Инженерная техника
армии США

( начало XXI века )

Боевая  машина разграждения М1 "Гризли"
(M1 Grizzly Combat Mobility Vehicle)

grizzly-01.jpg (60947 bytes)

В ряде англоязычных источников именуется как  Assault Breacher Vehicle (ABV). Также встречаются обозначения  - M1 Breacher, aka The Grizzly или Grizzly [Breacher] .

Эта машина на конец 1999 года состоит на вооружении инженерных войск армии США и включена в штаты инженерных подразделений. Ее использование описано, в частности, в  Полевом Уставе армии США FM 20-32 издания 1999 года.
Однако по состоянию на конец 2001 года НИ ЕДИНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА В АРМИИ НЕ ИМЕЕТСЯ. Разработка машины была закончена 30 июня 1998 года. Предполагалось, что Союз Обороны (UD) изготовит к концу  2000 года два опытных экземпляра для правительственных испытаний, однако по состоянию на декабрь 2001 года машины так и не были представлены.
В данной статье даны снимки одного из нескольких изготовленных в металле  экземпляров. Поэтому эта машина так и не имеет обычного для армии США наименования и буквенно-цифрового индекса. Индекс М1 лишь указывает, что базой для этой машины служит шасси танка М1 Эйбрамс. Первоначальное заводское наименование ей было дано Breacher (Разрушитель).

Гризли предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий танковых и пехотных подразделений на поле боя в боевых порядках пехотных подразделений первого эшелона или непосредственно за боевыми порядками танковых подразделений первого эшелона. Бронезащита и выживаемость  машины аналогична танку М1 Эйбрамс. Вооружение Гризли - дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет 12.7 мм. установленный в башенке и способный вести круговой обстрел, и дымовой гранатомет.

По весовым характеристикам Гризли относится к классу грузов 70, т.е. к тяжелой аэротранспортабельной технике. По воздуху может перевозиться самолетами С5А Гэлэкси. Десантироваться с самолета не может.

Основным инженерным вооружением Гризли являются:
grizzly-2.jpg (5771 bytes)-бульдозерное оборудование/полноширинный минный трал. Навешен в передней части машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4.5 метра в минном поле из противотанковых и противопехотных мин нажимного, наклонного действия и натяжного действия со скоростью около 5 км/час.
Мины с магнитными взрывателями повреждают траловое оборудование, после чего использоваться для траления машина не может. Бульдозерное оборудование позволяетgrizzly-4.gif (7742 bytes) выполнять работы по прокладке колонных путей, засыпке противотанковых рвов, канав, воронок, устройству съездов в крутых склонах, разрушению эскарпов и контрэскарпов. Авторы Гризли утверждают, что машина засыпает противотанковый ров на 5 мин и за 21  минуту проделывает проход в сложном препятствии шириной 600 метров. Относительно действий Гризли по проделыванию проходов в минных полях считается, что ценой потери двух машин можно рассчитывать на проделывание одного прохода с вероятностью 0.975.

От автора. В области противоминных средств США все еще значительно отстают. Действия советских противоминных средств, что неоднократно подтверждалось в ходе многих локальных войн и конфликтов семидесятых-девяностых годов, гораздо более успешны, нежели могут планировать себе американцы. Так, вероятность встречи советского трала КМТ-6 на американском стандартном минном поле составляет от 1 до 7 мин (включая противопехотные). Вероятность же, что среди этого количества мин, встретится мина неизвлекаемая, которая может вывести из строя ножевой трал, исчезающе мала. Против магнитных взрывателей на трал,  и даже на танк, не имеющий никакого трала, т.е. на все абсолютно танки навешивается  малоразмерная приставка ЭМТ, подрывающая такие магнитные мины на дальности 1-3 метра от трала со 100% вероятностью уничтожения. Трал же катковый КМТ-5М или КМТ-7 выдерживает до 10 взрывов. Так что одного ножевого или каткового трала с лихвой хватит на 2-3 минных поля.

-телескопическая стрела с экскаваторным ковшом располагается на grizzly-3.jpg (3809 bytes)полноповоротной башенке и предназначена для рытья грунта при выполнении работ расчистки проходов в уступах, эскарпах, крутых склонов, расчистки завалов. Максимальная длина стрелы около 9 метров, емкость ковша 1.2 куб.м., производительность 40-60 куб.м. в час. При необходимости может использоваться в качестве крана грузоподъемностью 2 тонны.
По некоторым изображениям можно сделать вывод, что от экскаваторного оборудование в этой машине отказались.

