Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-семидесятые годы )

Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 относится к классу землеройных машин. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля (глубина 1.1м.) или полного профиля (глубина (1.5м.) в грунтах I-IV категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. В скальных грунтах она не работает.
Траншея может быть прямолинейная или извилистая. Радиус поворота не менее 25 м. Возможна отрывка траншеи ломанного профиля. но для изменения направления необходимо всякий раз выглублять рабочий орган (ротор).

Тактико-технические характеристики БТМ-3

Типа машины.............................................................................. землеройная роторная   гусеничная
Размеры отрываемой траншеи.....................................................
глубиной 1.1м. .................. ширина по низу 0.7м., по верху 0.9м.
глубиной 1.5м................... ширина по низу 0.7м., по верху 1.1м.
Производительность (зависит от прочности грунта)................ 265-800 м/час
Габаритные размеры....................................................................
длина в трансп. полож..... 7.35м.
длина в рабочем полож... 10.85м.
ширина.............................. 3.2м.
высота в трансп. полож... 4.3м.
высота в раб. полож......... 3.5м.
Экипаж........................................................................................... 2 чел.
Вес снаряженой машины........................................................... 26,5 т.
Ширина колеи............................................................................ 2.64м.
Клиренс...................................................................................... 42.5 см.
Удельное давление на грунт....................................................... 0.7 кг/кв. см.
Скорость транспортная............................................................... до 35.5 км/час
Запас  хода по топливу (при транспортировке)....................... 500 км.
Запас  хода по топливу (при работе)........................................... 20-23 час.
Максимальный угол подъема..................................................... в транспорт. полож........... 20 градусов
в рабочем полож............... 10 градусов
Максимальный угол крена.......................................................... в транспорт. полож........... 10 градусов
в рабочем полож............... 7 градусов
Ширина преодолеваемого рва................................................... 3м.
Высота вертикальной стенки..................................................... 0.65м.
Брод............................................................................................... 1м.
Двигатель.................................................................................... дизельный четырехтактный бескомпрессорный V-образный  В-401
Мощность двигателя.................................................................. 305.23 квт. (415 л.с)

btm-02.jpg (21238 bytes)Ширина траншеи по верху - 90см. при глубине 1.1м. или 1.1м. при глубине 1.5м. По дну ширина траншеи во всех случаях 0.7м..  Вместе с тем, машина может отрывать траншеи глубиной менее 1.1. м. В плане траншея может быть прямолинейной, зигзагообразной (из коротких отрезков прямолинейной траншеи) или извилистой (радиус закругления 25м.). Разрабатываемый грунт сбрасывается по обе стороны траншеи, образуя передний и тыльный бруствер высотой около 50см. Уплотнения грунт не требует.

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т.
Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя.  Время на подготовку машины к работе  5-7 мин.

Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-рентгенометром ДП-5Б, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Состояла на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии   - 3 шт.

P.S. Конечно, к началу XXI века  БТМ-3 устарела и ей на смену в 1997г. пришла машина БТМ-4М, имеющая несколько большую производительность, но и существенно большие габариты и почти вдвое больший вес. А если принять во внимание, что базовой машиной является танк Т-80, то новая траншейная машина гораздо дороже и сложнее в эксплуатации.  Она требует квалифицированного механика-водителя. А где таковых взять сегодня? Срочник за год службы едва ли освоит БТМ-4М, а отыскать контрактника в захолустных городишках или вовсе в лесу, где обычно и стоят саперные батальоны, практически невозможно.
Да и стоит принять во внимание, что изначально БТМ создавался, исходя из масштабов мировой войны с огромной по протяженности линией фронта, с участием огромных масс войск.
Сегодня же большинство военных специалистов полагают, что в обозримом будущем войны будут локальными с участием относительно небольших воинских контингентов и очень маневренными. Т.е. позиционной обороны, требующей траншей большой протяженности, не предполагается. Не окажутся ли невостребованными траншейные машины громоздкие и большой производительности? Быть может вполне достаточно компактной машины типа ПЗМ?
Впрочем, невозможно предугадать характер будущих войн. Остается одно -  опять готовиться к прошедшим, а не к будущим  войнам.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации быстроходной траншейной машины БТМ-3. Военное издательство МО СССР. Москва 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. А.В. Соколов. Быстроходная траншейная машина БТМ. Военное издательство. Москва. 1962г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

От автора. Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Один недостаток, характерный впрочем для всех машин - траншею отрывает не всегда там, где нужно пехоте, а там, где она может пройти.