Инженерная техника
Советской Армии

(пятидесятые-шестидесятые годы)

Большой плавающий автомобиль БАВ
(Изделие 485)

bav-01.jpg (37353 bytes)

Большой плавающий автомобиль БАВ  предназначен для перевозки и переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.   Используется при форсировании рек в первой и второй волне десанта; при высадке с десантных кораблей морских десантов.

bav-1.jpg (11518 bytes)Грузоподъемность на воде 2.5 тонны (при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 2.5 тонны. Это позволяет переправить за один рейс до 28 солдат в полном снаряжении, 3 120-мм. миномета с расчетами,   артиллерийское орудие калибром до 122 мм., автомобиль типа ГАЗ-69, УАЗ-469. Загрузка  производится через откинутый задний борт. Для загрузки тяжелой техники используются съемные аппарели и установленная в отделении управления грузовая лебедка, приводимая в действие от  базового двигателя машины. Эта же лебедка может использоваться с подачей троса вперед для самовытаскивания машины при слишком крутом или топком береге. Наличие сцепного устройства под задним бортом позволяет использовать автомобиль и как тягач.

Отделение управления (рубка) имеет два сиденья (командира и водителя). Десант или техника размещаются в кузове на палубе площадью 10.4 кв.метра. Съемные листы палубы изготовлены из многослойной бакелитизированной фанеры. При перевозке материальных средств в мешках, ящиках палуба может сниматься, а материальные средства укладываются в корпус машины, что понижает центр тяжести и повышает устойчивость машины к опрокидыванию. Сверху рубка и грузовая палуба могут накрываться брезентовым тентом на дугах. Рубка и грузовой отсек обогреваемые.

bav-2.gif (15974 bytes)Существенным недостатком машины, очевидно предопределившим снятие ее с вооружения, было большое удельное давление на грунт при очень небольшом клиренсе. Это приводило к тому, что зачастую машина не могла выехать на берег из воды если грунт дна был илистым или даже просто мягким (песок, глина).. По этой же причине машина плохо преодолевала мелководье. Система регулирования давления воздуха в шинах, появившаяся в поздних сериях, не очень помогала исправить этот недостаток.

Мощность бензинового карбюраторного   двигателя типа ЗИС-151 мощностью 112 л.с.   Передвижение на воде осуществляется с помощью винта. Винт может   включаться одновременно с приводом колес и лебедки , что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. поворот машины на воде осуществляется судовым рулем. Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 3 м/сек.  Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов.   Усилие, развиваемое лебедкой 5 тонн. Длина троса лебедки 70 метров

Машина полноприводная, т.е. все три моста ведущие.  рулевое управление на суше гидроусилителя не имеет, что делает управление машины при движении довольно тяжелым.

Вооружения и брони машина не имеет.

Для удаления воды из корпуса машина оборудована двумя водооткачивающими насосами производительностью одного 300 литров в мин., второго 150 литров в мин. Это обеспечивает плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 500 кв. см.

Тактико-технические характеристики БАВ

Тип машины............................................................................. автомобиль плавающий
Снаряженный вес.................................................................. 7.15 тонны
Грузоподъемность (на суше и на воде)................................. 2.5 тонны
Экипаж..................................................................................... 1 чел.
Габаритные размеры..........................................................
-длина............................... 9.54 м.
-ширина............................. 2.49 м.
-высота.............................. 2.66 м.
Клиренс................................................................................... 28 см.
Максимальная скорость на суше............................................ 60 км/час
Максимальная скорость на воде............................................ 10 км/час
Запас хода по топливу на суше.............................................. 570-690 км.
Запса хода по топливу на воде.............................................. 10 часов.
Двигатель................................................................................ бензиновый карбюраторный  6-цилиндровый ЗИС-152
Мощность двигателя............................................................... 81 - 82 квт. (110-112 л.с)
Радиус поворота на суше....................................................... 11.5 м.
Радиус циркуляции на воде................................................... 9 м.
Максимально допустимая скорость течения реки.............. 3 м/сек.
Максимальный угол подъема. (без груза)............................. 32 градуса
Максимальный угол подъема. ( с полным грузом).............. 26-29 градусов
Преодолеваемая вертикальная стенка................................. 0.4 м.

