Инженерная техника
Советской (Российской) Армии

(семидесятые-девяностые годы )

Экскаватор ЭОВ-4421

ex-44-01.jpg (35535 bytes)

Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 предназначен для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций, районов сосредоточения войск, командных пунктов.

Привод рабочего органа - обратного ковша гидравлический. Давление в системе гидравлики создается от гидронасосов, приводимых в действие автономным дизельным двигателем  СМД-14  размещенным на поворотной платформе. Экскаватор не универсальный. Ковш обратного типа на ковш прямого типа не переоборудуется, вследствие чего набор грунта в ковш производится только при движении его сверху вниз. Объем ковша 0.65 куб. м. Наибольшая глубина копания 3.25 м. Производительность при отрывке котлованов 60-70 куб.м в час, при отрывке траншеи 50-60 куб.м. в час.

Подъем и опускание аутригеров производится гидравликой без выхода экскаваторщика из кабины, благодаря чему при наличии двух членов экипажа (водителя и экскаваторщика) машина может периодически перемещаться. Это удобно при отрывке траншей. Впрочем, обычная привычка армии экономить на численности экипажей инженерных машин привела к тому, что по штату машиной управляет один человек водитель-экскаваторщик.

Рукоять экскаватора оборудована крюком, что позволяет использовать машину и как автокран грузоподъемностью 3.0 тонны.

Гидравлический привод оборудования обеспечивает экскаваторщику возможность очень точно управлять ковшом, заглублять ковш в грунт принудительно, что очень важно при  разработке мерзлых грунтов, обкапывании и удалении крупных камней и т.п.

Основные тактико-технические характеристики ЭОВ-4421

Тип машины............................................................................................................ экскаватор на колесной базе
Базовая машина....................................................................................................... КРАЗ-255Б (позднее КРАЗ-260)
Масса машины.......................................................................................................... 20т.
Экипаж..................................................................................................................... 2 чел.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном положении
                                                                                          длина............................... 9.4м.
                                                                                          ширина............................. 2.77м.
                                                                                          высота .............................  4.2м.
Емкость ковша.......................................................................................................... 0.65 куб.м.
Производительность при    отрывке котлованов................................................... 90-100 куб.м.
Производительность при отрывке траншеи......................................................... 70-90 куб.м.
Разрабатываемые грунты....................................................................................... I-IV
Максимальная глубина копания без перемещения машины............................... 3. 25м. при ширине по дну 2.5м.
2.0м. при ширине по дну 4.0м.
Максимальный радиус копания с одного места.................................................. 7.34м.
Наибольшая высота опорожнения ковша............................................................. 4.5м.
Грузоподъемность при использовании в качестве автокрана............................ 3.0 т. при вылете стрелы 3 м.
Максимальная высота подъема крюка.................................................................. 4.5м.
Вылет крюка............................................................................................................. 3.0 - 5.16м.
Максимальный угол подъема в рабочем положении.................. ....................... 10 градусов
Максимальный угол крена в рабочем положении.................. .............................. 6 градусов
Колея.......................................................................................................................... 2.16м.
Клиренс..................................................................................................................... 33.5см.
Минимальный радиус разворота в транспортном положении......................... 13.5м.
Время перевода машины из транспортного в рабочее или обратно.................... 2 мин.
.
Характеристики базовой машины (КРАЗ-255Б):
Двигатель................................................................................................................ дизельный ЯМЗ-238
Мощность двигателя 176.52 квт. (240 л.с.)
Транспортная скорость максимальная................................................................... 70 км/час.
Максимальный угол подъема в транспортном положении.................................. 30 градусов
Максимальный угол крена в транспортном положении....................................... 15 градусов
Преодолеваемый брод............................................................................................. 1.0м.
Емкость топливных баков....................................................................................... 330 литров
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км.
Характеристики  двигателя рабочего оборудования:
Двигатель................................................................................................................. дизельный СМД-14
Мощность двигателя.............................................................................................. 55.16 квт. (75 л.с.)
Запас работы по топливу..................................................................................... 10-12 час.

Состоит на вооружении инженерно-позиционных батальонов (ИПОЗБ).

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Сайт "Студенту на заметку" (Student.zoomru.ru)

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Не смотря на то, что в войсках имеются гораздо более производительные машины (например МДК-3 имеет производительность 500-600 куб.м. в час) оказалось, что экскаваторы по-прежнему нужны. Это выяснилось после того, как был снят с вооружения экскаватор Э-305 и последние машины этого типа были списаны. Выяснилось, что во многих случаях требуется отрывка небольших по размеру котлованов (для блиндажа, ДЗОТа, ДОТа, КНП), а в ряде случаев требуется, чтобы котлован был кроме того сложной фигурной формы. Машины типа МДК или ПЗМ с этой задачей справиться не могут.

ЭОВ-4421 появился в войсках через несколько лет после ухода Э-305 и оказался нужной и полезной машиной. Тем более, что в отличие от гусеничных землеройных машин он гораздо менее габаритен, значительно подвижнее, прост и надежен в управлении.

Вдобавок выяснилось, что попытки создать землеройные машины подобные БТМ или МДК на колесной базе оказались безуспешны. Конструкторы, создав по требованию пехоты и танкистов колесные землеройные машины, способные поспевать за танковыми и автомобильными колоннами, вдруг выяснили, что эти машины копать в общем то неспособны из-за плохого сцепления колес с грунтом. ЭОВ оказался спасением.