Инженерная техника
|
Тип машины...................................................................................................................... | миноукладчик гусеничный |
Базовое шасси.................................................................................................................. | объект 105 |
Типы устанавливаемых мин......................................................................................... | ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57 и ТМ-62М со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62 |
Боекомплект...................................................................................................................... | 208 мин |
Шаг минирования............................................................................................................. | 4 или 5.5. м. |
Количество устанавливаемых рядов мин..................................................................... | 1 ряд |
Скорость минирования | |
- на грунт................................................................................... | до 16 км/час |
- в грунт..................................................................................... | до 6 км/час |
- в снег....................................................................................... | до 10 км/час |
Время вкладки боекомплекта мин................................................................................... | 4-10 минут |
Протяженность ряда мин................................................................................................ | 832 или 1144 м. |
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт....................................... | 150 м. |
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин........................................... | 15 градусов |
Категории грунтов, позволяющие установку мин в грунт.......................................... | I-III |
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.).............. | 15-20 минут |
Экипаж............................................................................................................................. | 3 чел. |
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом................................................. | 27.5 т. |
Габаритные размеры ( в транспортном положении): | |
длина.............................................. | 9.3 м. |
ширина........................................... | 3.25 м. |
высота.............................................. | 2.7 м. |
Колея.............................................................................................................................. | 2.72 м. |
Клиренс...................................... ................................................................................... | 45 см. |
Удельное давление на грунт........................................................................................... | 0.57 кг./кв.см. |
Средняя скорость движения | |
-по шоссе........................................................................... | 40-45 км/час |
- по бездорожью............................................................... | 25-27 км/час |
Максимальный угол подъема........................................................................................ | 30 градусов |
Максимальный угол крена.............................................................................................. | 25 градусов |
Преодолеваемый брод................................................................................................... | 1 м. |
Двигатель......................................................................................................................... | дизельный V-образный В-105-В |
Мощность двигателя........................................................................................................ | 294.2 квт. (400 л.с.) |
Запас хода по топливу | |
- по шоссе................................................................................. | 350 км. |
- по грунту................................................................................ | 250 км. |
Вооружение...................................................................................................................... | пулемет ПКТ на турели (1500 патронов), два автомата АКМ (по 600 патронов), сигнальный пистолет СПШ (20 ракет), гранаты Ф-1 (10 шт.) |
Средства связи.................................................................................................................. | радиостанция Р-113 (Р-123М), ТПУ Р-124 |
Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.
На снимке слева: механизм выкладки мин в боевом положении. Плужное устройство в грунт еще не заглублено.
Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.
Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.
ГМЗ - 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ
инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии.
По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд
заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.
По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен
в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка.
1. Инструкция по материальной части и эксплуатации
гусеничного минного заградителя ГМЗ. Военное издательство.. Москва 1968г.
2. Изделие 672 (ИО и ТЭ). Представитель заказчика. п/я 14659. 1960г.
3. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
4. Средства механизации минирования. Книга вторая. Военное издательство.
Москва. 1980г.
5. Сайт "Броня" (http://www.crosswinds.net/~armoured/index.htm)
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки - занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская - не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа - от машины ничего не останется.
ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил.
Эти машины опередили американцев лет на десять. Тогда те не уделяли никакого внимания минной войне и не подозревали, что мины можно ставить с помощью машин.
У автора нет сведений о том, применялись -ли кем-нибудь и где-либо ГМЗ в реальных войнах. К настоящему времени ГМЗ, конечно, устарели, но с вооружения поздний вариант ГМЗ-3 не снят. Они хорошо могут применяться для плановой установки минных полей в ближнем тылу рот и батальонов. А задачи подвижного отряда заграждений с успехом могут выполнять новые минные заградители УМЗ, которые устанавливают как противотанковые мины (ПТМ-1, ПТМ-3), так и противопехотные (ПФМ-1, ПФМ-2, ПОМ-1, ПОМ-2, ПОМ-3), артсистемы, установки залпового огня, вертолеты и самолеты.