Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы )

Инженерное навесное оборудование на танки

Бульдозер БТУ-155.

bty-01.jpg (12639 bytes) Бульдозер БТУ-155 является инженерным оборудованием навешиваемым на танки типа Т-54, Т-55, Т-62.

Он предназначен для отрывки окопов для танков, устройства проходов через противотанковые рвы, контрэскарпы, воронки, овраги; устройства пологих спусков на крутых склонах, валки отдельных деревьев, корчевки пней, прокладывания колонных путей, устройства проходов через завалы, обломки зданий.

Подъем и опускание рабочего органа производится гидроприводом с места механика-водителя. Гидропривод питается от бортовой электросети танка.   Он размещен в коробке верхней рамы и состоит из гидроцилиндра, гидронасоса НШ-39-2 ( создаваемое давление 80 кг/кв. см.), бака для гидрожидкости (16 литров трансформаторного масла), электромагнитного двухпозиционного золотника, трубопроводов и электромотора, в качестве которого используется танковый стартер СТ16-М.

От автора. Естественно, что стартер не предназначен для длительной работы, чего никак не хотели понимать танковые командиры. Один БТУ-155 полагался на танковую роту. Т.е. его задача это изредка отрыть десяток танковых окопов. Если же гонять его сутками, конечно, он не выдерживал. Благо, что конструкторы БТУ догадались воткнуть как раз танковый стартер, а не обычный электромотор для гидроприводов. Поэтому в полку особых проблем с заменой электромотора БТУ не возникало.

Тактико-технические характеристики БТУ-155.

Вес комплекта................................................................................. 1.44 т.
Габаритные размеры рабочего органа..........................................
длина......................................... 3.8м.
высота...................................... 0.985м.
Заглубление отвала ниже нулевой отметки..................................
с установленной лыжей (см.) 5, 7.5, 10, 12.5, 15, 17.5, 20
без лыжи................................... до 45 см.
Макс. высота подъема отвала (от нижней кромки до грунта) 70.5 см.
Скорость танка при работе бульдозером........................................ 3-6 км/час
Время установки БТУ-155 на танк силами экипажа.................. 1.ч.20 мин.
Время демонтажа............................................................................ 50 мин.
Производительность......................................................................
засыпка рвов, устройство спусков и т.п.... 230 куб.м.час
отрывка танковых окопов...........................130 куб.м/час
(2-3 танковых окопа за час работы).

Состоит на вооружении инженерно-саперной роты мотострелкового (танкового полка) - 3 (9) шт.

Для танков Т-72, Т-80, Т-90  модификации БТУ разработано не было. Каждый танк имеет на нижнем лобовом листе откидывающееся устройство для самоокапывания, которое призвано заменить БТУ. Однако практика их применения показала, что производительность самоокапывателя низка, прочность неудовлетворительна, качество копания не выдерживает никакой критики.  Поэтому для танков Т-72, Т-80, Т-90 разработан бульдозер ТБС-86.

 

Снегоочиститель СТУ-2М.

bty-02.jpg (17127 bytes) Снегоочиститель СТУ-2М является инженерным оборудованием, навешиваемым на танки типа Т-34-85, Т-54, Т-55, Т-62. Он предназначен для прокладывания зимних колонных путей при толщине снежного покрова до 1.5м. 
Подъем и опускание рабочего органа производится гидроприводом с места механика-водителя. Гидропривод питается от бортовой электросети танка.   Он размещен в коробке верхней рамы и состоит из гидроцилиндра, гидронасоса НШ-39-2 ( создаваемое давление 80 кг/кв. см.), бака для гидрожидкости (16 литров трансформаторного масла), электромагнитного двухпозиционного золотника, трубопроводов и электромотора, в качестве которого используется танковый стартер СТ16-М.

Состоит на вооружении инженерно-саперного батальона танковой (мотострелковой дивизии) - 3 шт.  Однако,  для использования СТУ в батальоне машин нет. Поэтому, на время использования батальону должны придаваться до 3 танков.

Тактико-технические характеристики СТУ-2М.

