Инженерная техника
Советской Армии

(пятидесятые - шестидесятые годы )

Гусеничный плавающий  транспортер К-61

k-61-01.jpg (23023 bytes)

Плавающий гусеничный транспортер К-61 предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.
Был принят на вооружение Советской Армии в 1950 году.  Производился по 1965 год. С принятием на вооружение в середине шестидесятых годов плавающего транспортера ПТС, К-61 стал быстро заменяться этой новой машиной и к началу семидесятых годов  их в армии почти не осталось. Поставлялся в армии стран Варшавского Договора и в страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Лаос).

За один рейс транспортер может переправить: варианты - 8 раненых на носилках, 40 солдат  с полным вооружением, автомобиль грузовой ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-5-ЗИС-150, ГАЗ-69 с грузом общим весом до 5 тонн,  ЗИС-151 (без груза), ЗИЛ-157 (без груза),   пушка   калибром до 100 мм. с расчетом, гаубица калибром 122- 152мм. с расчетом, миномет калибра 160 мм, с расчетом,

Водяным движителем машины являются два винта, расположенные в туннелях в днище машины.

Тактико-технические характеристики К-61

Типа машины.............................................................................. гусеничный плавающий транспортер
Грузоподъемность.......................................................................
на суше.............................. 3 т.
на воде.............................. 5 т.
Запса плавучести при полной нагрузке.................................... 10%
Габаритные размеры....................................................................
длина................................ 9.15 м.
ширина............................ 3.15 м.
высота (по верху тента)... 2.15м.
Вес снаряженой машины........................................................... 9,55 т.
Ширина колеи............................................................................ 2.66 м.
Клиренс...................................................................................... 40 см.
Удельное давление на грунт....................................................... 1.0 кг/кв. см.
Скорость...................................................................................... максимальная на суше..... 36 км/час.
средняя на суше................ 20 км/час.
максимальная на воде...... 10 км/час.
средняя на воде.................. 8 км/час.
Экипаж......................................................................................... 2 чел.
Запса хода по топливу................................................................ на суше.............................. 260 км.
на воде.............................. 10 час.
Максимальный угол подъема..................................................... без груза............................ 42 градуса
с грузом............................ 25 градусов
Максимальный угол крена.......................................................... без груза............................ 18 градусов
с грузом............................ 15 градусов
Ширина преодолеваемого рва................................................... 3м.
Высота вертикальной стенки..................................................... 65 см.
Двигатель.................................................................................... двухтактные дизельный  ЯАЗ-204В
Мощность двигателя.................................................................. 99.29 квт. (135 л.с.)
Тяговая лебедка............................................................................ усилие на крюке.............. 4.5 т.
длина троса................... 50 м.
Водооткачивающие насосы ( 2).................................................. производительность....... 2х400 литров в минуту
Ручной водооткачивающий насос............................................. производительность........ 1.5 литра за один ход рукояти.
Средства связи............................................................................ радиостанция  10 РТ-12

Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.

К-61 до замены их транспортерами ПТС   состояли  на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии -   1 взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты (36 машин).

Проектирование машины началось в 1945 г. Ведущим конструктором стал полковник-инженер Анатолий Федорович Кравцев. Хотя на вооружение К-61 был принят в 1950, однако, войсковые испытания затянулись и машина стала поступать в войска только в 1952 году. В 1955 г.  была предпринята попытка  создать перевозной паром на базе двух-четырех К-61. Для этого машины соединялись пролетным строением из деревянных конструкций. Четырехмашинный паром мог перевозить 152-мм. гаубицу-пушку МЛ-20 вместе с гусеничным тяжелым тягачом АТ-Т. Однако, в ходе испытаний выяснилось, что никаких преимуществ такой паром в сравнении с паромами из комплектов понтонного парка ТПП не дает.

Источники

1.Плавающий гусеничный транспортер К-61. Руководство по эксплуатации. Часть 1. Военное издательство МО СССР. Москва 1960г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.А.П.Белоконь и В.Т.Корнейчук. Инженерное обеспечение наступления мотострелкового (танкового) батальона (роты). Военное издательство. Москва. 1964г.
4. Руководство по материальной части и эксплуатации гусеничного плавающего транспортера К-61.  Военное издательство. 1958г.
5. Сайт С.Третьяка (www.technic-memorial.narod.ru/K-61/K-61.htm)

---***---

TopList

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 От автора. Конечно по сравнению с амфибией БАВ транспортер являлся шагом вперед. Все же у гусеничного транспортера выше проходимость, да и возможности К-61 по переправе грузов были повыше. Но в войсках эту машину сразу же прозванную "Кашка" не очень любили. Капризный, очень шумный, склонный идти вразнос двухтактный дизель ЯАЗ-204 (очень неудачная копия американского GMC 4-71), который зимой практически невозможно было запустить. Узкие непрочные гусеницы, которые к тому же очень легко слетали при крутом повороте. Верхних катков машина не имела и верхняя ветвь гусеницы скользила по специальному швеллеру, производя изматывающий душу визг. Рубка у машины отсутствовала и механик - водитель практически сидел в кузове.

К тому же Кашка очень охотно тонула. В загруженном виде от верха борта до воды было всего 15-20см. Достаточно было три-четыре раза резко набрать обороты и сбросить их, как машина начинала раскачиваться с носа на корму, черпала кормой воду и стремительно уходила под воду. При хорошей волне машина тонула и при нормальном движении. Водооткачивающие насосы не справлялись.

Велика была радость в  ротах ГПТ , когда Кашки стали заменять ПТСами.