расположенные на ленивцах. Однако пневомосистема подъема секций была очень уязвима. Резиновые шланги свободно лежали на броне. Два шланга от левой и правой секции соединялись тройником из тонкой медной трубки, который проходил через отверстие в крыше корпуса возле люка механика- водителя и присоединялся к крану отбора воздуха, причем в том месте, на которое танкист неизбежно наступает, вылезая из люка или залезая в него. Тройник, естественно, обламывался и механический подъем секций становился невозможным.  Я уже не говорю об обрывании шлангов при движении танка через кустарник или десятками килограмм мерзлой грязи, попадающей на лобовую броню на марше.

В мирное время КМТ-6, как и КМТ-4 был головной болью начальника инженерной службы полка и командира саперной роты. Дело в том, что в транспортном положении трал висит слишком низко и при движении танков по пересеченной местности очень часто утыкается в землю, танк подминает его под себя, приводя трал в безнадежно испорченное состояние.

И все же КМТ-6 довольно успешно применялся египтянами при прорыве линии Барлева после форсирования Суэцкого канала в ходе   египетско-израильской войны осени 1973 года. Практически чистый  песок  Синайской   пустыни  позволял движение по минным полям   египетских танков с экипажами из.......танкистов   с довольно высокими скоростями, что явилось весьма неприятным сюрпризом для израильтян. Хотя в армии Израиля было довольно  много бывших советских офицеров из числа еврейских репатриантов, но, очевидно, они, опираясь на опыт не весьма удачной   эксплуатации КМТ-6 в средней полосе России, недоучли возможности тралов в песчаном грунте.