Инженерная техника
|
Тип машины...................................................................................................................... | миноукладчик гусеничный |
Базовое шасси.................................................................................................................. | изделие 303 |
Типы устанавливаемых мин......................................................................................... | ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57, мины ТМ-62М, ТМ-62П2 со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62, МВП-62, МВП-62М, мины ТМ-89 |
Боекомплект...................................................................................................................... | 208 мин |
Шаг минирования......................................................................................................... | стандартный 4 или 5.5. м., или же задаваемый оператором |
Количество устанавливаемых рядов мин..................................................................... | 1 ряд |
Скорость минирования | |
- на грунт..................................................................... | до 16 км/час |
- в грунт...................................................................... | до 6 км/час |
- в снег........................................................................ | до 10 км/час |
Время вкладки боекомплекта мин.............................................................................. | 4-10 минут |
Протяженность ряда мин при стандартном шаге минирования.............................. | 832 или 1144 м. |
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт..................................... | 150 м. |
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин........................................ | 15 градусов |
Категории грунтиов, позволяющие установку мин в грунт..................................... | I-III |
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.)......... | 15-20 минут |
Экипаж........................................................................................................................... | 3 чел. |
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом............................................... | 28.5 т. |
Габаритные размеры ( в транспортном положении): | |
длина........................................... | 9.3м. |
ширина........................................ | 3.25м. |
высота.......................................... | 2.7м. |
Колея.............................................................................................................................. | 2.72м. |
Клиренс...................................... ................................................................................... | 45 см. |
Удельное давление на грунт....................................................................................... | 0.67 кг./кв.см. |
Максимальная скорость движения | |
-по шоссе........................................................................ | 60 км/час |
- по бездорожью............................................................. | 35-40 км/час |
Максимальный угол подъема........................................................................................ | 57.7 градусов |
Максимальный угол крена............................................................................................ | 46.7 градусов |
Преодолеваемый брод................................................................................................... | 1 м. |
Высота вертикальной преодолеваемой стенки........................................................... | 0.7м. |
Преодолеваемый ров..................................................................................................... | 3м. |
Двигатель......................................................................................................................... | дизельный В-59У или В-59УМС |
Мощность двигателя........................................................................................................ | 382,5 квт. (520 л.с.) |
Запас хода по топливу................................................................................................... | 500 км. |
Вооружение.................................................................................................................. | пулемет ПКТ на турели (1250 патронов), два автомата АКС-74 (по 150 патронов), гранаты РГО (10 шт.) |
Средства связи............................................................................................................ | радиостанция Р-168 (Р-123М), ТПУ Р-124 |
Экипаж машины 3 человека. Командир и механик-водитель располагаются в носовой части машины по левому борту. Оператор, который управляет механизмами выдачи и укладки мин располагается в кормовой части машины. Он полностью изолирован от остальных членов экипажа. Броня машины довольно тонкая (15 мм.), держит только бронебойную пулю калибра 14.5 мм, осколки снарядов.
Мины машина может выкладывать
на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования . Скорость минирования
6-16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой
составляет до 1000 метров из мин к контактными взрывателями и до 2000 метров
из мин с неконтактными взрывателями.
Принцип укладки мин в грунт довольно прост. Плужное устройство разрезает
грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина
выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользивший по отвалу
вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез
грунта, который практически незаметен.
Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет
до 12 см, снега до 50 см.
На снимке слева: устройство минирования в рабочем положении.
Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.
Время перевода устройства минирования в боевое положение до 2 мин, в транспортное положение до 8 минут.
На снимке слева вид машины с кормы (устройство минирования в транспортном положении). Хорошо видно где размещаются командир машины и оператор.
Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.
ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время отрывки с 12-20 часов при работе вручную до 1-1.5 часов. Для выполнения иных задач устройство не предназначено и не приспособлено.
На снимке справа: вид машины с кормы. выдающий лоток опущен в боевое положение для вкладки мин на грунт. Плужное устройство поднято в транспортное положение
ГМЗ - 3 машины состоят на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4-15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1-2 тыс. метров . По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.
От автора. Армия США не имеет подобной машины,
поскольку не считают это нужным. Из имеющихся на вооружении
противотанковых мин обычного типа только мина М15 могла устанавливаться с
помощью прицепного минного раскладчика М67 1972 года разработки. Однако на
сегодняшний день этот раскладчик снят с вооружения, а взамен не принято
ничего.
США пошли по другому пути, по пути создания и развития семейства систем
дистанционного минирования FASCAM. Однако новые дистанционно устанавливаемые
мины М70, М73, М75, М78, BLU-91/B (кстати, совершенно идентичные друг другу
по внешнему виду и устройству, довольно-таки низким поражающим
характеристикам) все имеют магнитный взрыватель и легко уничтожаются
российским электромагнитным тралом ЭМТ, который может устанавливаться на
любую машину, включая легковые. Так что минные поля из этих мин легко
преодолеваются нашей техникой даже без снижения скорости. Мины же
традиционные, которые и обнаружить сложнее и которые поражают сильнее,
американцам по прежнему приходится устанавливать вручную.
Впрочем, сие может иметь существенное значение только при
прочих равных возможностях и оснащении обеих армий. Американцы уповают, и не
безосновательно, на свое абсолютное превосходство в воздухе и прочих высоких
технологиях. Авиация фактически выигрывает войну, а на долю наземных войск
остается только закрепить успех на местности. Так было во время войны в
Персидском заливе против Ирака, так было во время войны против Югославии,
так может быть и....
России же рассчитывать на равенство с США в авиации в ближайшие 50-100 лет
не приходится.
Январь 2013г.
1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное
издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2. Сайт "Броня" (http://www.crosswinds.net/~armoured/index.htm)
3. Стенд завода "Уралтрансмаш" на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле
2001 года.
4. Личный фотоархив автора.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Долгое время названия заводов изготовителей военной техники в нашей стране были засекречены. Времена изменились и теперь я имею возможность назвать не только завод изготовитель, но и его точные координаты:
Россия 620027 г.Екатеринбург ул. Свердлова 6. Федеральное унитарное предприятие "Уралтрансмаш". Телефоны (3432) 34-45-74, 34-45-43, 70-11-87. Факс (3432) 34-46-42, 34-46-61, 70-20-54. E-mail: fgup@uraltransmash.ru. Сайт http://WWW.Uraltransmash.ru