Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы)

Дорожный индукционный миноискатель ДИМ

dim-01.jpg (17826 bytes)

Дорожный индукционный миноискатель ДИМ предназначен для механизированного поиска и обнаружения противотанковых и противотранспортных мин, имеющих металлические корпуса или детали, установленных под дорожное покрытие автомобильных дорог, взлетно-посадочных и рулежных полос, стоянок самолетов на аэродромах, бродов глубиной до 70 см.

Используется в составе отрядов обеспечения движения (ООД) мотострелковых (танковых) дивизий.

Миноискатель смонтирован на базе переоборудованного автомобиля УАЗ-469 (образцы до 1972 года на базе ГАЗ-69) и состоит из поискового элемента, укрепленного на выносной раме, электросистемы, трассировщика. С 1985г. базовый автомобиль именуется УАЗ-3151.

Тактико-технические характеристики ДИМ (на базе автомобиля УАЗ-469)

Тип машины................................................................... инженерная колесная небронированная невооруженная
Базовое шасси.............................................................. полноприводный автомобилУАЗ-469 (ранние образцы ГАЗ-69)
Снаряженная масса....................................................... 1.95 т.
Габаритные размеры.....................................................  
- в рабочем положении........................... длина....................8.05м.
ширина.................2.2м.
высота..................2.02м.
-в транспортном положении................. длина....................4.8м.
ширина.................2.2м.
высота..................2.4м.
Колея............................................................................... 1.44м.
Клиренс.......................................................................... 0.3м.
Экипаж........................................................................... 2 чел. (плюс 4 сапера)
Максимальная скорость(транспортная)...................... 90 км/ч.
Максимальная скорость  (рабочая)............................... до 10 км/ч.
Двигатель бензиновый карбюраторный  УМЗ-451МИ
Мощность двигателя................................................. 55.2 квт. (75 л.с.)
Запас хода по топливу........................................... 450 км.
Емкость топливных баков....................................... 2 по 39 литров
Рабочее оборудование.................................................
-глубина обнаружения мин типа ТМ-62.... 25 см. на удалении 0.5-0.65м.
-ширина разведываемой полосы дороги..... 2.2м.
-время развертывания.................................. 7 минут
-запас маркерной жидкости......................... на 15 км.
-время работы без подстройки.................... 30 мин.
-глубина брода при разведке........................ 0.7м.

В транспортном положении поисковый элемент поднимается наверх,  как показано на приведенном здесь снимке раннего варианта ДИМ на базе ГАЗ-69.  В боевом положении поисковый элемент показан на снимке  в начале статьи.

Доработка базовой машины заключается в том, что к приводу сцепления и приводу тормозов дополнительно присоединены пневмокамеры, и в систему трансмиссии введен компрессор. На задний борт машины подвешен бак для трассировочной жидкости с двумя кранами по бокам.

После перевода поискового элемента в боевое положения, включения электропитания и настройки поискового элемента; по команде оператора, сидящего на правом сиденье, водитель трогает машину и ведет ее со скоростью до 10 км. в час. Оператор с помощью своего рулевого управления обеспечивает правильное положение поискового элемента. С началом поиска оператор открывает электромагнитные краны бака с трассировочной жидкостью. Из кранов на дорогу текут тонкие струйки ярко-желтой жидкости, обозначая границы проверенной полосы. При обнаружении мины автоматика миноискателя выдает команды на пневмокамеры привода сцепления и тормозов. Происходит включение тормозов и разъединение сцепления. Машина останавливается. Оператор выключает автоматику и водитель сдает машину на 30 метров назад. Саперы, сидящие на задних сиденьях машины, выходят,  с помощью своих миноискателей и щупов уточняют местоположение мины и принимают решение на ее уничтожение или обезвреживание. После чего поиск возобновляется.

ДИМ стоит на вооружении в инженерно-саперной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии - 3 машины

Вооружения и брони машина не имеет.

Источники и литература 

1. Дорожный индукционный миноискатель ДИМ . Руководство по эксплуатации. Часть 1. Военное издательство. Москва 1969г.
2.Дорожный индукционный миноискатель ДИМ. Практическое руководство по эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1986г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях. Ни один командир, находящийся в здравой памяти и трезвом уме не пошлет своих саперов работать с ДИМом. Сие абсолютно бесполезно, бесцельно и опасно. Я уже не говорю о том, что мины бывают не только металлические и существуют мины, реагирующие именно на электромагнитное поле (миноискателя в том числе). Глубина-то обнаружения просто смехотворная. Бетонные плиты покрытия и то толще! Да и на дорогах мины обычно закладывают гораздо глубже, а заряд у них, естественно,  гораздо больше.

Да и сама система миноискателя крайне ненадежная и капризная. Она мину  обнаружит только тогда, когда оператор точно знает, где мина заложена.

Обычно для показных занятий место закладки мины обозначали каким-либо условным знаком, и затем торжественно ее обнаруживали (попробуй не найди. Голову снимут, бо ДИМ придумал ба-а-а-альшой генерал). Слушатели академий, для которых собственно и организовывалась эта показуха,  обычно радостно жужжали при этом и делали глубокомысленный вывод о нужности и полезности машины ДИМ. А лейтенант облегченно вздыхал, угонял машину в парк, где с нее торопливо свинчивали все это оборудование, потому, что в инженерно-саперных батальонах машину использовали как легковую  командирскую. Больше ни на что она не годилась.

Если кто из читателей применял ДИМ   в настоящих боевых условиях по прямому его   предназначению, или хотя бы видел  это, то я готов снять перед ним шапку и признать свою неправоту. Хотя,  вряд-ли такой найдется