Инженерная техника
|
Тип машины.................................................................. | инженерная дорожно-землеройная гусеничная бронированная не плавающая | |
База................................................................................ | танк Т-55 без башни и вооружения. | |
Экипаж.......................................................................... | 2 чел. | |
Снаряженный вес......................................................... | 37.5 т. | |
Габаритные размеры ( в транспортном положении) | ||
-длина......................................................... | 8.95м. | |
-ширина ...................................................... | 3.56м. | |
-высота...................................................... | 3.36м. | |
Максимальная транспортная скорость........................ | 50 км/ч. | |
Средняя скорость по бездорожью.............................. | 22-27 км/ч. | |
Удельное давление на грунт........................................ | 0.89 кг./кв.см. | |
Колея............................................................................ | 2.64м. | |
Клиренс........................................................................ | 0.42м. | |
Запас хода по топливу................................................. | 500 км. | |
Максимальный угол подъема..................................... | 32 градуса | |
Максимальный угол крена........................................... | 30 градусов | |
Преодолеваемый ров................................................... | 2.7м. | |
Преодолеваяемая вертикальная стенка....................... | 0.8м. | |
Брод................................................................................ | 1.4 м. | |
Движение под водой.................................................. | до глубины преграды до 5 м. | |
Двигатель..................................................................... | дизельный четырехтактный V-образный В-55 жидкостного охлаждения | |
-мощность.................................................. | 427 квт. (580 л.с.) | |
Запас топлива................................................................ | 1100 литров | |
Средства связи.............................................................. | -радиостанция Р-123 | |
-переговорное устройство Р-124 | ||
Специальные средства................................................. | ||
-система дымопуска ТДА | ||
-противопожарное оборудование УАППО | ||
- система противоатомной защиты КЗ | ||
-фильтровентиляционная система с нагнетателем воздуха с фильтром ФПТ-100М | ||
Бульдозерное рабочее оборудование......................... | ||
-высота отвала.................................... | 1.1 м. | |
-ширина отвала в двухотвальном пол.. | 3.56м. | |
-ширина отвала в бульдозерном пол.. | 4.15 м. | |
-ширина отвала в грейдерном полож. | 3.4 м. | |
-макс. угол перекоса.................. | 10 градусов | |
Телескопический стреловой рабочий орган........... | полноповоротная телескопическая стрела | |
-грузоподъемность при максимальном вылете стрелы... 2 тонны | ||
-максимальная высота подъема груза.................................11м. | ||
-максимальный вылет стрелы.............................................8.84м. | ||
-телескопичность стрелы.....................................................3м. | ||
-максимальная скорость подъема стрелы...........................6.2 град/сек. | ||
-максимальная скорость поворота башни..........................360 град/мин. | ||
-емкость скребка........................................ | 0.2 куб.м. |
Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, радиометром-рентгенометром ДП-3Б, прибором химической разведки ВПХР, Коэффициент снижения дозы облучения равен 10. Машина оснащена системой дымопуска ( дизельное топливо впрыскивается через форсунку в выхлопную трубу двигателя, благодаря чему образуется очень плотная и значительная по размерам дымовая завеса.
Машина проделывает проход в сплошном лесном завале со скоростью до 200-300м. в час, в городских завалах 160-200м. в час. Машина может проделывать колонный путь по среднепересеченной местности со скоростью 5-8 км. в час.
Вооружение машины: автомат АКМС (АКС-74У) с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт..
Состоит на вооружении в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии -3 машины, инженерных батальонах штурма и разграждения, батальонах ликвидации аварий на ядерных объектах.
Идея ИМР и ее осуществление оказались столь удачны, что в последующие годы машина получила дальнейшее развитие. Известны вариации:
ИМР-2 – на базе танка Т-72. Принята на вооружение в 1980г. Кроме обычного оборудования была оснащена колейным ножевым минным тралом типа КМТ-6 с устройством траления мин со штыревыми взрывателями, электромагнитной приставкой ЭМТ и установкой разминирования в кормовой части машины типа УР-83П, пулеметом ПКТ в башне оператора.
ИМР-2М - модернизированный вариант, который выпускался в модификациях ИМР-2МА (переходный вариант, выпускалась с 1987 по 1990 гг.) и ИМР-2М2. От базового варианта отличается отсутствием комплекта пусковых установок удлиненного заряда разминирования, дальномером и пулемета ПКТ, усиленной броневой защитой гидрооборудования. Стреловое оборудование с 1990 г. вместо клещевого захвата-манипулятора оснащено универсальным рабочим органом (УРО) грейферного типа.
ИМР-3 - на базе танка Т-90. Поступила на вооружение в 1999г. Кроме оборудования, аналогичного ИМР-2, оснащена крупнокалиберным пулеметом НСВТ. Возвращен колейный ножевой минный трал КМТ-6 с электромагнитной приставкой ЭМТ. Экипаж может выполнять боевые задачи в течение трех суток не выходя из машины. Для этой цели машина снабжена системой жизнеобеспечения экипажа, включающей в себя кондиционер воздуха (только для экспортных машин) устройство кипячения воды и разогрева пищи, а также сбора отходов жизнедеятельности. Однако, вес машины возрос до 51 тонны.
ИМР-3М - на базе танка Т-90
1. Техническое описание и инструкция по
эксплуатации инженерной машины разграждения (ИМР). Военное издательство.
Москва. 1972г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство.
Москва. 1982г.
3. Сайт "Российская военная техника"
(russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=648).
©Веремеев Ю.Г
Главная страница
-инженерная техника
От автора. С опытным экземпляром этой машины автор встретился летом 1969 года в Калининградском высшем военно-инженерном училище, где она проходила войсковые испытания. Тогда она именовалась АСМ (аварийно - спасательная машина).
В войсках машину встретили настороженно. Все же она была дороговата, моторесурс тоже стоил дорого. Использовать ее в повседневности так, как использовали БАТ-М, не решались, опасались за прочность гидрозамков бульдозерного оборудования. По большей части использовали телескопическую стрелу. Она оказалась незаменима для выполнения грузоподъемных работ, когда требовалась высокая точность(например, опускание обсадных труб в скважину, установка бетонных плит ограждения). Опытные операторы могли захватом стрелы закрывать коробок со спичками, лежащий на земле. В нашем батальоне два прапорщика изощрялись передавать от машины к машине сигарету, причем тот, кто принимал сигарету, принимал ее ртом.
Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной способной работать возле разрушенного ядерного реактора. Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стрежней с ядрным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.
Едва ли не все, стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМРов среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.