Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Колейный минный трал КМТ-4М

kmt-4m-01.jpg (40777 bytes)

Колейный минный трал КМТ-4М является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых противогусеничных мин. Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-54, Т-55, Т-62, Т-62М. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных и неконтактных), а также для траления противопехотных мин трал не предназначен.

Трал КМТ-4М является самостоятельным изделием и единицей средств инженерного вооружения. Вместе с тем, он также является узлом колейного каткового трала КМТ-5М, который состоит из  КМТ-5 плюс КМТ-4М.

От автора. На танки Т-72 этот трал навесить уже было невозможно из-за разницы в углах наклона нижнего бронелиста Т-62 и Т-72, особенностей конструкции ленивца танка Т-72. К тому же ко времени появления Т-72 трал КМТ-4 уже устарел и постепенно заменялся тралом КМТ-6.

kmt-4m-2.gif (4298 bytes)При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется. попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Трал является индивидуальным средством и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков. На рисунке показана левая секция трала в рабочем положении (вид сбоку и вид сверху. зеленым условно показана гусеница, зеленым пунктиром протраливаемая полоса.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин,   такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

Трал может находиться в транспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и сдать назад. При движении танка назад подъемный механизм, установленный на оси направляющего колеса (ленивца) танка поднимает секцию до момента срабатывания запорного механизма. Секции стопорятся в поднятом положении. После этого танк может двигаться обычным порядком.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподъемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние бонки (Каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема на ось ленивца, монтаж электрооборудования) 40-50 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин, время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электрооборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60 см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16 см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.72 см., длина (от носа танка до передней точки трала 98 см. (общая длина танка от задних подкрылков до передней точки трала 10.5 м.).

Общий вес трала 1100 кг. Вес одной ножевой секции 375 кг.

Скорость траления 6-12 км. в час. Максимальный угол подъема 23 градуса, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. В ИСР  танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 ( по три трала на машине). В ИСР мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками   и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс.

Октябрь 2000 г.

Источники и литература

1. Руководство по материальной части и эксплуатации модернизированных колейных минных тралов КМТ-4М и КМТ-5М. Управление Начальника инженерных войск. Москва. 1986 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3. В.И. Михайлов. Долгий путь с тралом. Южно-Уральское книжное издательство. Челябинск. 2005 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Конечно к началу восьмидесятых годов трал устарел. Он не мог тралить противоднищевые мины. В реальных боях трал практически не применялся. В мирное время трал был головной болью начальника инженерной службы полка и командира саперной роты. Дело в том, что в транспортном положении трал висит слишком низко и при движении танков по пересеченной местности очень часто утыкатся в землю, танк подминает его под себя, приводя трал в безнадежно испорченное состояние. Трал не имеет никаких предохранительных устройств и при попадании трала, находящегося в рабочем положении, на непреодолимое препятствие (камень, обломок столба, труба и т.п.) танк также подмиает его под себя,....

После чего танкисты, раздраженные задержкой, отвинчивают то, что осталось от трала, бросают на месте, не дав себе труда даже пометить на карте место оставления трала (а может они просто не умеют ориентироваться по карте? А?). По окончании учений саперы неделями ползают по полигону, отыскивая свои (заодно чужие) тралы, брошенные танкистами.

А норма службы  трала 6000 км., что при годовой норме пробега 20 км. составляет срок службы 300 лет! В первый капитальный ремонт трал можно отправить (если его отнести к учебно-боевой группе с нормой пробега в год 120 км.) только через 17 лет с момента начала эксплуатации. Вот так-то!