Инженерная техника
Советской Армии

(семидесятые-восьмидесятые годы )

Бульдозер колесный БКТ

bkt-01.jpg (17944 bytes)

Бульдозер колесный БКТ   относится к классу землеройных машин. Она предназначена для отрывки котлованов для фортификационных сооружений, танковых окопов, окопов и укрытий для боевой и небоевой техники; оборудования спусков на крутых склонах, контрэскарпах, съездов в воду на крутых берегах водоемов; засыпки воронок, противотанковых рвов; засыпки грунтом, собранных в котлованах фортсооружений и иных земляных работ  в грунтах I-III категорий, т.е. машина способна работать  в грунтах от песчаного до тяжелого суглинка. В глинистых, скальных и мерзлых грунтах она не работает. Допустимый боковой наклон при работе до 12 градусов, крутизна подъема или спуска до 25 градусов.

Основные тактико-технические характеристики БКТ

Базовая машина......................................................................................................... МАЗ-538
Масса машины........................................................................................................... 22 т.
Габаритные размеры:
                                     - в транспортном  и рабочем положении
                                                                                          длина............................... 8.16м.
                                                                                          ширина............................. 3.33м.
                                                                                          высота .............................  3.18м.
Клиренс..................................................................................................................... 0.48м.
Колея......................................................................................................................... 2.52м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 20 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 12 градусов
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.2м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 800 км (16 моточасов)
Максимальная скорость движения....................................................................... 45 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам.......................................... 25-30 км/час
Производительность при отрывке котлована........................................................ 60-80 куб.м./час
Производительность при засыпке котлована........................................................ 80-100 куб.м./час.
Производительность при корчевке пней............................................................... 1015 корней в час
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-III
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел
Вместимость кабины .............................................................................................. 2 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный Д-12А-375А
Мощность двигателя................................................................................................. 275.81 квт. (375 л.с.)
Максимальное тяговое усилие............................................................................... 14 т.
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала......................................................................................... 3.3 м.
               - высота отвала........................................................................................... 1,15 м.

 

Данной машине безразлично направление движения. Реверсивная коробка передач обеспечивает одинаковую скорость движения и одинаковый крутящий момент в обеих направлениях. Кроме того, механик-водитель, переставляя рулевое управление в левое или правое гнездо и пересаживаясь в левое или правое кресло, расположенные навстречу друг другу, может с одинаковым удобством управлять машиной в обеих направлениях.

Кроме того, машина оборудована тяговой лебедкой и анкерным устройством, обеспечивающих возможность работы на скользкой, вязкой поверхности и повышающих тяговое усилие.

Базовая машина колесный тягач  МАЗ-538. Кабина не герметизирована,

Может состоять на вооружении в  в инженерно-позиционном батальоне, батальоне оборудования пунктов управленияbkt-02.jpg (26051 bytes) фронта.

Поздняя версия на базе инженерного колесного тягача ИКТ (КЗКТ-538ДП) под обозначением ПКТ-2 имеет несколько большую длину. Этим внешне ПКТ и ПКТ-2 различаются.

На снимке справа: БКТ-2. Заметно большее расстояние между передним и задним мостом. Сзади, кроме того, сзади имеется  рыхлитель.

P.S. Буквально все путают между собой ПКТ и БКТ.  Особенно, если у ПКТ оборудование установлено в бульдозерном положении. А различить довольно просто. У БКТ бульдозерное оборудование расположено перед двигателем, и оно не переводится в двухотвальное или грейдерное положение. Т.е. нож цельный.  У ПКТ бульдозерное оборудование расположено   с противоположной  стороны, и оно может иметь положения бульдозерное, двухотвальное и грейдерное .. Иначе говоря, у БКТ спереди, а у ПКТ сзади.
Впрочем, тут сложно говорить о передней и задней части машины. Рулевое управление устроено так, что водитель может переставлять рулевое колесо так ему удобно для выполнения  задач. Т.е. он может сидеть лицом к двигателю, а может сидеть к нему спиной. Реверсивная коробка передач позволяет двигаться с одинаковыми скоростями в обеих направлениях.

 

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации бульдозера на колесном тягаче БКТ. (ИЭ и ТО)Военное издательство МО СССР. Москва 1974г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Инженерный колесный тягач ИКТ. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1980г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Единственное достоинство - поспевает на марше за мотострелками и танкистами. Если же требуется действительно бульдозер, то обыкновенный бульдозер на тракторе  ДТ-75 справится с этой задачей гораздо лучше.
Не спасает положение и большой крутящий момент двигателя - лопата упирается в грунт, колеса медленно крутятся на месте, результат нулевой. Разве что с разгона удается заглубить лопату в плотный грунт и сдвинуть его с места.
При оборудовании спусков в воду машину трудно удержать от сползания в воду -большая масса при плохом сцеплении огромных колес с грунтом приводило нередко к тому, что машина при наглухо заблокированных тормозами колес не спеша, как на лыжах торжественно съезжала в воду.

Колеса также легко прокалываются, как и у Жигуленка, а вот запасного колеса нет, его просто негде разместить на машине, да и заменить без автокрана его невозможно.