Инженерное имущество
Советской Армии
(пятидесятые - восьмидесятые годы)
Лодка ДЛ-10
Предназначается для десантной переправы стрелковых
подразделений, легких артиллерийских орудий и легких колесных артиллерийских
тягачей (автомобилей). Орудия и тягачи переправляют на на паромах из двух
или трех лодок с верхним строением изготавливаемых войсками из
подручных материалов.
Лодка ДЛ-10 изготовляется из бакелитизированной фанеры и состоит из двух
отдельных полулодок (со складывающимися бортами), соединяемых 'между собой
при помощи сцепных крюков и петель-проушин (понизу) и стяжных болтов
(поверху). Дно каждой полулодки двойное, образующее воздушный мешок,
обеспечивающий непотопляемость лодки если она не загружена.
Грузоподъемность лодки 3 тонны, полулодки 1.5 тонны.
Соответственно полная лодка может перевозить 25 солдат с вооружением (из них
пятеро гребцы или трое (два моториста и старший лодки)).
Полулодка может перевозить 12 солдат с
вооружением и плюс два гребца.
В комплект лодки входят:
*полулодки -2;
*съемные деревянные банки (скамейки) - 4;
*весла -10;
*уключины -10;
*круги спасательные - 2;
*причальные cтропы - 2.
Лодки перевозят в сложенном виде на обычных грузовых
автомобилях. На одном автомобиле ЗИK-131 перевозится восемь комплектов
лодок, на ГАЗ-66 пять комплектов лодок.
Вес лодки, снаряженной под десант 420 кг (отдельная полулодка без снаряжения
весит 170 кг).
Переправа на десантной лодке ДЛ-10 может осуществляться
при помощи весел или забортного мотора.
Нормальная вместимость лодки при переправе на веслах -
двадцать человек десанта и пять человек обслуживающего расчета, при
переправе с забортным двигателем - двадцать три человека десанта и два
человека расчета (моторист и его помощник).
Десант может переправляться и на отдельных полулодках при помощи весел.
Вместимость полулодки тринадцать человек, из них десять человек десанта и
три человека обслуживающего расчета. При переправе на лодках (полулодках)
ДЛ-10 при помощи весел для гребли наряду с гребцами обслуживающего расчета
привлекаются солдаты десанта.
Скорость движения лодки на воде: при переправе на веслах
до 7 км/час, при переправе с забортным двигателем до 12 км/час. Подготовка
лодки ДЛ-10 для переправы десанта состоит из развертывания полулодок,
установки банок и уключин, укладки весел и смыкания полулодок в лодку.
Время подготовки лодки расчетом из пяти человек 3-4 минуты,
полулодки 1.5-2 минуты. Смыкание полулодок в лодку осуществляется на воде у
берега или заранее на берегу в месте сосредоточения переправочных средств.
Из лодок ДЛ-10 также могут собираться 4-тонные и 6-тонные
паромы.
4-тонный паром.
Для переправы легких артиллерийских
систем, их тягачей и автотранспортных средств общим весом до 4 тонн и с
давлением на ось до 2 тонн применяют спаренные лодки ДЛ-10, образующие
4-тонный паром.
Верхнее строение для сборки 4-тонного парома состоит из заранее
изготовляемых из подручных материалов элементов. Соединение лодок выполняет
расчет в составе восьми- десяти человек в следующем порядке: две лодки
ДЛ-10 устанавливают параллельно на воде носами к берегу с зазором между
бортами 10 см., на лодки укладывают поперечины (вырезами на борта) и
привязывают веревками или проволокой за крючки, имеющиеся на бортах лодок;
на поперечины укладывают щиты (колеи) и привязывают их крест-накрест к
каждой поперечине (веревками или проволокой) или прибивают гвоздями длиной
150-160 мм или скобами.
Погрузку (выгрузку) грузов на спаренные лодки производят по сходням ,
которые на время погрузки закрепляют веревками к ближайшей длинной
поперечине, а во время переправы укладывают на носы лодок. В момент погрузки
(выгрузки) паром должен быть надежно причален к берегу при помощи
причальных канатов.
На сборку парома из заготовленных изделий расчетом в
составе 8-10 человек требуется 15-20 минут
6-тонный паром.
Для переправы грузов общей массой до 6 тонн
и автомобилей с давлением на ось до 3 тонн при общей массе 6 тонн собираются
перевозные паромы из трех лодок ДЛ-10.
Кроме самих лодок, являющихся табельным имуществом, инженерное подразделение
должно заранее заготовить изделия для сборки парома:
*прогоны из брусьев 10 на 15 см. или бревен диаметром 15-16 см. и длиной
7.2м. -8 штук,
*настилочные доски размером 20 на 3.5 см. и длиной 85 см. - 40 шт.
Кроме того, для аппарелей заготовить:
*прогоны из брусьев 10 на 15 см. или бревен диаметром 15-16 см. и длиной
3-3.5мм. -8 штук,
*настилочные доски размером 20 на 3.5 см. и длиной 85 см. - 20 шт.
На сборку парома из заготовленных изделий
расчетом из 10-12 человек требуется 20-25 минут.
Оба типа паромов передвигаются по воде с помощью
подвесных забортных моторов или весел.
В семидесятых годах лодки ДЛ-10 уже не являлись табельным
имуществом инженерных подразделений, за исключением комплекта
мостостроительных средств КМС, где использовались 5 лодок ДЛ-1. Из
двух лодок собирался паром с домкратами для подачи пролетного строения на
опоры строящегося низководного моста, 6 полулодок использовались для
подвозки к сваебойно-обстроечному парому свай, насадок, рамных опор.
На снимке справа: паром с домкратами из комплекта КМС.
От автора. Вообще то, к семидесятым годам
инженерные войска уже хорошо были насыщены автокранами и при строительстве
мостов предпочитали для подъема и укладки блоков прогонов на опоры
использовать автокран, а не возиться с этими паромами.
Март 2009 г.
Источники и литература
1.А.П.Белоконь, В.Т. Корнейчук. Инженерное обеспечение
наступления стрелкового (танкового) батальона (роты). Воениздат. Москва.
1942г.
2.Приемы и способы действий солдата в бою. Учебное пособие . Военное
издательство. Москва. 1988г.
3.А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство Военного
Министерства Союза ССР. Москва. 1950г.
4.Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных
войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для всех родов войск Советской
Армии. Военное издательство. Москва. 1956г.
6. Комплект мостостоительных средств КМС-Э. ТО и ИЭ. Военное издательство.
Москва. 1981г.
---***---
|
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Не всегда новое лучше старого.
Конечно, сейчас, если надо переправить десяток солдат предпочтут резиновую
лодку. Она и легче и компактнее. Но они не обладают универсальностью ДЛ-10 в
применении, их невозможно отремонтировать, не имея резины, клея, бензина,
вулканизатора. А для ремонта ДЛ-10 нужен молоток, десяток гвоздей, да лист
фанеры, жестянку, или дощечку. Да и потопить ДЛ-10 гораздо труднее, чем
резиновую лодку. Пробоины здесь легко затыкать палочками, а то и патронами.
Непотопляемость ДЛ-10 обеспечивается воздушным ящиком, занимающим все днище
лодки.
|