Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Буксирно-моторный катер БМК-Т

bmk-t-01.jpg (46025 bytes)

Буксирно -моторный катер БМК-Т   предназначен для буксировки отдельных звеньев, участков понтонного моста при его наведении, буксировки ленты моста при ее развороте, перемещении; для завоза якорей; для буксировки паромов, собираемых из комплекта понтонно-мостового парка; для ведения разведки реки. Может также использоваться для переправы личного состава пехоты (десанта), буксировки несамоходных плавсредств, патрулирования водных преград и решения иных задач на водных преградах.
Впервые начал использоваться в комплекте парка ПМП. В большинстве комплектов ПМП в семидесятые годы имелось всего по 2 катера БМК-Т, остальные 10 это были катера БМК-150, БМК-130. Позднее количество в парке ПМП  катеров БМК-Т увеличивалось.

Буксировка может осуществляться тяговым методом или методом толкания. По суше катер перевозится загруженным на специально оборудованном автомобиле Краз-255В (Позднее стал использоваться Краз-260). Спуск катера на воду производится сбрасыванием подобно сбрасыванию понтона. Загрузка катера на автомобиль производится с помощью лебедки автомобиля за 3-5 мин. Сброс катера на воду может производится с экипажем на борту (2 чел.) и работающим  двигателем катера.
Система охлаждения двигателя замкнутая жидкостная с охлаждением хладагента через холодильник, омываемый забортной водой.

Основные тактико-технические характеристики  БМК-Т

Тип машины................................................................................................................. буксирный моторный катер
Снаряженная масса..................................................................................................... 6 т.
Экипаж.......................................................................................................................... 2 чел.
Тяга на швартовых....................................................................................................... 2040 кг. (20 Кн.)
Максимальная скорость................................................................................................... 12 км/час
Габаритные размеры:
                                                                                          длина............................... 8.6м.
                                                                                          ширина............................. 2.7м.
                                                                                          высота (без мачты)...........  2.2 м
Максимальная осадка................................................................................................. 0.75м.
Запас хода по топливу.............................................................................................. 15 час.
Двигатель.................................................................................................................... дизельный  V-образный ЯМЗ-236 СП-4
Мощность двигателя.................................................................................................. 132.3 квт (179.88 л.с.)
Время разгрузки и подготовки к работе.................................................................... 3-5 мин.
Запас плавучести........................................................................................................ 40%

Корпус катера полукатамаранного типа. Десант до 25 чел. пехоты с полным вооружением (численность личного состава ограничена не грузоподъемностью катера, а возможностью размещения л.с. на палубе). Скорость толкания 60-тонного парома с грузом 9 км. в час. Время одного рейса 60-тонного парома через преграду 200-500 м. 12-15 мин.

Катер оснащен мощным   водооткачивающим  насосом (800 л. в мин.), который используется не только для откачки воды из корпуса при пробоинах, но и для мытья понтонов от грязи, тушения горящей техники или объектов, расположенных вблизи водоема.

Стрелкового или артиллерийского вооружения, брони, средств связи  катер не имеет.

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Машины инженерного вооружения. Часть 2. Машины для преодоления препятствий и водных преград. Военное издательство. Москва.1986г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 От автора. Лучший из известных (не принимая во внимание катеров, появившихся позднее) автору буксирных катеров. Почти мгновенный спуск на воду, немедленное начало работы катера на воде, большое развиваемое тяговое усилие  выгодно отличают его от других типов катеров. Поворот катера осуществляется не рулями, а поворотом двух гребных винтов, размещенных в вертикальных колонках, причем поворачиваться каждый из винтов может на 360 градусов и совершенно независимо друг от друга. Это создает катеру совершенно фантастическую маневренность. Он может очень быстро разворачиваться вокруг собственной оси, за 6-7 сек менять вектор тяги на противоположный. При преодолении мелких мест может поднимать винты из воды. Катер на воде устойчив от кренов.

Одним из недостатков катера является некоторая инерционность системы управления, из-за чего  исполнение команд на поворот колонок винтов происходит с задержкой 1-3 сек.

Однако большая валкость катера на волне не позволяет его использовать в морских условиях или при крупной волне на водохранилищах.