Инженерная техника
Советской Армии

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Буксирно-моторный катер БМК-150

bmk-150-01.jpg (22931 bytes)

 

Буксирно -моторный катер БМК-150   предназначен для буксировки отдельных звеньев, участков понтонного моста при его наведении, буксировки ленты моста при ее развороте, перемещении; для завоза якорей; для удержания ленты моста в створе; для буксировки паромов, собираемых из комплекта парка; для завозап якорей; для ведения разведки реки. Может также использоваться для переправы личного состава пехоты (десанта), буксировки несамоходных плавсредств, патрулирования водных преград и решения иных задач на водных преградах.
Впервые этот катер был введен в состав понтонно-мостового парка ТПП (12 катеров) в 1950 г.. Затем он использовался в комплекте парка ПМП (10 или 12 катеров), ПМП-М.
Насколько известно автору, в парках ППС-84 и ПП-91 от этих катеров уже отказались.
В комплектах парка ПМП могут быть различные варианты типов применяемых катеров. Может быть 12 катером БМК-Т или 12 катеров БМК-150, или 10 БМК-150 и 2 катера БМК-Т (1257 ОПОМБ Центральной Группы Войск 1977-1982 годы). Возможны и иные варианты комплектования парка катерами.

Буксировка может осуществляться тяговым методом или методом толкания. Основной метод - толкание, для чего в носовой части катера имеются специальные крепления и тросовые тяги. По суше катер перевозится как прицеп за специально переоборудованным автомобилем ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131( лебедка и специальный кронштейн впереди машины). Катер для транспортирования по суше имеет собственный колесный ход. Спуск катера на воду производится  сталкиванием в воду. Для этого машина подъезжает к катеру с его носовой части, лебедкой приподнимает нос катера и вводит его в кронштейне. Затем машина заезжает в воду до тех пор, пока катер не всплывет. После этого катерист, находящийся в катере, вытаскивает клиновые упоры шасси и поднимает колеса в горизонтальное положение вдоль бортов   с помощью ручных лебедочек.

Вытаскивание катера из воды производится в обратном порядке - катер подходит к берегу возможно ближе, катерист освобождает шасси, которые под собственным весом опускаются   вниз. Трос лебедки зацепляется за спецустройство в носовой части катера, после чего лебедкой катер начинает подтягиваться к машине. Шасси упираются в дно, переходят в вертикальное положение и закрепляются клиньями. После этого катер легко выкатывается на берег.

Основные тактико-технические характеристики  БМК-150

Тип машины.......................................................................................................... катер буксирно-моторный
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 3.0 т.
Габаритные размеры:
                                     - в рабочем  положении
                                                       длина.................................................................... 8.2 м.
                                                        ширина (по колесам).......................................... 2.7 м.
                                                       высота   ( в буксируемом положении).............  2.75 м.
                                                       высота (от киля до верха остекления)............. 2.0 м.
Максимальная осадка............................................................................................... 0.65 м.
Тяга на швартовых.................................................................................................... 1500 кг.
Максимальная скорость на воде (пустого)............................................................... 22 км/час
Рабочая скорость....................................................................................................... 9 км/час
Максимальная скорость буксировки на суше..................................................... 40 км/час
Средний диаметр циркуляции............................................................................... вокруг своей оси при работе винтов "враздрай"
Время спуска на воду до момента готовности к движению................................. 2.5-4.0 мин
Время подъема из воды.......................................................................................... 10 мин.
Запас хода по топливу............................................................................................. 5.5 час.
Запас топлива (бензин А-66)................................................................................... 240 литров
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Двигатели.................................................................................................................... 2 бензиновых  М-51 СПЭ-3.5
Мощность каждого двигателя................................................................................... 45.6 квт. (62 л.с)
Перевозимый десант................................................................................................... 34 чел.

Стрелкового или артиллерийского вооружения, брони катер не имеет. Средств связи не имеет. Имеет фару-прожектор и судовые огни.

 

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Журнал "Техника и вооружение " №9-2001г.
4. Катер буксирно-моторный БМК-150М1. Описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). Завод "Красное Сормово". 1964г.
5. Сайт "Российская военная техника" (russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=607).
6. Инструкция по работе с буксирно-моторным катером БМК-150. Военное издательство. Москва. 1958г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях. Катер, конечно, неплохой, но это не буксир. Это просто переделка легкого прогулочного морского катера, какие в шестидесятые-семидесятые годы катали курортников в хорошую погоду вдоль Черноморского побережья Крыма (Артек, Судак, Феодосия, Евпатория, Саки и проч.).

Прилепили к бортам колеса, да и все. Даже не догадались поставить хорошие водооткачивающие насосы. А ведь катер предназначали для войны. Стояли на нем два ручных насоса  производительностью по 30 литров в минуту. Откачать из корпуса,  набравшуюся за ночь дождевую воду,  их хватало, но что будет, если борт  продырявить хотя бы из пулемета - представить себе нетрудно.
Корпус алюминиевый, а его в войсках толком латать никогда не умели. Про аргоновую сварку слышали, но поскольку аргон в списке материалов, поставляемых в армию не числился, то в части он не поступал и  как им пользоваться не знали

Рассекать на этом катере по Эльбе или Влтаве было приятно и удобно. Управляемость у него прекрасная, как у велосипеда. Но вот когда катер впрягали в паром или заставляли держать ленту моста на хорошем течении, ему это не нравилось и на полных оборотах он перегревался минут за 10-12.
Но голь на выдумки хитра. При полном комплекте катеров в парке к ленте моста ставили двойное против нормы их число и пока половина этих курортников держала ленту моста, вторая потихоньку остывала на холостых оборотах.

В нашем 1257 отдельном понтонно-мостовом батальоне положение спасали два катера БМК-Т. После окончания процесса наводки моста эти два мужичка держали всю ленту, а БМК-150 отходили в заводь отдышаться и остыть после напряженной работы.