Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы )

Инженерная разведывательная машина ИРМ

irm-01.jpg (36574 bytes)

Инженерная разведывательная машина ИРМ предназначена для ведения инженерной разведки местности и водных преград на путях движения войск. Машина плавающая. Бронированный корпус, наличие пулемета в бронебашне позволяют использовать машину вблизи переднего края или в ближнем тылу противника.

ИРМ обеспечивает получение следующих разведданных:
1. О водной преграде - ширина, глубина, скорость течения, плотность дна, уклоны берегов, наличие навигационныхirm-02.jpg (17235 bytes) препятствий, подводных заграждений и мин, толщина льда (при наличии льда)..
2. О маршрутах движения и местности -   проходимость местности,  грузоподъемность и иные параметры мостов, наличие и глубины бродов, наличие минно-взрывных и невзрывных заграждений, уклоны местности, несущая способность грунта,   зараженность местности отравляющими веществами, уровни радиоактивного заражения местности.

Бортовое вооружение - пулемет ПКТ в бронебашне.

Машина  и оснащена фильтровентиляционной установкой, что позволяет экипажу работать без средств индивидуальной защиты, а также противопожарную  систему и систему дымопуска ТДА, которая обеспечивает постановку плотной дымзавесы.

Тактико-технические характеристики ИРМ

Тип машины........................................................................... гусеничная бронированная плавающая вооруженная
Общий вес снаряженной машины................................... 18 тонн.
Удельное давление на грунт............................................. 0.69 кг/кв. м.
Габаритные размеры (транспортное положение)..............
-длина............................. 8. 3 м.
-ширина......................... 3.15 м.
-высота........................... 2.42 м.
Ширина колеи.................................................................... 2.74 м.
Клиренс................................................................................. 0.4 м.
Максимальная скорость на суше....................................... 52.5 км/час.
Максимальная скорость на воде......................................... 10-11 км/час
Запас плавучести................................................................... 14%
Аэротранспортабельность.................................................... Ан-22, Ил-76
Запас хода по топливу.........................................................
-на суше........................... 500 км.
-на воде.......................... 10 час.
Максимальный угол подъема.............................................. 36 градусов
Максимальный угол крена.................................................. 18 градусов
Ширина преодолеваемого рва........................................ 2.3 м.
Высота преодолеваемой вертикальной стенки............. 0.65 м.
Экипаж................................................................................... 6 чел.
Двигатель............................................................................ дизельный четырехтактный шестицилиндровый УТД-20
мощность....................... 220 квт. (300 л.с.)
емкость баков................. 600 литров
Бортовое вооружение........................................................
-пулемет ПКТ................ запас патронов 1000 шт.
-4 автомата АКМС......... запас патронов 450 шт.
-пистолет сигнальный СПШ запас ракет 2 б/к
-гранаты Ф-1.................. 10 шт.
Средства связи......................................................................
-радиостанция Р-123М
-2 переносные  радиостанции Р-147
-внутрипререговорное устройство  Р-124
Навигационная аппаратура.................................................. ТНА-3
Приборы наблюдения..........................................................
-12-кратный перископ ПИР-451
-дневной/ночной прицел  ТКН-3АМ
-дневной командирский прибор наблюдения  ТНП-37-
-дн. приборы наблюдения водителя ТНПО-160 и ТНПО-370
-ночной прибор наблюдения водителя ТВН-2БМ
Специальное оборудование............................................
Авиагоризонт АГН-1С (измерение угла крена и угла подъема)
Миноискатель РШМ-2 (несъемный бортовой)
Миноискатель  ИМП
Миноискатель РВМ-2
Эхолот ЭИР (измерение глубин от 0.5 до 20 м.)
Артиллерийская буссоль ПАБ-2
Оптический дальномер ДСТ-451 (дальность измерений до 2 км.)
Прибор инженерной разведки ПИР

Миноискатель  РШМ-2 предназначен для обнаружения мин в металлическом корпусе как на суше так и в воде (но когда машина не на плаву). Дальность обнаружения противотанковой мины типа ТМ-62 м 1 метр. При обнаружении мины  машина автоматически останавливается. После этого механик-водитель подает машину назад, а саперы уточняют месторасположение мины с помощью. ручных миноискателей ИМП или РВМ-2.

Состав экипажа:
1. Командир машины (мл.сержант-сержант). Он руководит действиями экипажа, составляет и передает  через радиостанцию Р-123 и письменно. разведдонесения. Он непосредственно работает с навигационной аппаратурой,  миноискателем   РШМ-2,  эхолотом и  перископом ПИР-451.
2. Механик-водитель (рядовой-ефрейтор). Управляет машиной, работает с авиагоризонтом, замеряет скорость течения реки.
3. Стрелок-радист (рядовой-ефрейтор). Ведет наблюдение за местностью, отвечает за безопасность экипажа, уничтожает по решению командира обнаруженные цели, отвечает за работу радиостанции и ведет радиообмен по указаниям командира машины.
4. Старший сапер (рядовой-ефрейтор).   Руководит действиями саперов при работе вне машины, следит за работной навигационной аппаратуры, принимает решение на уничтожение или обезвреживание обнаруженных мин.
5. Первый сапер (рядовой). Отвечает за состояние миноискателей, вне машины осуществляет работу с миноискателями ИМП и РВМ-2. осуществляет подготовку и выполнение взрывных работ.
6. Второй сапер. (рядовой). Работает с прибором измерения расстояний (ДСТ-451) и прибором инженерной разведки ПИР.

На вооружении ИРМ (2 машины) состояли в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии.

Источники и литература

1. Инженерная разведывательная машина ИРМ. ТО и ИЭ. Военное издательство МО СССР. Москва 1990 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982 г.
3.Е.С. Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Москва. Военное издательство. 1989 г.
4. А.Соколов. Инженерная разведывательная машина ИРМ. Бронесайт.(http://armor.kiev.ua).

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Собственно, это больше громкое название ИРМ, чем действительно новое слово в инженерном деле. С таким же успехом практически весь комплект средств инженерной разведки перевозился на обычном БТР-60 (позднее   БТР-70). Все равно каждый прибор сапер берет в руки и шагает работать с ним. К тому же личный состав размещается в БТР с гораздо большим комфортом, скорость у БТР гораздо выше при практически той же проходимости, что и ИРМ. Да и очень уж шумный выхлоп двигателя у ИРМ (мертвого разбудит). Кто ездил на МТ-ЛБ это хорошо знает. Пользоваться машинным миноискателем РШМ согласится разве только пьяный ежик. Штука эта капризная и до невероятности коварная и неверная. Деревянные и пластмассовые мины не обнаруживает. Уж лучше бы ножевой трал спереди навесили. Машина плохо переносит подрыв на мине - лопается корпус по сварке, разрушается механизм натяжения ленивца, у экипажа тяжелейшая контузия, механик обычно погибает. В то же время БТР из-за довольно большого расстоянии от низа колеса до брони при подрыве на  американской мине М-19 отделывается потерей колеса, иногда даже колесный редуктор не повреждается. И после подрыва БТР нередко сохраняет способность двигаться. Экипаж после пары сигарет и полкружки водки также способен продолжать выполнять задачу. Так что в батальонах ИРМы обычно мирно дремали в боксах, а оснащение саперы использовали.