Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-девяностые  годы )

Колейный минный трал КМТ-10

kmt-10-01.jpg (24170 bytes)

Колейный минный трал КМТ-10 является навесным оборудованием на боевые машины пехоты БМП и БМП-2  и предназначен для обеспечения преодоления боевыми машинами  минных полей из противотанковых  мин. Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на  машинах БМП и БМП-2 переоборудованных под навеску трала. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для того, чтобы на машину мог быть навешен трал она должна иметь  платики на лобовом листе, отверстия для штуцеров пневмосистемы трала. БМП, имеющие  все эти детали стали выпускаться к концу  семидесятых годов. БМП-2 все имеют оснащение для тралов. В связи с тем, что лобовая броня БМП слаба, то для защиты машины при взрыве под воздействием трала противоднищевых мин на лобовой лист машины навешивается защитный экран из брони общим весом 47 кг.

kmt-10-02.jpg (29385 bytes)При рабочем положении трала в грунт заглубляются два наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется. попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов БМП.   Если при движении ножи упираются в непреодолимое препятствие (крупный камень и т.п.), то они проворачиваясь на шарнире, выглубляются из грунта, пропуская препятствие, а затем вновь под воздействием пружин предохранительного устройства принимают рабочее положение.

Трал является индивидуальным средством и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других машин.

Трал может находиться в транспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание и подъем секций производится механиком -водителем без выхода из с помощью пневмосистемы трала, питаемой от компрессора машины.
Далее при движении БМП  вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала машина  может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв  на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение машина должна   остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала, находящиеся внутри рамы трала. Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем kmt-10-03.jpg (21722 bytes) машины Время монтажа трала 1- 1.5 часа. Трал может находиться на БМП постоянно. Его относительно небольшой вес (всего 450 кг.) не особенно   перегружает передние катки и амортизаторы машины, а большое расстояние от трала, находящегося в транспортном положении до земли практически не мешает движению машины.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, устройства траления противоднищевых мин, сцепного устройства, электрооборудования, пневмооборудования, защитного экрана, ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 30см., ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.40см.

Габариты трала, навешенного на БМП : ширина 3.2м., длина (от носа машины  до передней точки трала 130см.

Общий вес трала 450 кг. Вес одной ножевой секции 163 кг.

Скорость траления 6-15 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 60 метров.

Трал входит в табель штата мотострелкового полка из расчета 1 трал на 3 машины, однако в отличие от танковых тралов  не состоит на вооружении инженерно-саперной роты полка. Автотранспорта для перевозки тралов также не предусмотрено.

Источники

1.Средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. (ТО и ИЭ). Москва. Военное издательство. 1988г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Стенд ОАО "ФНЦ "Станкомаш"" на выставке REA на полигоне "Старатель". г.Нижний   Тагил Свердловской области.
4. Личный фотоархив автора.

Декабрь 2012г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Уже первые месяцы афганской войны выявили полную беззащитность БМП перед минами и всеобщий восторг по поводу БМП потускнел. Бойцы стали предпочитать  старый добрый БТР (БТР-60, БТР-70). Еще бы. БТР при наезде на мину терял колесо, да с брони сдувало сидящих там бойцов. Корпус машины оставался цел, находящиеся внутри машины немного оглушались. Во многих случаях БТР после подрыва даже сохранял способность двигаться.
Наезд же БМП на мину означал одно - полный выход машины из строя и очень часто гибель всех, кто находился внутри машины. Очень маленькое расстояние от земли до корпуса машины при   весьма слабой броне приводило к тому, что при взрыве мины пробивался и корпус.
Конкретный случай - БМП наехала левой гусеницей на противотанковую мину, усиленную 10 кг. тротила. Механик-водитель вынес головой  свой люк и от него мало что осталось. Шесть человек в БМП были разорваны на части.

Так что создание трала для БМП было более чем актуально. Однако это не спасло престиж этой машины и  повернуло  конструкторов и военных лицом к БТР, от которых в начале семидесятых едва не отказались вовсе.

Фактически БМП постепенно превращается в легкий танк. В нем все меньше места для пехотинцев и все больше для оружия. Например, БМП-3. А функции боевой машины пехоты взял на себя БТР. Он более удобен для перевозки людей, их десантирования, да и оружие БТР становится все мощнее.