БАВ  состояли  на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии -   1 взвод (10 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа (фронта) - 2 роты (40 машин).

bav-02.jpg (19452 bytes)Предшественником  БАВ был американский автомобиль-амфибия DUKW-353  фирмы Дженерал Моторс, поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах, более известный в те годы  в СССР под названием амфибия "Джиэмси" (очевидно от от выдавленных спереди машины английских букв GMC). От этого автомобиля была взята компоновочная схема, система привода винта и управления. От советского автомобиля ЗИС-151 был взят двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, мосты, подвеска. Отработанная система трансмиссии и колес БАВ затем была использована при создании автомобиля ЗИЛ-157 и бронетранспортера БТР-152.

От автора. БАВ очень похож на американскую "Дак (Утка)" (как ее окрестили американские солдаты). Но это вместе с тем это   разные машины. Да, очень многое в нашем БАВе взято от американской DUKW. Но никакое это не копирование, как об этом любят кричать русофобствующие историки и журналисты в России (мол наши отечественные  конструкторы сплошь неучи, идиоты и тупицы, которые способны только на интеллектуальное воровство). Вообще, очень и очень редко встречаются образцы военной техники, разработанные, что называется с нуля. Любой конструктор, будь то русский, немецкий, американский или японский, начинает разработку новой машины с того, что тщательно изучает все, что было в этой области наработано до него и наиболее для него подходящее использует это в своей разработке. Зачем вновь изобретать то, что уже изобретено? Ради "чистого искусства"?

Кстати,  как  пишет Г.Гудериан в своих мемуарах, немецкие конструкторы отказались копировать наш Т-34 не из отвращения к заимствованию, а из-за того, что в разных странах разные технологии и повторить конструкцию иностранного образца просто невозможно. Внешняя схожесть образцов это еще не доказательство копирования.

Январь 2001 г.

Источники

1. Изделие 485. Руководство по эксплуатации. Часть 1. Военное издательство МО СССР. Москва 1952 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3. Журнал "Моделист-конструктор" № 5-1981 г.
4. С.Ангелов. Танки и самоходные установки. Изд. АСТ. Москва. 2000 г.
5. С.П.Павлов. Большой плавающий автомобиль БАВ. Военное издательство. Москва. 1961 г.

---***---

Рейтинг@Mail.ru

 

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

 Заметки на полях. Машина  была снята с вооружения и заменена плавающими гусеничными транспортерами К-61 и ПТС к концу шестидесятых годов. Ни одна машина не была списана и порезана на металл. Все машины были переданы в народное хозяйство. Причем изъятие БАВ из войск происходило просто стремительно. Геологи, гидростроители, рыбколхозы, словом все, кому по роду деятельности приходилось иметь дело с перевозкой грузов в условиях развитой водной системы и российского бездорожья  по достоинству оценили высокую проходимость машины в сочетании со способностью плавать.

Когда автор молодым лейтенантом прибыл служить в 650 отдельный переправочно-десантный батальон Дальневосточного округа осенью 1970 года, он еще застал там две последние машины БАВ и МАВ. Правда, они были уже списаны и использовались для различных хозяйственных нужд. БАВ еще мог плавать, а вот корпус  МАВ уже был прогнившим, а привод винта неисправным.

Последний же раз автор видел эту машину летом 1999 года в Вологодской области у одного из фермеров. Машина была на ходу и плавала.

По мнению автора машина и из войск была изъята преждевременно (плавала она куда шустрее нежели БТР-60), и зря не было налажено ее производство для народного хозяйства. Дорог на Руси как не было, так и нет. Мостов тоже. А сено с заречных лугов надо возить, да и сотни рыбных озер облавливать надо. Что лучше здесь чем БАВ? Привез на ней сети, ею же расставил, протянул, собрал рыбу; на нее же погрузил и увез. Милое дело.