Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Колейный минный трал КМТ-5М

kmt-5m-01.jpg (45874 bytes)

Колейный минный трал КМТ-5М является навесным оборудованием на танк и предназначен для  проделывания колейных проходов в минных полях из противотанковых противогусеничных  и противоднищевых мин контактного типа.

На снимке трал без своих ножевых секций (КМТ-4М), которые не использовались в Афганистане из-за каменистого грунта.

Трал состоит из двух катковых секций и трала КМТ-4М . Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину  или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся  за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями. Трал КМТ-4 здесь играет роль страховки, защищающей танк с тралом в случае, если противогусеничная мина по каким либо причинам не взорвалась под катком. Его действие основано на выглублении противогусеничных мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал КМТ-5М может использоваться на танках Т-54, Т-55, Т-62, Т-62М. Для   траления противопехотных мин трал не предназначен.

kmt-5-2.gif (6292 bytes)На рисунке схематично показан трал в виде сбоку. Более желтым цветом выделен трал КМТ-4 в рабочем положении. Более зеленым цветом выделена катковая секция. Хорошо видно, что катковый блок свободно подвешен на цепях к раме. Впереди виден каточек (катушка) на цепи для траления противоднищевых контактных мин.

Более поздние модификации трала КМТ-5М дополнительно оснащались электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепившиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяла подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывала магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

К корме танка, кроме того крепился трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представлял собой два плужныхkmt-5m-02.jpg (24494 bytes) устройства, с помощью которых по земле чертились две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначалась для обозначения начала, середины и конца прохода. Во время траления с подходом танка к внешней границы минного поля (когда точно неизвестна внешняя граница минного поля ее границей  считали момент подрыва первой мины в трале) механик-водитель выстреливал первый пиросигнал, который вонзался в землю по средней оси колейного прохода и горел ярким огнем в течение 1-2 минут. Метров через 30-40 механик выстреливал второй пиросигнал, а на внутренней границе поля третий пиросигнал. Для танков, следующих за тральщиком получался отчетливо видимый световой створ. Механик-водитель обычного танка направлял свою машину так, чтобы все  три огня сливались в один и помещался в правом углу левого триплекса. При подходе к первому пиросигналу танкист направлял танк так, чтобы след левого трассировщика был виден в левом углу левого триплекса и был виден до момента исчезновения третьего огня.

В принципе допустимо движение танков по проходу, проделанному одним тралом, однако рекомендуется следом за первым тралом пускать второй со сдвигом вправо или влево на 60 см. В этом случае получается практически сплошной проход шириной 4.28 метра. Непротраленный промежуток имеет ширину в 1 метр по оси прохода. Вероятность того, что в этом промежутке есть мина исчезающе мала, тем более, что наверняка гусеница танка никогда на эту полосу не попадет.

Трал может находиться только в рабочем   положении, т.е. катковые секции в транспортное положение не поднимаются. Ножевые секции (трал КМТ-4М) могут находиться в транспортном или рабочем положении. Опускание ножевых  секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и ножевая секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала с опущенными ножевыми секциями танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия при достаточно малом радиусе поворота происходит   разрушение ножевых секций. Для перевода ножевых секций  в транспортное положение танк должен остановиться и сдать назад. При движении танка назад подъемный механизм, установленный на оси направляющего колеса танка поднимает секцию до момента срабатывания запорного механизма. После этого танк может двигаться обычным порядком. При положении ножевых секций в транспортном положении танк с тралом может делать повороты с радиусом более 65 метров.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние и верхние бонки (Каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема на ось ленивца, монтаж электрооборудования) 40-50 мин. Время навески трала силами экипажа 35-40 мин, время снятия ножевых секций 5-10 мин.

Ножевые секции трала  могут   находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электрооборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами ножевые секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей. Катковые секции навешиваются на танк только перед преодолением минного поля. В район навешивания катковых секций они доставляются транспортом инженерно-саперной роты, разгружаются автокраном и раскладываются так, чтобы танк мог подъехать к ним и прицепить силами экипажа.

После преодоления минного поля, механик-водитель с помощью пиропатронов отстреливает катковые секции, переводит в транспортное положение ножевые секции, а при наличии времени, экипаж снимает за 8-10 минут ножевые секции и оставляет все это на месте, уходя выполнять свои боевые задачи. Сбор, погрузка и транспортировка тралов для последующего использования - это задача инженерно-саперной роты полка

Комплект трала состоит из двух катковых секций, двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка),  трассировщик, кассеты пиросигналов и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной катковой секцией 73-81см.,  ножевой секцией 60см.   ширина непротраливаемого промежутка между катковыми     секциями 1м.82см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.72см., длина (от носа танка до передней точки трала 3.18 м. (общая длина танка от задних подкрылков до передей точки трала 10м. 50см.).