Размещение на Гризли удлиненных зарядов разминирования типа MICLIC изначально не предусматривалось, однако в поздней версии машины они  установлены вместо экскаваторного оборудования..

Экипаж машины 2 человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено.

Характеристики двигателя, трансмиссии, весовые характеристики, габариты  аналогичны танку М1 Эйбрамс.

Разработка машины была начата в 1992 году  в связи с крайне неудовлетворительными результатами  действий инженерной техники подобного предназначения во время операции "Буря в пустыне" ( тракторные бульдозеры D7, бронированная боевая землеройная машина М9, боевая инженерная машина М728 ( более известна у нас под наименованием "саперный танк")). Первый макетный демонстрационный экземпляр был представлен в сентябре 1992 года.  Два полноценных образца были представлены летом 1995 года. Предполагалась закупка 366 машин. Однако неудовлетворительные результаты испытаний сдвинули сроки выдачи заказа сначала на апрель 1996, затем на декабрь 1998 года. В настоящее время предполагается выдача заказа на 2002 год.
Испытание экземпляра  Гризли в 1997 году на минном поле привело к существенному повреждению базовой машины при взрыве мины в трале (отказ гидросистемы управления танком, сильная вибрация двигателя с последующим его разрушением, замыкания электропроводки).   После этого Департамент Армии потребовал существенной переработки проекта. Повторные испытания переработанного  трала (но не всей машины) дали положительный результат. Сведений о полноценных войсковых испытаниях с экипажами, состоящими из обычных военнослужащих не имеется.

Предполагается первоначальный заказ на 846 машин и последующий еще на 366.

Источники  и литература

1.BREACHER (GRIZZLY) Basis of Issue Plan.
2.Donald P.Kotchman, Wesley I. Harry Greene.  The Grizzly: Mobility Support for Force XXI  Engineer Bulletin. February 1998
3. Harry Greene The Grizzly and the Wolverine: Alternatives to an Orchestrated Ballet of Farm Implements.  Engineer Bulletin. August 1996
4.Program Overview: "Why a Grizzly" [2200-KB PDF] presents overview and the oretical operational underpinnings to the need for the Grizzly.
5.Product Manager GRIZZLY Homepage TSM GRIZZLY Homepage

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. М-да-а-а-а!  В начале XXI века американцы только собираются создавать машину, полный аналог которой   проходил войсковые испытания  в Калининградском высшем военно-инженерном училище еще в 1966-69 годах под наименованием АСМ и вскоре был принят на вооружение  Советской Армии под наименованием ИМР.
С тех пор эта машина прошла длинный и славный путь по дорогам Афганистана, оказалась единственной машиной, способной работать в те черные дни мая - июня 1986 года возле разрушенного 4-го блока Чернобыльской АЭС.

Уже давно в отсталой лапотной Советской, а потом Российской Армии ей на смену пришли ее дети ИМР-2 и ИМР-3, а самая передовая и лучшая в мире суперармия только собирается испытывать то, что давным давно испытано и доказало свою нужность и полезность.

Может проще и дешевле закупить наши ИМР? Ну нет, Америка создаст свое детище, пусть гораздо хуже и намного дороже, но свое!  А все прорехи прикроет умелая и всеобъемлющая реклама. Ведь сумели же замазать всему миру глаза на то, что винтовка М16 годится только для тира и ни одна,   уважающая себя армия так и  не приняла на вооружение ни это "сокровище", ни патроны к нему. Зато наши "знатоки" стрелкового оружия на полном серьезе пытаются сравнивать качества АК74 (тоже, кстати сильно уступает старому АКМ) с М16 и утверждают (с подачи американских умелых рекламистов), что М16 лучший вид оружия этого класса.

Но что любопытно, так это несравненное умение американских генералов втирать очки (вешать лапшу на уши) не только своему   убежденному в абсолютном  превосходстве Америки  во всех областях обывателю и доверчивым русским демократам, но даже своим же военнослужащим. Машины еще нет и в помине, ее еще никто не видел, кроме заводских рабочих, а в уставах, штатах частей она уже фигурирует!
Ее применение в уставах преподносится, как стандартное обычное действие!