Вес комплекта................................................................................. 2.45 т.
Габаритные размеры рабочего органа..........................................
длина......................................... 3.1м.
ширина...................................... 4.38м.
высота...................................... 1.25м.
Скорость прокладывания колонного пути в снегу....................... глубина снега 0.5-0.7 м............. 8 км/час
глубина снега 0.8-1.5м.............. 5 км/час
Ширина прокладываемого пути...................................................
за один проход......................... 3.3м.
за два прохода.......................... 4.7м.
за три прохода.......................... 6.2м.
Время установки СТУ-2М на танк силами экипажа.................. 25-30 мин.
Время демонтажа............................................................................ 15-20 мин.

Для танков Т-72 и Т-80 модификации СТУ разработано не было. Возможно, что к настоящему времени модификация СТУ для Т-72 имеется. У автора сведений об этом нет.

От автора.  Разумеется, такой техники в армии США и в армиях европейских стран нет. Там она и не очень то нужна. Но вот в России, а особенно на Урале, Сибири, на Дальнем Востоке без СТУ никуда.
В советские времена все три СТУ, имевшиеся в 44-й учебной танковой дивизии Уральского округа как с первыми снегопадами уезжали из военного городка, так только после таяния снега весной возвращались. Комдив только и мог чего добиться, так это оставить один СТУ, чтобы чистить дорожки на танковых директрисах. Да и тот старенький еще СТУ-38, весь латанный перелатанный. СТУшки всю зиму чистили  шоссе Свердловск-Тюмень  от Камышлова до Богдановичей, расчищали дороги в села Камышловского района. И не было проблем. А ведь зимы восьмидесятых годов на Урале были снежные и морозные.
Воистину тогда было "Народ и армия едины".
Драматичная многодневная история с затором на  федеральной трассе в Тверской области из-за довольно таки дохлого снегопада  в конце ноября 2012, в советские времена была бы немыслима. Всего то и потребовался бы один звонок из штаба округа в ближайшую дивизию (а их тогда по стране   натыкано было немало). И через пару часов с шоссе разлетался бы в стороны весь снег со скоростью 8 километров в час. А то и быстрее.

Сэкономили на армии? Ну-ну!

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации навесного бульдозерного и снегоочистительного оборудования к танкам (БТУ, СТУ). Военное издательство министерства обороны СССР. Москва 1963г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Бульдозеры перевозятся автотранспортом инженерно-саперной роты полка и навешиваются на танки по необходимости. Танк должен иметь, приваренные на броне верхнего и нижнего лобового листа бонки для крепления навесного оборудования (каждый третий танк выпускался промышленностью с бонками).

Из армейской практики - танкисты охотно навешивали БТУ на свои танки и в мирное время, но расставаться с ними не спешили. Дело доходило до конфликтов командира саперной роты с командирами танковых рот; до того, что танкисты заваривали крепежные болты, спиливали грани головок болтов. Эти БТУ широко использовали для разравнивания танковых дорожек на танковых директрисах, маршрутов на танкодромах и иных хозяйственных работ. С помощью БТУ танковый окоп отрывается за 20-30 мин.

В 44-й учебной танковой дивизии Уральского округа эти БТУ были просто проклятием полковых инженеров. Дорожки на танковых   директрисах разбивались очень быстро. Еще бы, день и ночь идут стрельбы. А чем разравнивать дорожки,  на которых за две-три недели образуются волны и танк по  дорожке не едет, а ныряет вверх-вниз? Одного единственного на полк нештатного тракторного бульдозера С-100 не хватало. И командиры всеми правдами и неправдами использовали БТУ. А ресурс то у них невелик. Вот и крутись полковой инженер как хочешь, а чтобы все БТУ в полку были в исправности

Снегоочистители СТУ   перевозятся автотранспортом инженерно-саперного батальона дивизии и навешиваются на танки в зимнее время по необходимости. Танк должен иметь, приваренные на броне верхнего и нижнего лобового листа бонки для крепления навесного оборудования (каждый третий танк выпускался промышленностью с бонками).

Из армейской практики - в отличие от БТУ, который можно держать на танке неограниченно долго, СТУ в транспортном положении сильно ограничивает обзор с места механика-водителя, низко висящая нижняя часть отвала ограничивает проходимость танка по пересеченной местности. Большой вес СТУ быстро разрушает передние амортизаторы машины, подшипники передних катков. Поэтому СТУ обычно навешивали только на время, необходимое для расчистки маршрутов.