Общий вес трала 7500 кг. Вес одной катковой  секции 2300 кг., вес одной ножевой секции 375 кг.

Скорость траления 6-12 км. в час. Максимальный угол подъема 23 градуса, угол крена 20 градусов, ширина преодолеваемого рва 2.5 метра. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Живучесть катковой секции составляет 6 взрывов мины ТМ-57 или 2 взрыва мины ТМ-62. Это данные завода. Реально трал выдерживал по 10-15 взрывов, причем из строя выходили только сами катки, которые довольно легко заменить. Тактические расчеты показывают, что на стандартном минном поле армии США трал может встретить  в колеях от 1 до 7 противотанковых мин, до 10 противопехотных фугасных мин, до 9 противопехотных мин осколочных. В непротраливаемом промежутке может остаться до 1-3 противотанковых мин  и до 12-14 противопехотных фугасных мин.

Тактика преодоления минных полей предусматривает, что за каждым танком с тралом КМТ-5М следует инженерно-саперное отделение, которое с помощью удлиненных зарядов ВВ или вручную проверяет межколейное пространство и взрывает, или удаляет оставшиеся мины, уширяет проход до 6 метров, обозначает его. После этого проход пригоден для движения любой техники или людей. Танк с тралом  за минным полем  и остальные танки  перед минным полем в это время своим огнем прикрывают работу саперов. По необходимости к прикрытию саперов подключаются мотострелки, артиллерия, минометы.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. В ИСР  танкового полка имеется 3 трала перевозимых на 3 машинах Урал-375 (Урал- 4320) с прицепами  (по одному тралу на машине). В ИСР мотострелкового полка 1 трал, перевозимый на 1 машине Урал-375(Урал- 4320) с прицепом. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками   и разгружать тралы силами водителей с привлечением автокрана роты. Также и обратный процесс

Источники

1.Руководство по материальной части и эксплуатации модернизированных колейных минных тралов КМТ-4М и КМТ-5М. Управление Начальника инженерных войск. Москва. 1986г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1988г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Предшественником трала КМТ-5 был трал ПТ-3, поставленный на вооружение летом 1943 года. В составе инженерных войск были образованы  инженерно-танковые полки. На вооружении этих полков были танки Т-34 с тралами ПТ-3. Их задачей было преодоление минных полей немцев, для которых это явилось неприятным сюрпризом. Средств противодействия тралам они не нашли и с лета 1943 года применение немцами противотанковых мин стало сходить на нет.

Дальнейшее развитие трала КМТ-5М трал КМТ-7.

В период афганской войны на основе трала КМТ-5 была создана машина разминирования. представлявшая собой танк Т-62 без башни со значительно усиленным бронированием днища, размещением механика-водителя в бронерубке на месте башни и тралом КМТ-5М, который мог подниматься в транспортное положение. Трудно сказать, сколько танков и солдатских жизней спасла эта машина на афганских дорогах, но достаточно сказать, что  для прикрытия этой машины на марше  выделяли обычно до танкового взвода и усиленной мотострелковой роты.

Трал очень хорош. Не случайно он скопирован и американцами и израильтянами и бог весть кем еще. Но и он не панацея от мин. Например, в семействе взрывателей мины ТМ-62 есть взрыватель, распознающий трал и взрывающийся только под танком. Танк тральщик спасется тралом КМТ-4М, но прохода для остальных танков устроить уже не удастся.

Да и много других пакостей танкам приготовили саперы в области минной войны. По состоянию на 2000 год нет ни единого достаточно надежного средства обнаружения и обезвреживания мин. В этой области извечной борьбы средств нападения и средств защиты перевес сейчас на стороне минных, а не противоминных средств. Впрочем, есть отрадная надежда в виде идеи трала, работающего по принципу печи-микроволновки - воздействие на местность токами высокой частоты, в результате чего происходит перегрев инициирующих ВВ и их взрыв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это по теории. Реально саперы работают без всякого прикрытия. Танкисты обычно озабочены, чтобы их не подбили противотанковые средства противника, пехота прячется за танками, стараясь сберечь личный состав. Артиллерия бережет снаряды для более важных дел (да оно и лучше, а то еще и накроют саперов своим огнем). Чаще саперов не прикрывают, а кроют, кроют матом за медленную работу, за подорвавшийся танк, который невесть как, не разглядев знаки влез на минное поле; за слишком узкий проход, за..., за, за... Ну а когда выстраивается очередь за наградами, саперов в этой очереди чаще всего нет, они все еще на разминировании.