Инженерная техника
|
Тип машины............................................................................. | автомобиль плавающий | |
Снаряженный вес.................................................................. | 7.15 тонны | |
Грузоподъемность (на суше и на воде)................................. | 2.5 тонны | |
Экипаж..................................................................................... | 1 чел. | |
Габаритные размеры.......................................................... | ||
-длина............................... | 9.54 м. | |
-ширина............................. | 2.49 м. | |
-высота.............................. | 2.66 м. | |
Клиренс................................................................................... | 28 см. | |
Максимальная скорость на суше............................................ | 60 км/час | |
Максимальная скорость на воде............................................ | 10 км/час | |
Запас хода по топливу на суше.............................................. | 570-690 км. | |
Запса хода по топливу на воде.............................................. | 10 часов. | |
Двигатель................................................................................ | бензиновый карбюраторный 6-цилиндровый ЗИС-152 | |
Мощность двигателя............................................................... | 81 - 82 квт. (110-112 л.с) | |
Радиус поворота на суше....................................................... | 11.5 м. | |
Радиус циркуляции на воде................................................... | 9 м. | |
Максимально допустимая скорость течения реки.............. | 3 м/сек. | |
Максимальный угол подъема. (без груза)............................. | 32 градуса | |
Максимальный угол подъема. ( с полным грузом).............. | 26-29 градусов | |
Преодолеваемая вертикальная стенка................................. | 0.4 м. |
БАВ состояли на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии - 1 взвод (10 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа (фронта) - 2 роты (40 машин).
Предшественником БАВ был американский автомобиль-амфибия DUKW-353 фирмы Дженерал Моторс, поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах, более известный в те годы в СССР под названием амфибия "Джиэмси" (очевидно от от выдавленных спереди машины английских букв GMC). От этого автомобиля была взята компоновочная схема, система привода винта и управления. От советского автомобиля ЗИС-151 был взят двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, мосты, подвеска. Отработанная система трансмиссии и колес БАВ затем была использована при создании автомобиля ЗИЛ-157 и бронетранспортера БТР-152.
От автора. БАВ очень похож на американскую "Дак (Утка)" (как ее окрестили американские солдаты). Но это вместе с тем это разные машины. Да, очень многое в нашем БАВе взято от американской DUKW. Но никакое это не копирование, как об этом любят кричать русофобствующие историки и журналисты в России (мол наши отечественные конструкторы сплошь неучи, идиоты и тупицы, которые способны только на интеллектуальное воровство). Вообще, очень и очень редко встречаются образцы военной техники, разработанные, что называется с нуля. Любой конструктор, будь то русский, немецкий, американский или японский, начинает разработку новой машины с того, что тщательно изучает все, что было в этой области наработано до него и наиболее для него подходящее использует это в своей разработке. Зачем вновь изобретать то, что уже изобретено? Ради "чистого искусства"?
Кстати, как пишет Г.Гудериан в своих мемуарах, немецкие конструкторы отказались копировать наш Т-34 не из отвращения к заимствованию, а из-за того, что в разных странах разные технологии и повторить конструкцию иностранного образца просто невозможно. Внешняя схожесть образцов это еще не доказательство копирования.
Январь 2001 г.
1. Изделие 485. Руководство по эксплуатации. Часть 1.
Военное издательство МО СССР. Москва 1952 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3. Журнал "Моделист-конструктор" № 5-1981 г.
4. С.Ангелов. Танки и самоходные установки. Изд. АСТ. Москва. 2000 г.
5. С.П.Павлов. Большой плавающий автомобиль БАВ. Военное издательство.
Москва. 1961 г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника
Заметки на полях. Машина была снята с вооружения и заменена плавающими гусеничными транспортерами К-61 и ПТС к концу шестидесятых годов. Ни одна машина не была списана и порезана на металл. Все машины были переданы в народное хозяйство. Причем изъятие БАВ из войск происходило просто стремительно. Геологи, гидростроители, рыбколхозы, словом все, кому по роду деятельности приходилось иметь дело с перевозкой грузов в условиях развитой водной системы и российского бездорожья по достоинству оценили высокую проходимость машины в сочетании со способностью плавать.
Когда автор молодым лейтенантом прибыл служить в 650 отдельный переправочно-десантный батальон Дальневосточного округа осенью 1970 года, он еще застал там две последние машины БАВ и МАВ. Правда, они были уже списаны и использовались для различных хозяйственных нужд. БАВ еще мог плавать, а вот корпус МАВ уже был прогнившим, а привод винта неисправным.
Последний же раз автор видел эту машину летом 1999 года в Вологодской области у одного из фермеров. Машина была на ходу и плавала.
По мнению автора машина и из войск была изъята преждевременно (плавала она куда шустрее нежели БТР-60), и зря не было налажено ее производство для народного хозяйства. Дорог на Руси как не было, так и нет. Мостов тоже. А сено с заречных лугов надо возить, да и сотни рыбных озер облавливать надо. Что лучше здесь чем БАВ? Привез на ней сети, ею же расставил, протянул, собрал рыбу; на нее же погрузил и увез. Милое дело.