Инженерное имущество
Советской  Армии

(пятидесятые - восьмидесятые годы)

Лодка ДЛ-10

dl-10-1-2.jpg (11942 bytes)

Предназначается для десантной переправы стрелковых подразделений, легких артиллерийских орудий и легких колесных артиллерийских тягачей (автомобилей). Орудия и тягачи переправляют на на паромах из двух или трех лодок с верхним строением изготавливаемых войсками из  подручных материалов.
Лодка ДЛ-10 изготовляется из бакелитизированной фанеры и состоит из двух отдельных полулодок (со складывающимися бортами), соединяемых 'между собой при помощи сцепных крюков и петель-проушин (понизу) и стяжных болтов (поверху).  Дно каждой полулодки двойное, образующее воздушный мешок, обеспечивающий непотопляемость лодки если она не загружена.

Грузоподъемность лодки 3 тонны, полулодки 1.5 тонны. Соответственно полная лодка может перевозить 25 солдат с вооружением (из них пятеро гребцы или трое (два моториста и старший лодки)).
dl-10-1-1.jpg (17463 bytes)Полулодка может перевозить 12 солдат с вооружением и плюс два гребца.

В комплект лодки входят:
*полулодки -2;
*съемные деревянные банки (скамейки) - 4;
*весла  -10;
*уключины -10;
*круги спасательные - 2;
*причальные cтропы - 2.

Лодки перевозят в сложенном виде на обычных грузовых автомобилях. На одном автомобиле ЗИK-131 перевозится восемь комплектов лодок, на ГАЗ-66 пять комплектов лодок.
Вес лодки, снаряженной под десант 420 кг (отдельная полулодка без снаряжения весит 170 кг).

Переправа на десантной лодке ДЛ-10 может осуществляться при помощи весел или забортного мотора.

Нормальная вместимость лодки при переправе на веслах -  двадцать человек десанта и пять человек обслуживающего расчета, при переправе с забортным двигателем - двадцать три человека десанта и два человека расчета (моторист и его помощник).
Десант может переправляться и на отдельных полулодках при помощи весел. Вместимость полулодки тринадцать человек, из них десять человек десанта и три человека обслуживающего расчета. При переправе на лодках (полулодках) ДЛ-10 при помощи весел для гребли наряду с гребцами обслуживающего расчета привлекаются солдаты десанта.

Скорость движения лодки на воде: при переправе на веслах до 7 км/час, при переправе с забортным двигателем до 12 км/час. Подготовка лодки ДЛ-10 для переправы десанта состоит из развертывания полулодок, установки банок и уключин, укладки весел и смыкания полулодок в лодку.
Время  подготовки лодки расчетом из пяти человек  3-4 минуты, полулодки 1.5-2 минуты. Смыкание полулодок в лодку осуществляется на воде у берега или заранее на берегу в месте сосредоточения переправочных средств.

Из лодок ДЛ-10 также могут собираться 4-тонные и 6-тонные паромы.

4-тонный паром.
dl-10-1-3.jpg (17044 bytes)Для переправы легких артиллерийских систем, их тягачей и автотранспортных средств общим весом до 4 тонн и с давлением на ось до 2 тонн применяют спаренные лодки ДЛ-10, образующие 4-тонный паром.
Верхнее строение для сборки 4-тонного парома   состоит из заранее изготовляемых из подручных материалов элементов. Соединение лодок выполняет расчет в составе восьми- десяти человек в следующем порядке:  две лодки ДЛ-10 устанавливают параллельно на воде носами к берегу с зазором между бортами 10 см.,  на лодки укладывают поперечины (вырезами на борта) и привязывают веревками или проволокой за крючки, имеющиеся на бортах лодок; на поперечины укладывают щиты (колеи) и привязывают их крест-накрест к каждой поперечине (веревками или проволокой) или прибивают гвоздями длиной 150-160 мм или скобами.
Погрузку (выгрузку) грузов на спаренные лодки производят по сходням , которые на время погрузки закрепляют веревками к ближайшей длинной поперечине, а во время переправы укладывают на носы лодок. В момент погрузки (выгрузки)  паром должен быть надежно причален к берегу при помощи причальных канатов.

На сборку парома из заготовленных изделий расчетом в составе 8-10 человек требуется 15-20 минут

6-тонный паром.
dl-10-1-4.jpg (9770 bytes)Для переправы грузов общей массой до 6 тонн и автомобилей с давлением на ось до 3 тонн при общей массе 6 тонн собираются перевозные паромы из трех лодок ДЛ-10.
Кроме самих лодок, являющихся табельным имуществом, инженерное подразделение должно заранее заготовить изделия для сборки парома:
*прогоны из брусьев 10 на 15 см. или бревен диаметром 15-16 см. и длиной 7.2м. -8 штук,
*настилочные доски размером 20 на 3.5 см. и длиной 85 см. - 40 шт.
Кроме того, для  аппарелей  заготовить:
*прогоны из брусьев 10 на 15 см. или бревен диаметром 15-16 см. и длиной 3-3.5мм. -8 штук,
*настилочные доски размером 20 на 3.5 см. и длиной 85 см. - 20 шт.

На сборку парома из заготовленных   изделий расчетом из 10-12 человек  требуется 20-25 минут.

Оба типа паромов передвигаются по воде с помощью подвесных забортных моторов или весел.

В семидесятых годах лодки ДЛ-10 уже не являлись табельным имуществом инженерныхdl-10-1-5.jpg (17047 bytes) подразделений, за исключением комплекта мостостроительных средств КМС,  где использовались 5 лодок ДЛ-1. Из двух лодок собирался паром с домкратами для подачи пролетного строения на опоры строящегося низководного моста, 6 полулодок использовались для подвозки к сваебойно-обстроечному парому свай, насадок, рамных опор.

На снимке справа: паром с домкратами из комплекта КМС.

От автора. Вообще то, к семидесятым годам инженерные войска уже хорошо были насыщены автокранами и при строительстве   мостов предпочитали для подъема и укладки блоков прогонов на опоры  использовать автокран, а не возиться с этими паромами.

Март 2009 г.

Источники и литература

1.А.П.Белоконь, В.Т. Корнейчук. Инженерное обеспечение наступления стрелкового (танкового) батальона (роты). Воениздат. Москва. 1942г.
2.Приемы и способы действий солдата в бою. Учебное пособие . Военное издательство. Москва. 1988г.
3.А.А.Ховратович. Переправа войск. Военное издательство Военного Министерства Союза ССР. Москва. 1950г.
4.Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для всех родов войск Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1956г.
6. Комплект мостостоительных средств КМС-Э. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1981г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях. Не всегда новое лучше старого. Конечно, сейчас, если надо переправить десяток солдат предпочтут резиновую лодку. Она и легче и компактнее. Но они не обладают универсальностью ДЛ-10 в применении, их невозможно отремонтировать, не имея резины, клея, бензина,  вулканизатора. А для ремонта ДЛ-10 нужен молоток, десяток гвоздей, да лист фанеры, жестянку, или дощечку. Да и потопить ДЛ-10 гораздо труднее, чем резиновую лодку. Пробоины здесь легко затыкать палочками, а то и патронами. Непотопляемость ДЛ-10 обеспечивается воздушным ящиком, занимающим все днище лодки.