Инженерная техника
Российской Армии

(девяностые годы XX века -начало XXI века )

Боевая машина разграждения  БМР-3М

Боевая машина разграждения БМР-3М предназначена для проделывания проходов в минных полях. для танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и иных машин, имеющих ширину гусениц (колес) и межгусеничное (межколесное) расстояние примерно равное танковому. В минных полях, состоящих из противогусеничных мин нажимного действия машина проделывает колейный проход. Ширина каждой колеи 80-87 см., ширина межколейной непротраливаемой полосы  162 см. В минных полях, состоящих из противоднищевых мин с контактными взрывателями машина проделывает сплошной проход шириной 3.2 метра ,  в полях, состоящих из противоднищевых мин с магнитными взрывателями сплошной проход шириной 6-7 метров.

Базовое шасси для БМР-3М  танк Т-72 без башни и вооружения.
Общая масса машины  43 тонны. Двигатель М-84МС  4-тактный  V-образный дизель жидкостного охлаждения мощностью 618 квт. (840 л.с.) с удельным расходом топлива 247 гр./квт.час. Запас хода по топливу с дополнительными баками ( бочки 2х200 л.) 540 км. Максимальная скорость машины со снятыми катковыми секциями 60 км. в час, рабочая скорость траления до 12 км в час.

Машина оснащена системой преодоления водных преград по дну при глубине до 8 метров, ширине преграды до 1.5 км и скорости течения до 3 м/сек. (воздухопитающая труба, навигационная аппаратура, изолирующие противогазы ( на аварийный случай))

Габариты машины( с оборудованием):
-длина 6.92 м.
-ширина 3.78 м.
-высота 2.93 м.

Экипаж машины 2 человека ( командир и механик-водитель). На период работы на минном поле в экипаж машины придается 3 сапера, для размещения которых и их оснащения в боевом отделении машины имеются места.
Обитаемость -
*фильтровентиляционная установка, обеспечивающая работу экипажа без противогазов в условиях большой запыленности, радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
*аэрокондиционер, обеспечивающий работу экипажа при температуре окружающего воздуха до +65 градусов;
*водонагреватель, подогреватель пищи, биотуалет обеспечивают жизнь экипажа в полностью закрытой машине в течение 3 суток.

Защитное вооружение машины: дистанционно управляемый зенитный пулемет калибра 12.7 мм ("Утес") на турели над люком командира, гранатомет РПГ-7Д(6 гранат), ПУ ЗУР "Игла" (2 ракеты), 8 дымовых гранатометов на рубке машины, автомат АКС-74 (150 патронов), гранаты Ф-1 (10 шт). Экипаж вооружен пистолетами ПМ, придаваемые саперы - штатным оружием

Броневая защита машины аналогична броневой защите танка Т-72 с динамической броней. Бронирование нижнего лобового листа и днища эквивалентно 300 мм. брони.

Основное вооружение: -  катковый минный трал КМТ-7 состоящий из двух катковых и двух ножевых секций КМТ-8 с электромагнитной приставкой ЭМТ

 На снимках: - слева выше катковые секции, справа правая секция ножевой секции, ниже излучатель электромагнитной приставки ЭМТ.

Вспомогательное оснащение: - танковая радиостанция Р-123М (Р-173), танковое переговорное устройство ТПУ, радиометр-рентгенометр  и химический анализатор ГО-27, bmr-3m-4.jpg (5150 bytes)бесподсветочные приборы ночного видения 1ПН-63М (2 шт.).

Сверху за боевой рубкой находится грузовая платформа грузоподъемностью 5 тонн и   кран-стрела грузоподъемностью 2.5 тонны, что позволяет перевозить и монтировать (демонтировать) катковые секции силами экипажа без привлечения автокрана.

От автора. Праматерь этой машины появилась на свет  на пыльных и жарких дорогах Афганистана  летом 1980 года, когда наши пламенные ленинцы из ЦК КПСС  вдруг горестно выяснили, что пуштуны и дари вовсе не горят желанием строить светлое здание социализма, когда  золотые медалисты военных академий вдруг обнаружили, что маршевая скорость  полка определяется вовсе не мощностью  танковых моторов, не сколоченностью танковых рот и даже не выучкой механиков-водителей, а шаркающей походкой лениво бредущего сапера с его мерзкой шелудивой собачонкой.
Что-то надо было делать. Вспомнили про минные тралы. Однако танков как всегда не хватает, да и рискованное это занятие - тралить мины. Поначалу на это дело пускали трофейные Т-54 и Т-55 с неисправным вооружением. Потом кто-то догадался снимать с них теперь уже ненужные башни. А поскольку все уже знали, что при попадании в машину гранаты или при подрыве на мине,  у тех, кто сидит на броне, шансов уцелеть все же больше, чем у сидящих под броней, то солдатики мигом придумали выводить тяги и рычаги управления с места механика-водителя к тому месту, где была башня. А на дно машины стали ложить листы брони, металла, канистры с водой ( кстати, канистра с водой для кумулятивной струи гораздо хуже, нежели броневой лист). Потом и от пуль снайперов стали устраивать сверху курятник из тонкой брони. Так родилась первая БМР. Потом эти машины пошли и заводского изготовления. Вот только мало их было, гораздо меньше, чем требовалось.

А вот совершенная машина родилась только теперь. И как всегда - обжегшись на молоке, дуем на воду. Кондиционер, конечно, штука    хорошая, но где ты был, когда от жары и пыли плавились мозги ? И кто знает, где понадобится эта машина снова. А у нас в Росси лето не так чтобы уж очень жаркое, зато зима холодна. Может о печке лучше подумать? Не похоже, что нашим бойцам в ближайшее столетие придется исполнять интернациональный долг в жарких странах, скорее родные снега отстаивать придется. 
Впрочем, об удобствах наших солдатиков как-то не принято думать. Туалет, кондиционер, подогрев пищи ( забыли господа втиснуть в БМР холодильник и стереосистему) это не для сопливых. Это для возможных иностранных покупателей, кто (вполне обоснованно) полагает, что в  думать о создании приемлемых условий  для солдат в бою гораздо важнее, нежели о комфорте  народных депутатов.
А у нас так и не хотят понять, что если солдат плюнет на все и  побредет домой (а так уже было в 1917), то худо станет не ему (солдату всегда плохо), а тем, кто в теплых и чистых кабинетах ГосДумы сегодня выгадывает как бы похитрее обобрать военного, да так. чтобы тот не заметил. Заметил, господа, заметил! Офицеры (офицеры!) сегодня говорят: "Если они думают, что они нам платят, то нехай думают, что мы их защищаем". Солдаты уже давно решили: "Как кормите, так и служим".

Источники

1. Сайт "Броня" (http://www.crosswinds.net/~armoured/index.htm)
2. Стенд завода "Уралвгонзавод" на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.
3. Стенд ОАО  "ФНПЦ "Станкомаш" на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

gmz-3-3.gif (3046 bytes)

Заметки на полях.  Машину производит -

Россия,  Свердловская область, г.Нижний Тагил, П/О "Уралвагонзавод"

Минные тралы производит ОАО "ФНПЦ "Станкомаш". г.Челябинск тел/факс (3512) 52-84-92